Задания на квалификационный экзамен по специальности: Оператор ЭВМ
Вариант № 1
1. Создать документ, используя пакет программ «MS Office».
Используя текстовый процессор MS Word, создайте схему в соответствии с образцом. Нагреватель (температура Т1 )
Теплота Q1
Теплота Q2
Холодильник (температура Т2 )
Работа А
Рабочее тело
теплового двигателя
Нагреватель (температура Т1 )
Теплота Q1
Теплота Q2
Холодильник (температура Т2 )
Работа А
Рабочее тело
теплового двигателя
Инструкция
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Определите инструменты, которые нужны для построения схемы.
3. Сгруппируйте объекты схемы
4. Выполните задание в присутствии членов экзаменационной комиссии.
5. Максимальное время выполнения задания – 15 мин.
Вариант № 2
Инструкция
1. Для всего текста (который мы будем набирать, выполняя задания №1-№11) установите левый отступ 0 см, правый 15,5 см, шрифт Times New Roman, размер символов 12 пт, выравнивание по ширине. 2. Левый отступ для строки с набором символов «Г96» равен 1 см. 3. Перед абзацем, содержащим слова «Доморяд Александр Петрович», установите отступ 140 пт. Для этого и пяти абзацев, следующих за ним, левый отступ равен 5 см. Для трех абзацев установлен разреженный в 2 пт. интервал между символами. Заметьте, что сочетания «Математические игры и развлечения» и «Избранное» выделены полужирным начертанием. 4. Установки форматирования для абзаца, начинающегося со слов «Сдано в набор», следующие: отступ перед абзацем 50 пт, левый отступ 0 см, размер шрифта 10 пт (все остальные установки такие же, как для всего текста). Обратите внимание, что символ «¼» можно найти среди элементов шрифта «Courier New», а символ «´» есть в шрифте «Symbol». 5. Перед следующим абзацем отступ 200 пт. В дальнейшем размер шрифта 12 пт. 6. Перед абзацем «В книге представлены…» отступ 24 пт. 7. Перед абзацем «ISBN 5-09-001292-X…» отступ 24 пт, все символы в нем имеют полужирное начертание. Обратите внимание, что набор символов «ББК 22.1я2я72» отодвинут к правому краю, что делается без использования табуляции или большого количества пробелов.
Вариант № 3
Инструкция
Весь текст оформлен шрифтом «Times New Roman»; размер основного текста - 12 пт, размер и стиль написания заголовков подберите сами так, чтобы получился текст, похожий на данный. 2) Заголовок “Четырехугольники” - это объект WordArt. 3) Около заголовка «Параллелограмм» поставьте обычную сноску на текст: «Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика: Справ. материалы. - М.: Просвещение, 1988. - с. 399».
Вариант № 4
Инструкция
1. Заголовок текста - это заголовок уровня 1, со следующими установками форматирования: шрифт «Times New Roman»; размер символов 14 пт; полужирное начертание; центральное выравнивание. 2. Заметим, что в тексте нередко используются символы a, b и g, которые располагаются среди символов шрифта «Symbol». Конечно, можно всякий раз использовать вставку символа или копировать символ в нужное место, но лучше назначить часто используемым символам «горячие клавиши». Назначьте символу a клавишу {Ctrl+a}, символу b - клавишу {Ctrl+b}, символу gклавишу {Ctrl+g}. Для назначения клавиши {Ctrl+a} символу a выполните следующую процедуру: выберите пункт меню «Вставка >Символ»; установите шрифт «Symbol»; отметьте символ a в таблице; нажмите кнопку «Клавиша»; в поле «Новое сочетание клавиш» нажмите {Ctrl+a} и подтвердите выбор клавишей ввода; закройте диалоговые окна. Теперь при нажатии клавиши {Ctrl+a} в текст будет вставляться символ a. Заметим, что символ d используется в тексте всего два раза, поэтому ему не обязательно ставить в соответствие «горячую клавишу». 3. Символ «º» расположен среди символов шрифта «Symbol».
Вариант № 5
Инструкция
1. Заголовок текста - это заголовок уровня 1, со следующими установками форматирования: шрифт «Times New Roman»; размер символов 14 пт; полужирное начертание; центральное выравнивание. 2. В процессе работы нам понадобятся кнопки «Верхний индекс», «Нижний индекс» и «Редактор формул», которые могут отсутствовать на вашей панели инструментов. Для выноса нужных кнопок на панель воспользуйтесь пунктом меню «Вид> Панели инструментов> Настройка…», вкладкой «Команды». Первые две кнопки вы найдете в категории «Формат», последнюю - в категории «Вставка». Перетащите нужные кнопки в область панелей инструментов. 3. Заметьте, что в таблице некоторые ячейки объединены (две группы ячеек с содержимым «Единицы» и «Десятки»), а некоторые ячейки не имеют границ. Объединение ячеек после их выделения произведите с помощью пунктов меню «Таблица> Объединить ячейки». 4. Некоторые слова текста и таблиц имеют отличное от других начертание (курсив или полужирное).
