Урок музыки для 4 класса «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Класс: 4
Тема урока: «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Цель: Формирование нравственно – эстетических взглядов и художественного вкуса посредством музыки.
Задачи:
Воспитывающая – Культура слушания, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Обучающая – Продолжение знакомства с П.И. Чайковским,
Л. Бетховеном, с Э. Григом; напомнить о ладах музыки (мажор, минор); объяснить, как музыка трёх разных композиторов взаимосвязана, несмотря на то, что композиторы разных национальностей; словарная работа: тема, вариация.
Развивающая – ВХН: пение в унисон, дикция, грамотное пение окончаний;
слуховые навыки: внимательно слушать музыку, словесный анализ, развитие фантазии, творческого воображения, связь с жизнью детей.
Методы: беседа, рассказ, эмоциональная драматургия, поисковый, наглядный, объяснительно – иллюстративный, перспективы и ретроспективы, музыкального обобщения.
Тип урока: введение в тему
Оборудование: ТСО, грамзапись, наглядность, портреты композиторов, фортепиано, слова на карточках, презентация урока.
Репертуар: 1. «Заход солнца» Э. Григ
2. «Осенняя песня» П.И. Чайковский
3. «Камаринская и Вариации на русскую народную тему» Л. Бетховен
Тема нашего урока сегодня: «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».
И что эти слова означают, мы вместе будем в этом разбираться.
Сейчас мы с вами послушаем произведение норвежского композитора
Э. Грига (портрет композитора).
1) Дайте, пожалуйста, название сами этому произведению; 2) Какое будет настроение, характер? Какие музыкальные инструменты звучат? В каком ладу написано это произведение?
I. Слушание произведения «Утро» Э.Григ
Ответы детей ..
Характер произведения: нежный, ласковый (слова на карточках на доску). Называется оно «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (название на доску + картинка заката или рассвета).
Скажите, а П. И. Чайковский, какой композитор по национальности?
Дети /русский/.
Чайковского и Грига сближала любовь к родной природе. Музыка Грига, которая сейчас прозвучала, очень близка по характеру с музыкой Чайковского, которая связана с картинами природы.
Чайковский не знал норвежского языка, а Григ не знал русского языка, но музыкальный язык друг друга они понимали очень хорошо, он сближал их.
Музыка – это тоже язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражают свои чувства, эмоции, мысли. Каждый народ имеет свой музыкальный язык и свой разговорный язык. Но музыкальный язык, в отличие от разговорного понятен всем другим народам без перевода.
Ребята, а как вы думаете, какая музыка по характеру может передать настроение такого времени года, как осень?
Ответы детей...
Сейчас мы с вами послушаем произведение композитора П.И. Чайковского (портрет композитора на доску), название я вам не скажу, вы должны сами вспомнить, потому что оно уже знакомо вам, мы его слушали с вами в этом году.
Вопросы вам будут такие: 1) Какое настроение и чувства будет передавать музыка? 2) Какую картину может нарисовать музыка по настроению, характеру? 3)В каком ладу написана пьеса ? 4)Меняется ли в ней настроение ?
II. Слушание произведения П.И. Чайковского «Осенняя песня»
Ответы детей.
В каком ладу композитор написал это произведение? /мажор/ (слово на доску)
Да, композитор хотел этим сказать, что природа очень красива, когда заходит солнце. В этой музыке, мажор, словно луч солнца, стремящийся вырваться из-за туч, но музыка всё же остаётся минорной (грустной) (слово минор на доску), а настроение печальным.
Вам сейчас будет такое задание: заполнить самостоятельно таблицу:
«Утро» Э.Григ
Что общее в характере, в настроении?
«Осенняя песня» П.И. Чайковский
Как зовут вот, этого композитора? (портрет Л. Бетховена на доску).
Ответы детей
Л. Бетховен любил, изучал народные песни и в нескольких своих произведениях воспользовался русскими мелодиями.
Сейчас мы с вами послушаем «Камаринскую» русскую народную песню и «Вариации на русскую тему» (слова вариация и тема на карточках на доску).
Дать понятие терминов с записью в тетрадь: вариация, тема.
Вариация – Видоизменение музыкальной темы,
Тема – Основной музыкальный мотив.
Когда мы будем слушать, обратите внимание на мелодию, как она изменится, какой станет?
III. Слушание произведения
Ответы детей
Да, ребята, мелодию Бетховен изложил по-своему, и она чуть – чуть приобрела немецкий характер. Это естественно, воспользовавшись русской мелодией, Бетховен не перестал быть немецким композитором. Так, обращение великого немецкого композитора к русской народной песне подтвердила основную тему нашего урока.
Давайте запишем домашнее задание на следующий урок.
Нарисовать свою картину на музыку Э. Грига и П.И. Чайковского одинаковую по характеру и по настроению.
Запись в тетради итога урока, оценки.
13PAGE 15
13PAGE 14215