Мастер-класс по теме Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга в обучении иностранному языку
4000302260center00
154432042094150014224008361971Волкова Е.В., учитель английского языка МАОУ лицея №7 г.Томска Лазарева С.В., учитель английского языка МАОУ лицея №7 г.Томска00Волкова Е.В., учитель английского языка МАОУ лицея №7 г.Томска Лазарева С.В., учитель английского языка МАОУ лицея №7 г.Томска13500101905000Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга в обучении иностранному языкуДля учителей иностранного языка в том числе и молодых специалистов
00Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга в обучении иностранному языкуДля учителей иностранного языка в том числе и молодых специалистов
24307808181340Томск-2016
Томск-2016
Аннотация к мастер-классу
В условиях перехода на ФГОС и личностно-ориентированное обучение перед учителями встает вопрос, какие современные технологии и методы помогут индивидуализировать процесс обучения, что может способствовать развитию личности каждого обучающегося.
Среди известных педагогических приемов при обучении иностранному языку можно выделить стратегию скаффолдинга и формирующее оценивание для повышения качества образования и развития положительных личностных качеств обучающихся. Работая на протяжении 4 лет в составе региональной инновационной площадки «Использование технологии оценивания достижения планируемых результатов как ресурса эффективного обучения школьников иностранному языку» при ТОИПКРО, мы адаптировали и применяли на практике стратегию скаффолдинога, внедряли технологию формирующего оценивания. Так как работа в данном направлении оказывает положительное влияние на рост мотивации обучающихся, по данным анкетирования уровень мотивации учащихся вырос с 36% до 82%, привела к снижению уровня тревожности с 61% до 32%, и повышению качества обученности с 57% до 89%, мы решили обобщить опыт своей работы и поделиться им с коллегами города и области.
Данный мастер-класс предназначен для учителей иностранного языка, занимающихся как урочной, так и внеурочной деятельностью. Содержание теоретической части нашего мастер-класса дает возможность сообществу учителей иностранного языка познакомиться с преимуществами применения технологии формирующего оценивания и разновидностями скаффолдинга. Практическая часть рассчитана на групповую форму работы, с целью применения полученной теории на практике.
Цель мастер-класса: Знакомство с технологией формирующего оценивания, её инструментами и стратегией скаффолдинга, выделение их основных преимуществ, направленных на повышение мотивации и качества обученности обучающихся.
Задачи:
познакомить учителей с понятием чек-листов, алгоритмом работы с формирующей оценкой, дать рекомендации по разработке чек-листов;
организовать работу в группах по применению стратегии скаффолдинга по материалам УМК «Английский в фокусе», 5 класс.
Основные понятия: формирующее оценивание, критериальный подход, портфолио ученика, таблицы образовательных результатов, чек-листы, алгоритм работы с формирующей оценкой, стратегия скаффолдинга, учебный скаффолдинг, «выученная беспомощность», строгий скаффолдинг, умеренный/условный скаффолдинг.
Оборудование: УМК Spotlight 5 («Английский в фокусе 5») В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина. Модуль №6 “Round the Clock” («Распорядок дня»);
компьютер, проектор, операционная среда – Microsoft Windows XP, 2000, Microsoft Power Point;
раздаточный материал.
4526280762000Авторы:
Волкова Елена Валентиновна- учитель английского языка МАОУ лицея №7 г.Томска, учитель высшей квалификационной категории, финалист муниципального конкурса профессионального мастерства «Учитель года -2014».
190501206500
Лазарева Светлана Викторовна- учитель английского языка, зав.кафедрой иностранных языков лицея №7 г.Томска, учитель высшей квалификационной категории, лауреат конкурса на соискание премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры 2015, победитель регионального конкурса «Грани профессионального мастерства» 2016.
3909061768350087820512446000
Мастер-класс «Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга в обучении иностранному языку»
Теоретическая часть
В начале нашего мастер-класса мы предлагаем педагогам ответить на следующие вопросы:
-Знакомы ли вы с такими понятиями как «формирующее оценивание», «скаффолдинг»?
-Что вы ожидаете узнать на нашем мастер-классе?
-Чему вы хотите научиться?
-Готовы ли вы к переменам/работать по-новому?
Для того, чтобы ответить на первый вопрос нам необходимо познакомиться (вспомнить) с понятиями «формирующее оценивание» и «скаффолдинг».