Вариант № 6
Инструкция
1. Заголовок текста - это заголовок уровня 1, со следующими установками форматирования: шрифт «Times New Roman»; размер символов 14 пт; полужирное начертание; центральное выравнивание. 2. При рисовании следите за соответствием размеров фигур.3. Не забудьте сгруппировать графические объекты (подписи к рисункам объедините с соответствующими рисунками).4. Используйте нужное обтекание текстом графических объектов.5. Чтобы поставить сноску, используйте пункт меню «Вставка > Сноска…».
Вариант № 7
А В С D E F
1 Расчет часов кафедры Информатики
2 Семестр I
3
4 Наименование дисциплины Курс Количество Лекции Лабораторные Итого
5 студентов работы
6 Информатика 1 90 52 34
7 Языки программирования 1 30 34 57
8 Базы данных 4 35 52 34
9 Методы оптимизации 5 30 17 17
10 Практикум на ЭВМ 1 90 34
11 Нейроинформатика 4 35 17 17
12 Всего Инструкция
Составьте таблицу по следующему образцу:
В ячейку F6 введите формулу для подсчета общего количества часов по Информатике (=D6+E6), затем скопируйте формулу для ячеек c F7 по F11.
В ячейку С12 введите формулу для подсчета общего количества студентов, используйте кнопку Автосумма (Выделите ячейки, начиная с C6 по C12).
В ячейку D12 и E12 введите формулы для подсчета общего количества лекций, лабораторных работ.
В ячейку F12 введите формулу для подсчета общего количества часов.
Вариант № 8
Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли вам 130 тенге, чтоб купить все продукты, которые вам заказала мама, и хватит ли купить чипсы за 25 тенге?
№ Наименование Цена в тенге Количество Стоимость
1 Хлеб 9,6 2 =С2*D2
2 Кофе 2,5 5 =С3*D3
3 Молоко 13,8 2 =С4*D4
4 Пельмени 51,3 1 =С5*D5
5 Чипсы 2,5 1 =С6*D6
Итого ???
Технология выполнения упражнения:o В ячейку А1 вводим “№” o В ячейки А2, А3 вводим “1”, “2”, выделяем ячейки А2,А3, наводим на правый нижний угол (должен появиться черный крестик), протягиваем до ячейки А6o В ячейку В1 вводим “Наименование” o В ячейку С1 вводим “Цена в тенге” o В ячейку D1 вводим “Количество” o В ячейку Е1 вводим “Стоимость” и т.д. o В столбце “Стоимость” все формулы записываются на английском языке! o В формулах вместо переменных записываются имена ячеек. o После нажатия Enter вместо формулы сразу появляется число – результат вычисления
Вариант № 9
Заполните таблицу данными, для название месяцев используйте Автозаполнение.
2743209525000Добавьте столбец Всего.
Определите содержимое пустых ячеек.
Выполните сортировку в столбце В среднем по убыванию.
Оформите таблицу.
Переименуйте Лист1 в Магазин, Лист 2 в Диаграмма, Лист3 удалите.
Скройте столбец Н, для этого:
Выделите данный столбец или диапазон ячеек Н2:Н6;
Выберите Формат/Столбец/Скрыть.
Показать скрытый столбец:
Выделить смежные столбцы или смежные ячейки;
Выбрать Формат/Столбец/Отобразить.
Добавьте колонтитулы (в верхний поместите фамилию и имя, в нижний – текущую дату и время). Посмотрите полученный результат.
Постройте круговую диаграмму, показывающую долю каждой статьи дохода по итогам I полугодия. Поместите диаграмму на соответствующем листе.
Сохраните результат под именем магазин.xls.
Вариант № 10
«Расчёт зарплаты».
Переименуйте Лист1 в Зарплата, Лист 2 в Сортировка, удалите Лист3.
23431519685000Введите заголовки столбцов.
Для ввода данных в таблицу воспользуйтесь формой, для этого:
Выделите любую ячейку заголовка таблицы;
Выберите Данные/Форма;
Внести данные о каждом сотруднике в соответствующие «окошки», нажмите Добавить;
После ввода последней записи нажмите кнопку Закрыть.
Заполните пустые ячейки(удержание составляет 14%).
Для данных столбцов Начислено, Удержано, К выдаче примените денежный формат с разделителем тысяч.
Оформите таблицу по своему желанию.
Найдите, используя Автофильтр, записи о сотрудниках с зарплатой ниже 4000 р. Скопируйте результаты поиска и поместите их под основной таблицей.
Найдите записи о сотрудниках 1-го отдела. Скопируйте результаты поиска и поместите их после результатов выполнения пункта 7.
Найдите записи о сотрудниках 2-го отдела, у которых сумма к выдаче находится в пределах от 2000 р. до 4000 р. Скопируйте результаты поиска и поместите их после результатов выполнения пункта 8.
Найдите все записи об инженерах, фамилии которых начинаются на букву «П». Скопируйте результаты поиска и поместите их после результатов выполнения пункта 9.
В пунктах 11-13 скопируйте полученные результаты сортировки на лист Сортировка. Оставляйте между таблицами 2 строки.
Отсортируйте данные таблицы по двум ключам: Отдел (по возрастанию), ФИО (по возрастанию).
Отсортируйте данные по двум ключам: Отдел, Начислено (по убыванию).
Отсортируйте данные по трём ключам:
Отдел, Должность, ФИО;
Отдел, Должность, Таб.номер.
Скройте на листе Зарплата содержимое столбцов C,D,E,F,G.
Сохраните документ под именем расчёт зарплаты. Xls.
Вариант № 11
Построить с помощью Мастера диаграмм круговую диаграмму и гистограмму для своей таблицы расходов.
2. Для выделения двух несмежных диапазонов ячеек удерживать нажатой клавишу <Ctrl>.
3. Отформатировать диаграммы по собственному усмотрению, используя различные цвета заливки, границ, размеры шрифта.
Вариант № 12
Ввести в таблицу значения аргументов функции на заданном интервале.
2. Ввести формулу в первую ячейку столбца для соответствующих значений функции.
3. Скопировать эту формулу на остальные ячейки этого столбца.
4. Выделив в таблице нужный для построения диапазон ячеек, построить с помощью Мастера диаграмм график функции, подобный тому, какой изображён на рисунке.
5. Отформатировать область графика по собственному усмотрению, используя различные цвета заливки, границ, размеры шрифта.
6. Создать таблицы и построить графики пяти различных функций.
Вариант № 13
1. Откройте текстовый процессор Word.
2. Напечатай текст:
Наибольшая глубина озера Байкал 1620 м, Онежского озера 127 м, озера Иссык-Куль 668 м, Ладожского озера 225 м.
3. На основании этой информации создайте и заполните следующую таблицу:
Озеро Глубина (м)
Байкал 1620
Онежское 127
Иссык-Куль 668
Ладожское 225
. Выделите таблицу и щелкните на кнопке Добавить диаграмму . Появится столбчатая диаграмма, показывающая глубину перечисленных озер, а также еще одна таблица с исходными данными.
5. Выполните команду Параметры диаграммы…, нажав правой кнопкой мыши на области диаграммы. В открывшемся диалоговом окне выберите вкладку Заголовки, в соответствующее поле ввода введите название диаграммы «Глубина озер»; на вкладке Легенда установите флажок Добавить легенду и активизируйте по своему усмотрению один из переключателей, задающий её расположение. Щелкните на кнопке ОК.
6. Установите указатель мыши вне области новых объектов и выполните щелчок левой кнопкой мыши.
7. Сохраните файл в собственной папке под именем Глубина и закройте программу.
Задание 14.
1. Напечатайте следующий текст:
Площадь России равна 17,1 млн.км2, площадь Китая равна 9,6 млн.км2, площадь Индии – 3,3 млн.км2 и площадь США – 9,4 млн.км2.
2. На основании этой информации создайте и заполните следующую таблицу:
3. По таблице постройте столбчатую диаграмму
4. Сохраните файл в собственной папке под именем Площадь и закройте программу.
Задание 15.
1. Напечатайте следующий текст:
Из 27 учащихся класса за контрольную работу 9 человек получили оценку «5», 15 – «4» и 3 – «3».
2. На основании этой информации создайте и заполните следующую таблицу:
Оценка «5» «4» «3»
Количество учеников 9 15 3
3. По таблице постройте столбчатую диаграмму:
4. Повторно выделите таблицу, щелкните на кнопке Добавить диаграмму и в меню диаграммы (правой кнопкой мыши) выполните команду [Тип диаграммы – Круговая]. 5. В меню диаграммы (правой кнопкой мыши) выберите команду Параметры диаграммы. В открывшемся окне выберите вкладку Подписи данных и активизируйте переключатель Доли. Не забудьте в этом же окне ввести название диаграммы.
6. Сохраните файл в собственной папке под именем Оценки и закройте программу.
Вариант № 16
Создать таблицу «Преподаватели»: Используйте Мастер таблиц.
