сообщение по теме«Развитие личностного потенциала детей с ОВЗ через обучение математике в системе Монтессори»
lefttop Педагогическая система Монтессори была названа в честь своей основательницы, итальянки – Марии Монтессори. Методика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, заключающийся в том, чтобы подвигнуть ребенка с ОВЗ к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию.
Цель методики Монтессори — не превращение ребенка в вундеркинда, а лишь развитие его природной самостоятельности, а вместе с ней — и других способностей. На самом деле, если ребенок, следуя нашему примеру, сам что-то делает (застегивает пуговицы, завязывает шнурки, лепит пельмени — что угодно), можете смело считать, что он уже занимается по системе Монтессори.
Основополагающим элементов в этой системе является дидактический материал, специальные пособия для обучения детей. Все основные знания и навыки даются малышам на наглядной основе. Более того сам материал подсказывает ребенку как с ним работать, указывает на допущенные ошибки, помогает сделать самопроверку. Главный принцип работы системы Марии Монтессори, заключается в том, что ребенок сам выбирает тот материал, с которым хочет заниматься. Сначала он экспериментирует с ним, пробует самостоятельно с ним разобраться, после чего педагог помогает правильно освоить материал, направляет ребенка к более глубокому усвоению материала.
Основная «фишка» методики Монтессори — в отсутствии программы, как таковой. Главная задача Монтессори – педагога — понять, что интересно маленькому человеку в определенный период его жизни, обеспечить оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить, этой самой средой пользоваться
Для того, чтобы ребенок с ОВЗ был свободен к выбору материала, в кабинете создана особая развивающая среда. Все Монтессори материалы должны быть видны и легкодоступны для детей. Поэтому они чаще всего располагаются по периметру комнаты на низких, деревянных полках. Кабинет разделен на 5 зон:
Зона сенсорного развития;
Зона практической жизни;
Зона развития речи;
Зона космоса;
Зона математического развития.
Дети в большей степени работают не за столами, а на специальных ковриках, это расширяет пространство кабинета, а также не утомляет ребенка с ОВЗ к длительному неудобному положению в одной и той же позе.
rightbottomМатематическая зона развития в Монтессори среде, представляет собой разнообразие материалов и позволяет ребенку достаточно глубоко освоить первые математические представления.
lefttopНачать хочется с тех материалов, которые сама Мария Монтессори относила к предматематическим и размещала в зоне сенсорики. Она считала, что эти материалы призваны подготовить детское восприятие к дальнейшему обучению математики.
РОЗОВАЯ БАШНЯ.
35299652289810Задача этого материала заключается в том, чтобы обучить ребенка таким понятиям как «большой» и «маленький», научить его быстро на глаз находить кубик нужного размера, для того чтобы построить такую розовую башню. В основание ставится самый большой куб, иначе башня будет неустойчивой или попросту свалится, затем ставятся кубики меньшего размера, разница между ними составляет ровно 1 см.
КОРИЧНЕВАЯ ЛЕСТНИЦА
-2057405166360Данный материал обучает детей понятиям «толстый» и «тонкий». Очень важно правильно брать бруски, обхватывая их ладонями посередине, именно тогда ребенок почувствует эту разницу в размере. Бруски подбираются по ширине и ставятся вплотную друг к другу, так чтобы получилась лестница. По окончанию строительства коричневой лестницы, очень легко проверить правильно ли вы выполнили задание. Для этого берется самый тонкий брусок, шириной 1 см и ставится в начало первой ступеньки. Если брусок становится вровень с последующей ступенью, значит задание выполнено, верно.
КРАСНЫЕ ШТАНГИ
41205157080885Этот материал знакомит детей с понятиями «длинный», «короткий». Ребенок должен брать бруски по краям, так он лучше почувствует разницу между длинами. Все штанги постепенно раскладываются на коврике. Их необходимо выровнять по левому краю, так легче увидеть какая из штанг длиннее, а какая короче. Затем ребенок выкладывает от самой длинной до самой короткой.
БЛОКИ ЦИЛИНДРОВ.
Четыре блока натурального цвета с углублениями для десяти цилиндров. У каждого цилиндра есть кнопка, за который его можно держать. 4 блока различаются следующим образом:
Блок А: Эти цилиндра различаются в одном направление - по размеру, диаметр остается неизменным, высота равномерно уменьшается.