Формирующее оценивание - современная международная образовательная стратегия, где внутреннее (формирующее) оценивание противопоставлено внешнему (суммирующему)
Формирующее оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает, как сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Термин «формирующее оценивание» относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения.
Принципы формирующего оценивания:
- Оценивание является постоянным процессом.
- Оценивание может быть только критериальным.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
- заранее известные критерии.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Как применить стратегию формирующего оценивания на практике?
Использовать критериальный подход оценивания.
Формирующее оценивание-это тщательно разработанные критерии для организации работы обучающихся. Использование критериев позволяет учащимся объективно оценивать качество своей работы, а само оценивание становится понятным и доступным.
2)Балльная система оценивания.
Используется в:
- итоговая аттестация в формате ЕГЭ оценивается в баллах;
- тесты, как форма контроля знаний, оцениваются в баллах;
100-балльная или 80-балльная система, используемая учителями в работе по УМК «Английский в фокусе», позволяет более точно определить успехи учащихся в обучении за счет тщательной градации отметок. Так, при оценивании выполненных самостоятельных и контрольных работ, учитываются вес задания и уровень усвоения учащимися знаний. Балльная система оценивания значительно расширяет «границы» оценки. Учащиеся сами могут просчитывать и прогнозировать свои оценки.
3) Разноуровневые задания (базовый, повышенный, максимальный).
Разноуровневое обучение позволяет обеспечить формирование важнейшей личностной компетенции - умения учиться. Ученики вправе сам выбирать уровень сложности задания на конкретном уроке, зная на какую оценку, он может при этом рассчитывать.
4) Портфолио ученика.
Учащиеся демонстрируют компетентность в работе на иностранном языке, описывая собственный опыт общения на неродном языке, и умение обсуждать социальные и культурные проблемы, связанные с важностью использования различных языков. Как правило, ученики начинают работать с портфолио со 2 класса. Существует разные способы защиты и оценивания ученического портфолио. Самооценивание, оценивание сверстниками и родителями в дополнение к оцениванию учителями занимает важное место в процедуре оценки портфолио.
5) Таблицы образовательных результатов составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи, даются словесные, знаковые комментарии.
6) Таблицы самооценивания (чек-листы)
По П. Блэку и Д.Уильяму улучшение обучения зависит от пяти ключевых условий:
- эффективной обратной связи;
- активного включения учеников в процесс собственного учения;
- учета в преподавании результатов, полученных при оценивании;
- понимание того, как от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников;
- способности учеников к самооцениванию.
Одним из основных инструментов оценивания является технология выстраивания обратных связей, в основе, которой лежит использование чек – листов по изучаемым темам.
Чек-листы, или проверочные листы – это перечень заданий с различными уровнями успешности их выполнения (план действий ученика при изучении темы). Он разбит по видам деятельности и может варьироваться от очень подробного – вплоть до конкретных упражнений, до примерного, где обозначены основные навыки и умения, которыми обучающиеся должны овладеть при изучении темы (модуля).
Использование чек – листов позволяет обучающимся:
- ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;
- получать информацию о результатах своей деятельности без окончательной отметки, и, следовательно, сохранять мотивацию для дальнейшей деятельности по освоению учебного материала;
- получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению более высоких результатов;
- и, наконец, овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.
Чек-листы можно разрабатывать для каждого конкретного урока или для целого модуля (раздела), в зависимости от цели, которую ставит перед собой учитель.
Предлагаем вам вариант чека-листа, разработанного на целый модуль, на урок, на основное (итоговое) задание урока.
Чек-лист по модулю
Description of achievement Very well
(3) OK
(2) Not well
(1)
I can read and understand the information about… I can listen and understand the information about…. I can write…. I can speak about…. I can ask and answer the questions about…. Tick and count your score. Чек-лист по всем заданиям урока
Student’s Check Form Module 5e
Name: Class:
I can ...
very well (3)
OK (2) not very well (1)
Plan of the essay
Write, say and explain
3 Write and say
2 Write
1
Ex.1 p.82 Read, match and explain
3 Read and match
2 Read and match with the help of the partner/teacher
1
Ex.2 p.82 Read and explain
3 Read
2 Read with the help of the partner/teacher
1
“Help protect endangered species” Arranged the sentences in logical order without any help and explain
3 Arranged the sentences in logical order without any help
2 Arranged the sentences in logical with the help of the partner/teacher
1
Conclusion Write without any help
3 Write with the help of or in group
2 Write with the help of the teacher
1
Tick and count your score, please Total score: If your score is: Your mark will be:
15-13 “5”
12-10 “4”
9-5 “3”
4-0 “2”
Чек-лист по основному заданию.
