Дидактический материал для проведения мастер-класса по теме Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы
Формирующее оценивание. Приёмы работы.
(дидактический материал для проведения мастер-класса)
«Две звезды и желание»
Учитель предлагает ученикам проверить работы одноклассников и не оценить их работы, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание».
Данный вид оценивания может проводиться в письменной или устной форме.
Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные
Кто проводит оценивание: учащиеся (взаимооценка)
Цель проведения: анализ результатов проверки позволяет определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать
РУССКИЙ ЯЗЫК
Итак, предлагаем вам выполнить задание:
1)Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания в предложениях.
Окна во всех к_рпусах были ярко осв_щены и оттого на громадном дв_ре к_залось очень т_мно .
На улице ж_ра а ц_плятам хол_дно.
Вскоре после восхода наб_жала туча и брызнул короткий дождь.
Уже совсем рас(сс)вело и народ стал подниматься когда я вернулся в св_ю к_мнату.
Шумит на дв_ре (не)погода но в доме до сих пор (не)спят.
2) Обменяйтесь выполненными заданиями и определите в них два положительных момента – «две звезды», выделите один момент, который заслуживает доработки – «желание».
Материал для само и взаимопроверки
Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно .
На улице жара, а цыплятам холодно.
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
Шумит на дворе непогода, но в доме до сих пор не спят.
ЛИТЕРАТУРА
Прочитайте сочинение ученика. Определите в нём два положительных момента – «две звезды», а также выделите один момент, который заслуживает доработки – «желание».
Жилин и Костылин.
Толстой описал в своем рассказе "Кавказский пленник" историю о том, как Жилин и Костылин - два офицера из русского гарнизона - попали в татарский плен во времена войны русских на Кавказе. Они вместе ехали по опасной дороге, и когда горцы напали на Жилина, Костылин бросился спасать свою жизнь, даже не подумав помочь товарищу. Однако в плену Жилин не пал духом, он все время думал над планом побега из неволи. При этом он все время чем-нибудь занимался. Он помогал жителям аула, лепил из глины куколок. Еще он чинил какие-то вещи. Жилин смог даже завести дружбу с татарской девочкой, что впоследствии спасло ему жизнь. Ему приходилось надеяться только свою силу и смекалку, ведь жалея свою пожилую маму и понимая, что она не сможет собрать нужную сумму, он указал на письме с просьбой выкупа неверный адрес. Костылин же, являясь по натуре человеком трусливым и нерешительным, оставался в сарае, дожидаясь, когда его выкупят. Он надеялся на постороннюю помощь. Его медлительность и слабость стали причиной того, что их первый побег провалился. Во второй раз бежать Жилину помогла Дина – девочка, с которой он успел подружиться. Костылин бежать отказался. В итоге Жилин сбежал из плена один и добрался до русского гарнизона, а Костылина выкупили лишь через месяц за пять тысяч, здоровье его было в плачевном состоянии. Герои эти являются полными противоположностями: Жилин – сильный и смелый человек, он смог изменить свою судьбу и выбраться из беды, а Костылин опустил руки и отдался на милость судьбы, ожидая чужой помощи. Я считаю, что Костылину серьезно повезло, ведь его могли и не выкупить, а при его человеческих качествах, долго бы в ауле он не прожил. Читая рассказ, я сделал для себя вывод, что не бывает безвыходных ситуаций, и всегда нужно бороться до конца. Толстой пытался донести через свое произведение, что человек – сам хозяин своей судьбы, и я с этим согласен.
«Речевые образцы»
Учитель периодически даёт учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строит ответ.
Например, «Знаки препинания в сложносочинённом предложении». На доске или карточке несколько предложений, учитель предлагает ответить на вопрос, используя речевой образец – подсказку.
Назовите, к какому типу относятся эти предложения.
Это предложение ….(простое/сложное), потому что…(в его составе одна/две или более грамматических основ, оно представляет собой смысловое единство, оформленное интонационно).
Это предложение … (сложносочинённое/сложноподчинённое/бессоюзное), потому что…(это сложное предложение с сочинительной/подчинительной/бессоюзной) связью между его частями, части предложения связывают сочинительные/подчинительные союзы/союзные слова /связаны только интонационно).
Мне легче определить тип …………...предложения, так как я лучше усвоил эту тему.
Мне легче определить тип сложного предложения после того, как я … (повторю теоретический материал / подчеркну грамматические основы / найду союзы и союзные слова в предложении)
Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные.
