Статья на тему Формирующее оценивание — оценивание для развития
Формирующее оценивание – оценивание для развития.
В настоящее время в педагогике идет процесс радикального переосмысления традиционной оценки учебных достижений учащихся, т.к. педагоги должны использовать не такие методы и приёмы оценивания, которые позволяют оценить не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся. Кроме того, учитель должен своевременно оценить УУД, проанализировать их. А системы оценивания УУД, как таковой, нет. Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся. Поэтому возникает необходимость создания новой системы оценивания. А она базируется на формирующем и суммативном оценивании.
Формирующее оценивание или, как его еще называют, оценивание для обучения с начала 2000-х годов стало мейнстримом мирового образования. Оно пришло в образовательную практику, как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе. Согласно результатам международного исследования PIRLS в России 99% учащихся оцениваются учителями только с целью выставления отметок, когда среднемировой показатель составляет 72%. А умение учителей применять методы оценивания составляет только 28%.
Формирующее оценивание в начальной школе регламентируется нормативными документами: Законом РФ «Об образовании» (ст.28 п.3),
ФГОС НОО (разд.1 п.6.).
Важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
Оценивание на уроке – это и процесс, и результат. Это помогает учащимся увидеть сильные и слабые стороны выполняемой работы, вовремя внести коррективы для достижения наилучшего результата. Результат оценивания – личностный рост ученика и достигнутое им индивидуальное качество знаний и уровень обученности.
Формирующее оценивание – это умение ученика оценить личностные достижения, умение одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе. Это оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, коммуникативные умения. Основная цель такого оценивания – мотивирование учащихся на дальнейшее обучение.
Проанализировав эти данные, мы решили изучить приёмы внедрения формирующего оценивания и использовать его на уроках. В работу включилось большинство учителей с 1 по 4 класс.
При внедрении формирующего оценивания мы учитывали следующие базовые принципы:1. оценивание должно быть частью эффективного планирования обучения и учения;2. оценивание должно фокусироваться на учебной деятельности ученика;3. оценивание должно занимать центральное место в учебном процессе, происходящем на уроке;
4. учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти;
5. критерии оценивания обсуждаются вместе с детьми и понятны детям, возможно, даже введены совместно с учениками;
6. необходимо выстраивать постоянную обратную связь от учителя к ученику и от ученика к учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться;
7. оценивание должно быть тонким и конструктивным, т.к. оно всегда оказывает эмоциональное воздействие;
8. оценивание должно учитывать возможность мотивированности ученика;9. оценивание должно обеспечивать учеников конструктивными рекомендациями о том, как достигнуть улучшения результатов;10. оценивание должно развивать у учеников способность к самооцениванию, чтобы они овладели рефлексией и самоорганизацией; Формирующее оценивание интересно оказалось для нас тем, что в работу с удовольствием включились не только учителя, но и дети.
Учитель совместно с детьми определял результат, который необходимо достигнуть на данном этапе (уроке). Затем определяли, что для этого необходимо знать. Потом оценивали свои знания по критериям.
Так, при изучении темы «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» ученики определили, что для успешного освоения материала необходимы следующие знания и умения:
умение ставить ударение,
умение выделять корень в словах,
знание гласных букв, требующих проверки в слабой позиции,
знание правила правописания безударной гласной в корне,
умение проверять безударные гласные в корне слова.
То есть алгоритм выработки критериев таков:
Выделяется понятие знать и уметь.
Выделяется формирующее умение.
Определяются пошаговые операции выделенного умения.
Выделяются критерии и записываются.
Естественно, эти знания и стали критериями для оценивания своих знаний учащимися при изучении этой темы. Каждый ребёнок оценил свои умения и знания и определил, что же ему надо изучить и в чём потренироваться. Кому-то надо было потренироваться в подборе проверочных слов, а кто-то ещё допускает ошибки при выделении корня, значит, ему надо тренироваться в нахождении однокоренных слов. Ценность такой работы в том, что о недостатках в знаниях и умениях говорит не учитель, а это видит сам ученик. Так он выстраивает свою траекторию учения.
Итак, формирующее оценивание развивает самостоятельность учащихся, ученик сам должен оценить свои достижения, выявить слабые места, определить, что нужно сделать, чтобы продвинуться дальше.