Student’s Check Form Module 4
Name: Class:
I can …. Very well
“5” OK
“4” Not very well
“3”
Level 1
Choose the correctitemsabout Harry Potter’s daily routine. - - 7-6
Level 2
Match the parts of the sentences about Harry Potter’s daily routine. - 14-12 10-8
Level 3
Tellabout Harry Potter’s daily routine by plan (8-7 sentences). 24-21 18 15
Level 4
Act out a dialogue about Harry Potter’s daily routine (6-5 exchanges). 24-20 16 12
Tick your mark Поскольку разработка чек-листов очень трудоемкое занятие, для экономии времени учителя, в этом году мы решили разработать электронные варианты чек-листов по основным видам деятельности.
В последнее время учителя все чаще сталкиваются с понятием «выученной беспомощности». Выученная беспомощность наблюдается, когда задание кажется выполняющему настолько трудным, что начинаются сомнения в своей способности найти правильное решение.
Выученная беспомощность - это психологическое состояние, которое связано с мотивацией деятельности. Учащиеся с внешней учебной мотивацией, сталкиваясь с временными трудностями, испытывают чувство беспомощности и снижают активность. Люди с внутренней мотивацией более устойчивы к временным непреодолимым трудностям, при столкновении с трудностями не снижают уровень активности. Задача учителя - создать высокую внутреннюю мотивацию.
На выручку педагогу приходит стратегия скаффолдинга. В переводе с англ. scaffolding – строительные леса.
Учебный Скаффолдинг – процесс, который дает возможность ребенку или новичку решить проблему, выполнить задание или достичь целей, которые находятся за пределами его индивидуальных усилий и возможностей.
Теория Скаффолдинга была представлена в педагогике в 1950-х годах когнитивным психологом Джеромом Брунером. Впервые данная теория применялась для развития у детей навыков владения языком. В настоящее время границы применения расширились, скаффолдинг пользуется большой популярностью в Америке и Европе, подтвердив свою эффективность на практике.
Учебные «леса», это различного вида временные опоры, которые являются необходимой поддержкой учащихся в процессе обучения, помогающими каждому ученику достичь поставленных целей. По мере продвижения учащихся эти опоры постепенно убираются. Скаффолдинг основан на постоянной диагностике учащихся, благодаря которой учитель анализирует свою деятельность и планирует ее так, чтобы помочь учащимся усвоить знания и навыки, быть способными их применить после того, как опоры будут убраны.
Основные преимущества скаффолдинга – мотивация и эффективность.
Как только уровень навыков повышается, появляется чувство незавивисимости в обучении, что мотивирует учеников к дальнейшему совершенствованию навыков.
Основные приемы стратегии скаффолдинга:
Обращение к личному опыту учащихся.
Попросите учащихся поделиться собственным опытом по содержанию обучения и как это к ним относится. Начинайте обучение, основываясь на личном опыте своих учащихся.
Примеры.
Как гласит пословица лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Всегда показывайте учащимся конечный продукт, что именно они должны делать.
Время на обсуждение.
Всем учащимся требуется время на осмысление новой информации. Необходимо создать условия для обсуждения нового материала учащимися друг с другом, в парах или группах.
Использование наглядности.
Опоры в виде графических организаторов, картинок, диаграмм помогают учащимся визуально представлять свои идеи, организовывать информацию и осознать такие понятия, как последовательности и причинно-следственные связи. Графический организатор - инструмент скаффолдинга, участвующий в формировании мышления учащихся.
Предварительное снятие трудностей.
Перед тем как дать учащимся новый текст, необходимо отработать с учащимися сложную лексику и грамматические структуры этого текста, чтобы они не потеряли интерес в процессе работы над ним, постоянно мотивируя учеников. Используйте фотографии, метафоры, проведите аналогии или введите слова в контексте, который интересен учащимся.
Пауза, вопросы, пауза, обсуждение.
Этот прием позволяет проверить понимание учащимися текста или темы. Сначала учащиеся читают текст, затем обсуждают его, после этого дается время на осмысление полученной информации. Далее учитель задает вопросы направляющие и открытые. Задав вопрос, следует выдержать паузу и потом дать возможность ответить.