Кто проводит оценивание: учитель
Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Составьте речевой образец для объяснения постановки знаков препинания или правописания пропущенных букв в предложениях.
Окна во всех к_рпусах были ярко осв_щены и оттого на громадном дв_ре к_залось очень т_мно .
На улице ж_ра а ц_плятам хол_дно.
Вскоре после восхода наб_жала туча и брызнул короткий дождь.
Уже совсем рас(сс)вело и народ стал подниматься когда я вернулся в св_ю к_мнату.
Шумит на дв_ре (не)погода но в доме до сих пор (не)спят.
ЛИТЕРАТУРА
Составьте речевой образец для оставления характеристики литературного героя
Определение места героя среди других персонажей.
Степень участия и его роль в конфликте.
Анализ имени.
Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
Речевая характеристика.
Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора
Оценка литературного персонажа его современниками.
Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
ПРАВИЛА
Орфография
Безударные гласные корня проверяются ударением: волна́ – во́лны, мячи́ – мя́ч.
Способы проверки безударных гласных в корне
1. Подбор однокоренных слов: соли́ть – со́ль, закрепи́ть – кре́пкий, возду́шный – во́здух.
2. Изменение формы слова: окно́ – о́кна, гроза́ – гро́зы.
При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое значение: спешу́ (в школу) – спе́шка, спишу́ (текст) – пи́шет.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.
Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, каморка, каравай, кобура, конфорка, кочан, кощей, ладанка, наваждение, палисадник, паром, периферия, пескарь, пигалица, пластилин, привилегия, ромштекс, ротапринт, снегирь, стипендия, тормоз, тороватый, эликсир, эстакада и мн. Др.\
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.
Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.
Слитное или раздельное написание НЕ с существительными.
Пишется слитно Пишется раздельно
1. Если слово не употребляется без НЕ:
небылица, ненастье, невежда
2. Если слово с НЕ можно заменить синомимом без НЕ:
недруг – враг, неправда – ложь Если есть или подразумевается противопоставление:
Не друг, а враг.
Не правда, а ложь.
Он мне не друг.
После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю),
напр.: жаль, Жанна, межа; шар, лапша; час, свеча, молчащий; площадка, плаща; цапля, отца; жуткий, скажу; шум, Шура, большущий; чувство, молчу; щука, прощу; цугом, отцу.
После ц пишется буква и или ы. Буква ы пишется в следующих случаях.
1. В корнях слов: цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть).
2. В окончаниях существительных и прилагательных, напр.: огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми.
3. В суффиксе прилагательных −ын, напр.: сестрицын, лисицын, царицын, Троицын день. Так же пишутся географические названия на −цын, −цыно, напр.: Царицын, Голицыно.
Примечание. В русских фамилиях после ц пишется буква и или ы в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, напр.: Ципко, но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын, но Вицин, Ельцин, Цицин.
Во всех остальных случаях после ц пишется буква и, а именно:
а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен, напр.: цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, цуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати;
б) в суффиксах иноязычного происхождения, напр.: организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм;
в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах, напр.: блицинтервью, специнтернат, ЦИК.
Пунктуация
1.Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения (ССП), отделяются друг от друга запятыми.
Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно .
2.Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях:
а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член.
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение.
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:
Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);
г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:
По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения – по словам охотников – один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла);
д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:
Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?
е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения:
Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурманов);
ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:
Как он смешон и как глупы его выходки!
з) в состав сложносочинённого предложения входят односоставные неопределенно-личные предложения, если мыслится один и тот же производитель действия:
Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);
и) в состав сложносочинённого предложения входят безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых:
Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения (синонимы: необходимо, надо).
Но при отсутствии синонимических слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом и ставится:
Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море (Катаев);
к) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:
Мороз и солнце... (Пушкин).
«Индекс карточки»
(карточка с заданиями на обеих сторонах), например:
1- я сторона.
Перечислите основные мысли и идеи из прочитанного произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (6 класс, литература)
Или
Перечислите основные правила изученной темы «Знаки препинания в сложносочинённом предложении» и обобщите их в и виде схемы или таблицы (9 класс, русский язык)
2-я сторона.
Определите, что вы не поняли (какую мысль, предложение, слово) в прочитанном произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (6 класс, литература)
Определите какой материал вы не поняли в изученной теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении» и сформулируйте вопросы. (9 класс, русский язык)
Оцениваемые результаты: предметные
Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка)
Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения , повторения, закрепления