В марте мы провели ряд открытых уроков с использованием формирующего оценивания.
Какие техники мы использовали:
Сигналы рукой
Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала. Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:
ѓ. Я понимаю и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
ѓ. Я все еще не понимаю (большой палец руки направлен в сторону)
ѓ. Я не совсем уверен в .(помахать рукой)
Светофор
У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:
К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):
– Что вы поняли?
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:
– Что вам не понятно?
Проверка ошибочности понимания
Учитель намеренно допускает ошибки, а затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Индивидуальные беседы с учащимися
Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания.
Измерение температуры
Учитель останавливает урок и задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения.
Мини-тест
Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.
Формативный опрос Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?».
Очень интересно и оживлённо проходит игра «Внутренний и внешний круг»
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме.
Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
Обобщение в одном предложении
Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?».
При этом и учителю, и ученикам необходимо правильно задавать вопросы.
Формирующее оценивание позволяет мотивировать всех учеников. Ребятам знакомы критерии, они могут самостоятельно оценить свою работу и выбрать пути совершенствования. С другой стороны эта техника позволяет учителю отследить даже самое незначительное продвижение ученика, его прогресс. А самое главное – это старание и стремление ребёнка продвинуться вперёд. Таким образом эта методика делает оценку более объективной и прозрачной для всех субъектов обучения, позволяет ученику точно оценить границы своего знания.
Нашими учителями были разработаны, найдены критерии для самооценивания следующих видов работы: списывание, выразительное чтение наизусть, пересказ, написание изложения и сочинения. Учителя и ученики обсуждали критерии, приходили к единому пониманию того, что, как и зачем будет оцениваться.
Учителем 1 класса разработаны критерии оценивания при списывании.
Учитель и ученики 2 класса представили критерии оценивания при решении текстовой задачи.
Учитель 3 класса показала оценивание изложения по критериям.
Учащимися 4 класса были разработаны критерии оценивания пересказа текста.
С какими трудностями мы столкнулись: практически для каждого вида работ необходимы свои критерии. Наборы могут и должны меняться в зависимости от поставленной задачи, т.к. ребята строго придерживаются выбранных критериев. Очень тяжело составлять критерии самим, поэтому мы использовали наработки коллег из других школ. Чем старше ученики, тем более выборочно они подходят к отбору критериев.
для каждого вида работ необходимы свои критерии,
не существует универсальных наборов,
нехватка времени.
Если ученики с удовольствием проводят самооценивание, то с не меньшим удовольствием они проводят и взаимооценивание. Зачастую критерии самооценивания и взаимооценивания совпадают. Существенным моментом в проведении взаимооценивания является обратная связь. Помимо фиксации достоинств и недостатков работы необходимо предоставить комментарии с предложениями по улучшению работы. Особенно ценно, если они будут опираться на собственный опыт. Что мы отмечаем в результате такой работы: ребята учатся диалогу, умению аргументированно высказывать своё мнение, укрепление доверия в коллективе.
Самооценивание и взаимооценивание при групповой работе. Оценивание работы в группах и парах:
Взаимооценка деятельности по критериям,
Оценивание учителем работы каждой группы по критериям,
Оценивание и взаимооценивание внутри группы по критериям.
Важными элементами формирования УУД является умение управлять своей деятельностью, на основе критериев давать самооценку, работать в группах, устанавливать коммуникативные связи. Школьники учатся оценивать свои знания в соответствии с критериями, а не на основе эмоций.
В представленных работах ученики проводят параллельно самооценивание и взаимооценивание. С какой трудностью столкнулись мы при проведении групповой работы – это самооценивание в группе, т.е. оценивание своего личного вклада в деятельность группы. Перепробовано было много критериев деятельности. Что-то мы позаимствовали из разных источников, что-то придумали сами.
Сегодня в одном классе обучаются дети с разным культурным прошлым, с разными способностями и интересами. Формирующее оценивание помогает учителям учитывать индивидуальные потребности учащихся через [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Формирование навыков, необходимых для непрерывного обучения, особенно важно для достижения успеха в 21 веке. Стратегическое применение формирующего оценивания позволяет учащимся сформировать навыки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Внедрение формирующего оценивания в обучение создает сложности и для учителей и для учеников. Стоит ли она того? На наш взгляд: да, стоит.