Поддержа обучения заключается в следующем:
-ресурсы
Справочная литература, грамматический справочник, словари, аудио и видео ресурсы, ресурсы Интернета.
-задания в соответствии уровню (ЗБР)
Разноуровневые задания с критериями оценки
-примеры, образцы, инструкции и руководства
Учителю важно уметь применять скаффолдинг на практике. Рассмотрим это на примерах.
Примеры практического применения стратегии скаффолдинга на уроках ИЯ:
Схема/диаграмма
36880801016000 ( Порядок слов в предложении)
Алгоритм /инструкция.
Высказывания по тексту.
Who?
When?
What?
How?
Result?
Your opinion?
31718255588000
Disjunctive question/tag questions
1 Определить 1 часть утверждение или отрицание.
2 Определить в каком времени употребляется глагол.
3 Вспомнить вспомогательный глагол для данного времени.
4 Поставить в конец предложения вспомогательный глагол в нужной форме (+/-)
5 Добавить в конец предложения местоимение заменяющее действующее лицо.
3965575635000
Карточки-подсказки
21164551079500088773013652500
Sed34855152349500Mind map
1543054381500
295084536957000
Кластер (Рассказ о школе).
344233519685000
План /карта
394589014922500Карточки типа “flow chart”
( При чтении текста разместить картинки в нужном порядке или подобрать части текста к ряду картинок).
217741567945004735830-14097000Визуальные образы
Картина
Фото
Плакат
Символика
Таблица
Чек-лист (как план действия по освоению темы или заданий урока.)
Существует два вида скаффолдинга:
-строгий скаффолдинг (предопределение сопровождения обучения)
-умеренный/условный скаффолдинг (поддержка относительно индивидуальных потребностей обучающихся)
Важно понимать, что СКАФФОЛДИНГ - это временная поддержка, которая постепенно уменьшается, как только ученик становится способным самостоятельно обучаться и выполнять задания.
Практическая часть
На практической части мастер-класса учителям предлагается поработать по группам и выполнить практическое задание.
39604955842000Перед вами страница из УМК «Английский в фокусе», 5 класс авторов В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина модуль №6 “Round the Clock” («Распорядок дня») урок 6d раздела «Culture corner». Предположите свой вариант использования стратегии скаффолдинга и формирующего оценивания.
На работу в группах отводится 10 минут. После обсуждения в группах, участникам мастер-класса предлагается защитить групповую работу. На защиту одной групповой работы предполагается 2-3 минуты.
Выступление каждой группы обсуждается остальными, участники мастер-класса обсуждают предложенные варианты скаффолдинга, выделяют наиболее удачное применение, дорабатывают не совсем удачные предложенные варианты.
После обсуждения работ, ведущие семинара проводят рефлексию и предлагают участникам вернуться к тем вопросам, которые были поставлены в начале мастер-класса.
-Оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса?
-Чему вы научились?
-Готовы ли вы применить новые знания на практике?
-Чего вы опасаетесь?
Данная рефлексия помогает организатором мастер-класса проанализировать был ли мастер-класс эффективным и полезным для учителей, принимавших участие в мастер-классе, а также внести необходимые коррективы. Ведущие просят заполнить листы-отзывы на мастер-класс.
Самоанализ проведенного мастер-класса
Мастер-класс «Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга в обучении иностранному языку» проводился 25.10.2016 для учителей иностранного языка на семинаре-практикуме «Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга в обучении иностранному языку» в рамках курсов повышения квалификации при ТОИПКРО «Профессиональное мастерство учителя иностранного языка в условиях перехода на ФГОС».
50253908001000Волкова Е.В. представила участникам семинара преимущества технологии формирующего оценивании, рассказала о практическом применении формирующего оценивания на уроках и внеурочной деятельности, познакомила с алгоритмом работы с формирующей оценкой, предложила участникам некоторые практические рекомендации по разработке чек-листов, привела примеры чек-листов по отдельному заданию, уроку и модулю учебника.
-647706858000Лазарева С.В. познакомила педагогов с основными приёмами стратегии скаффолдинга, ввела понятие «выученной беспомощности», также разъяснила какие виды скаффолдинга существуют и как учителю повысить мотивацию учеников, показала примеры практического применения скаффолдинга- схемы, диаграммы, инструкции, карточки-подсказки, карты памяти, кластеры и т.д.