Блок В: – Изменения в двух направлениях – высота постоянная, а диаметр (ширина) и глубина равномерно уменьшается.
Блок С: - Цилиндры изменяются в трех направлениях – высота и диаметр равномерно убывает.
Блок D: - Цилиндры изменяются в трех направлениях – высота равномерно убывает, а диаметр равномерно увеличивается, еще этот блок называют «ряд с обратным ходом».
Ребенок берет цилиндр, внимательно его рассматривает, заглядывает в углубление блока, сравнивает цилиндр и углубление друг с другом и помещает цилиндр в подходящее углубление. Так он поступает со всеми цилиндрами. Основная цель этого материала, помочь ребенку с ОВЗ узнать о различие размеров при неизменной форме. Узнать как полость и тело соответствует друг другу. Так же материал развивает тонкую моторику и подготавливает пальцы к держанию карандаша и ручки в руке.
40506651737360ЦВЕТНЫЕ ЦИЛИНДРЫ
Это 4 деревянных ящика, каждый из которых содержит 10 отдельных цилиндров. Они соответствуют по размерам вставным цилиндрам . Голубые цилиндры соответствуют цилиндрам блока А, красные – цилиндрам блока В, желтые цилиндрам блока С, зеленые – цилиндрам блока D. Учитель приносит ящик с красными цилиндрами, начиная с самого толстого цилиндра, выстраивает ряд, равномерно изменяющихся цилиндров, при этом он сравнивает цилиндры, сопоставляя их, друг с другом. Выбирает следующий по величине цилиндр и ставит его в ряд. Затем учитель вставляет цилиндры в подходящие углубления.
Занятия с цилиндрами можно разнообразить дальнейшими упражнениями такими как: построить башню, выполнить упражнения с закрытыми глазами, построить из цилиндров змею, внутри змеи высота цилиндров должна убывать и другие упражнения.
43853104842510ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ КОМОД
34137607709535228605785485Это деревянный комод с шестью выдвижными ящиками внутри него, первый ящик содержит 6 различных треугольников; второй – 6 различных прямоугольников, третий - 6 правильных многоугольников, четвертый – содержит пять фигур: равнобедренную трапецию, прямоугольную трапецию, ромб, параллелограмм, неравносторонний остроугольный треугольник, выдвижной ящик № 5 содержит – 4 фигуры: квадрат с четырьмя полукругами с наружи, яйцо эллипс, треугольник с дугообразными сторонами. Шестой ящик – содержит 6 кругов, их диаметры равномерно меняются от 10 см до 5.
Цель работы - развитие визуального восприятия, знакомство с основными формами.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ
Материал состоит из пяти ящиков с треугольниками: прямоугольный ящик №1, №2, треугольный ящик, большой шестиугольный ящик, малый шестиугольный ящик. Основная цель материала помочь узнать детям о взаимосвязи геометрических фигур друг с другом, составлять из одних геометрических фигур другие.
38538151461135ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА
В системе Марии Монтессори детей знакомят с девятью геометрическими телами: шар, эллипсоид, овоид, цилиндр, треугольная и пирамида, конус, куб, трехгранная и четырехгранная призмы. Все геометрические тела выкрашены в голубой цвет. При работе с данным материалом дети на ощупь опознают геометрические тела, узнают об их свойствах, учатся подбирать к геометрическому телу карточку, развиваются стереогностические чувства.
Таким образом, развитие элементарных математических представлений осуществляется посредством сенсорного воспитания и на упражнениях по овладению навыками практической повседневной деятельности. Обучение счету, знакомство с числами, выполнение элементарных арифметических операций, все это необходимо знать, уметь выполнять детям с ОВЗ.
Развитие математических знаний у детей имеет исключительно практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами.
Дети, которые овладевают элементарными математическими представлениями, легче и успешнее адаптируются в социальном мире.
Методика Монтессори хороша тем, что с легкостью дает понять ребенку с ОВЗ знания десятичной системы исчисления, выполнения арифметических действий, что является основными знаниями для таких детей, что позволяет им решать практические ситуации, возникающие в повседневной жизни.
На занятиях по овладению данными представлениями, на основании методики Монтессори, используется еще и материал, который оказывает влияние на развитие речи. С помощью данной педагогической системой идет развитие не только математических представлений, но и личностных качеств ребенка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор.