Краткий конспект урока по теме Между музыкой разных народов нет непереходимых границ


Урок в 4 классе по программе Д. Б. Кабалевского.
Тема четверти: Между музыкой разных народов нет непереходимых границ..
 Сегодня мы свой привет и дружеские пожелания шлем жителям Страны восходящего солнца.
- О какой стране я говорю? (О Японии).
- Что вы знаете о культуре, быте японцев? (В жилищах мебели почти нет, на полу - ковер и ваза с цветами).
- Кто знает, как в народе называют эту страну? (“Ниппон”, страна “Восходящего солнца”).
- Как Вы думаете, почему её так назвали?
Государственный флаг Японии несет в себе это название. Он представляет собой белое полотнище с ярко-красным Солнцем посередине. (Демонстрация флага Японии).
Современная Япония известна своими высокими технологиями. Однако традиции и обычаи очень чтят в этой маленькой стране. Среди шумных улиц и небоскребов туристы могут встретить старинные японские храмы. Японцы очень гостеприимный народ и всегда своим гостям предлагают поучаствовать в чайной церемонии, а в дар преподносят сувенир – национальную куклу хаката. (Демонстрация куклы хаката).
- А в России, какая кукла является национальной игрушкой-сувениром? (Матрешка).
- Любимые цветы японцев - хризантемы.
- Как называется японский национальный костюм? (Кимоно).
- А вы знаете, что любимый напиток японцев кипяченое молоко? 
Да, японцы тонко чувствуют красоту. Живописные работы любят выполнять акварелью, не смешивая краски, прорисовывая мелкие детали
В японском искусстве все просто, скромно. Японцы умеют видеть чудо, красоту и показать её окружающим.
В Японии много садов. Сады очень разные и необычные. Вслушайтесь в эти названия “Сад Воды”, “Сад Камней” и такого чуда нет больше нигде в мире.
- Зачем люди создают такие сады? (для души, для созерцания).
- А в “Саду Деревьев”, что будет являться главным? (дерево).
- Кто назовет любимое дерево японцев? (Вишня-сакура).
День цветения сакуры отмечается своеобразно. Люди терпеливо ждут, когда начнет распускаться цветок. Это момент любования и раздумья о жизни. Нежно-розовые цветы, окутывающие деревья, помогают людям верить в то, что прекрасное вечно. Давайте и мы полюбуемся красотой... Звучит японская народная песня "Вишня". ( видео - слайд). 
Сразу всё согласно и неслышно,
Словно кто-то дал команду тут,
Белые и розовые вишни
Надо всей Японией цветут!(Я. Смеляков)
- Что было красивого в музыке, что мы увидели? (Как распускаются цветы вишни).
- Красота была яркая, броская или нежная? (Хрупкая, нежная, лепестки тянулись к солнцу).
- Слышали вы это в звуках мелодии? (Да).
- Японцы любят любоваться полнолунием. Море у подножия горы Фудзиямы наполнено лодками, люди пускают фонарики по воде.
- Как вы думаете, зачем? (Хотят увидеть счастье).
- Давайте и мы к ним попробуем присоединимся.
Слушаем "Вариации" Д. Кабалевского. 
- Удалось нам услышать счастье? (Нет).
- Что произошло с нашей вишней?
Краски стали темнее, настроение тревожное, в конце - страшное, траурный колокольный звон.
- Каким стал аромат сакуры?
- А цвет? Образ вишни приобрел размытые очертания.
- На что похожа музыка? (Колокол).
Композитор “сломал” песню, а ведь песня – это душа народа.
- Значит, что-то произошло в душе японского народа?
А произошла трагедия, которая потрясла весь мир.
- Мелодия звучала один раз или несколько? (Несколько).
- Были ли изменения?
- Как называется такое построение музыки? (Вариации).
"Вариации" Д.Б.Кабалевский написал после поездки в Японию. Там он узнал о трагедии Хиросимы и Нагасаки. 6 августа 1945 года в небе над Хиросимой блеснула вспышка ярче тысяч солнц, вверх взметнулось кроваво-красное облако, похожее на гриб. Этой трагедией была открыта атомная летопись человечества. Погибли сотни тысяч людей, многие были обречены на долгую болезнь, но не только взрослые, но и дети.
Кто сказал: "Все сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!?»
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
Она вынесет все, переждет -
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!
-Жизнь продолжается и музыка помогает нам в этом.
"Музыка прежде всего - искусство человеческого общения". 
- Как вы понимаете смысл этих слов?
Все мы любим милую "Катюшу".
Любим слушать, как она поет.
Из врага выматывает душу,
А друзьям - отваги придает.
- О чем стихи? (О песне, которая помогала воевать). Поем 1 куплет песни.