Затем ведущие мастер-класса предложили участникам семинара разделиться на группы и предложили учителям принять участие в практической части мастер-класса. На работу в группах было отведено 10 минут.
right5334000Групповая работа была выбрана для того, чтобы в целях экономии времени, дать возможность всем участникам мастер-класса выступить в роли проектировщика современного урока. Участники, используя страницу из УМК «Английский в фокусе» предположили свой вариант применения стратегии скаффолдинга и формирующего оценивания при проектировании урока. Педагоги получили возможность обсудить и предложить разнообразные формы и методы организации учебного процесса с применением стратегии скаффолдинга, включая не только визуальную поддержку, но и эмоциональную (например, постучать по краю стола, когда обучающимся необходима поддержка). Представление групповых работ бурно обсуждалось участниками мастер-класса, с внесением критических замечаний и полезных советов. Общий настрой участников мастер-класса был позитивным и плодотворным.
В конце мастер-класса ведущие мастер-класса провели устную рефлексию, предложили участникам семинара ответить на вопросы, поставленные в начале мастер-класса. Таким образом, педагоги смогли проанализировать свои ожидания и провести саморефлексию.
Опираясь на положительные отзывы участников семинара, считаем данный мастер-класс успешным.
118300515589250023050528956000Отзывы:
-381001973580005905522606000
173355359854500center000
Приложения
№ 1 Алгоритм работы с формирующей оценкой.
Определить, по каким темам вы будете проводить констатирующие контрольные работы.
Составить контрольные работы, максимально включая задания, которые будут проверять ЗУНы, предусмотренные критериями по предмету.
Совместно с обучающимися разработать критерии.
Разработать чек – листы к темам.
Познакомить обучающихся с чек – листами и методикой работы с ними.
Вывесить образец контрольной работы с первого дня изучения темы, тем программы, по которым будет проводиться констатирующее оценивание.
Определить с каждым учеником зону его ближайшего развития.
На основе критериев и чек – листа объяснить обучающимся, что они должен делать, чтобы выполнить контрольную работу максимально хорошо.
В ходе изучения темы проводить на уроках формирующие срезовые работы (тесты, работы по дифференцированным карточкам и т. д.), которые будут определять пошаговый уровень изучения темы каждым обучающимся.
После каждой формирующей оценки проводить рефлексию с обучающимися.
Формирующее оценивание – это движение обучающегося вперед по лестнице достижения максимально высокого результата в ходе выполнения констатирующей контрольной работы.
Формирующее оценивание не влияет на итоговую оценку, а определяет зону ближайшего развития обучающихся, является сигналом к проведению следующего этапа работы по достижению максимально высокого результата.
Оценка – не наказание, а определение совместно с обучающимися дальнейшего шага на пути к успеху.
№2 Рекомендации по разработке чек – листов.
1) Чек – листы по теме разрабатываются с учетом образовательных результатов, которые были предварительно определены учителем для освоения в рамках той, или иной темы.
2) Формат, содержание и объем чек – листа могут различаться в зависимости от того, каких результатов должен достичь обучающийся в ходе изучения темы.
3) Требования к знаниям и умениям должны быть сформулированы таким образом, чтобы стимулировать обучающегося для демонстрации конкретного образовательного результата.
4) Помните, что обучающийся имеет право улучшить результат своей деятельности в ходе формирующего оценивания, сохраняя, таким образом, мотивацию к дальнейшему освоению учебного материала.
5) После выполнения контрольной работы учителю следует прокомментировать результат, полученный обучающимся, в соответствии с чек – листом, помочь ему спланировать дальнейшую деятельность по достижению более высоких результатов.
№3 Памятка для учителя
7 правил технологии «Оцениваем» по ФГОС
ЧТО?Все действия! Но отметка – за решение конкретной задачи
КТО? Ученик + учитель в диалоге
СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка
ГДЕ? В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьника
КОГДА? Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+право пересдачи)
КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)
ПРЕДМЕТНЫЕ– по таблице образовательных результатов, а итоговая – по всем накопленным результатам портфеля достижений и диагностик.
№4 Памятка для ученика
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ САМООЦЕНКИ
Задание Решение
Что нужно сделать? Удалось ли сделать? Все правильно или есть недочеты? Сделал сам или с чьей-то помощью? Как мы отличаем «5», «4» и «3»? Какую отметку ты поставишь себе?