Выбрать для создания таблицы образец «Сотрудники» и выбрать из предложенного перечня полей следующие:
Фамилия
Имя
Отчество
Должность
Название отдела (переименовать, как “кафедра”)
Назвать созданную таблицу “Преподаватели” Связи не определять, т.е. нажать кнопку Далее.
Выбрать режим “непосредственный ввод данных в таблицу”
В режиме конструктора определить тип данных для каждого поля
Имя поля Тип данных
Фамилия Текстовый (щелкните мышкой)
Имя Текстовый
Отчество Текстовый
Должность Текстовый
Кафедра Текстовый
Определить свойства полей на вкладке “Общие” в режиме конструктора следующим образом:
Поле Свойства полей
Размер Формат поля Маска ввода Подпись Значение по умолчанию Обязательное поле Индексированное поле
Фамилия 30 Фамилия да Да(совпадения допускаются)
Имя 12 Имя да нет
Отчество 30 Отчество Да нет
Должность 20 Должность нет нет
Кафедра 50 Кафедра Да нет
Для поля «кафедра» изменить элемент управления следующим образом:
Откройте вкладку «Подстановка» и установите следующие свойства для поля «кафедра»
Тип элемента управления Поле со списком
Тип источника строк Список значений.
Источник строк Введите список кафедр, используя в качестве разделителя точку с запятой “ ; “
Ограничиться списком Да
Вариант 17
Задание 1
Создайте таблицу «Зачет» в режиме конструктора таблиц с параметрами
Имя поля Тип данных
Дисциплина Текстовый
Группа Числовой
Студент Текстовый
Результат Логический
Определить свойства полей на вкладке “Общие” следующим образом:
Поле Свойства полей
Размер Формат поля Подпись Обязательное поле Индексированное поле
Дисциплина 15 Дисциплина Да Да(совпадения допускаются)
Группа 3 Группа Да Да(совпадения допускаются)
Студент 30 Студент Да Да(совпадения допускаются)
Результат
Да/Нет Результат Да Да(совпадения допускаются)
Так как у Вас в базе уже имеется таблица с перечнем групп, таблица с перечнем дисциплин, а также таблица «Анкета» с перечнем студентов этим надо воспользоваться для автоматического заполнения полей «группа», «дисциплина» и «Студент» в создаваемой Вами таблице «Зачет»
Это можно сделать с помощью элемента управления полем
Для поля «группа» изменить элемент управления:
Откройте вкладку «Подстановка» и установите следующие свойства для поля «группа»
Тип элемента управления Поле со списком
Тип источника строк Таблица/запрос.
Источник строк Щелкните мышкой,
Нажмите кнопку …..
В появившемся окне “построителя запросов” :
добавить таблицу “Группы”,
закрыть окно “добавление таблицы”
перетащить с помощью мыши поле “Группа” в “поле” бланка запроса
в поле “вывод на экран” должна стоять галочка
Ограничиться списком Да
Аналогично изменить элемент управления для полей «дисциплина» и «студент», используя в качестве строк соответственно таблицы «дисциплины» и «анкета».
Вариант 18
1. Запустите Microsoft Access 2007.
2. Нажмите на кнопку .
Задайте имя новой базы данных «Школа»
В строке меню выберите вкладку Создание/Таблица.
Нажмите на кнопку Вид и выберите Конструктор.
Сохраните таблицу под именем «Преподаватели»
Введите имена полей и укажите типы и размеры данных, к которым они относятся
Имя поля Тип данных Размер поля Маска ввода
Код преподавателя Счетчик Фамилия Текстовый 15 Имя Текстовый 15 Дата рождения Дата/время Длинный формат даты Должность Текстовый 10 Домашний телефон Текстовый #-##-##
Зарплата Денежный Перейдите в режим таблицы для этого выберите вкладка Режим/ Режим таблицы.
Заполните таблицу 10 строками.
Вариант 19
Запустите Microsoft Access 2007.
Создайте новую базу данных «Сотрудники», для этого
Нажмите на кнопку.
Задайте имя новой базы данных «сотрудники»
Создайте таблицу на основе шаблона «Контакты», для этого
400621511684000242506511684000На вкладке Создание Шаблоны таблиц Контакты
Заполните таблицу согласно образцу.
Номер Сотрудника Организация Фамилия Имя Отчество Должность Рабочий телефон.
1 Школа № 2 Петров Иван Сергеевич Директор 2-58-06
2 Школа № 23 Иванов Роман Иванович Зам. директора 5-75-88
3 Школа № 77 Павлова Алла Сергеевна Гл. Бухгалтер 2-02-78
4 Гимназия №1 Боярская Ольга Андреевна Бухгалтер 4-44-44
5 Школа № 76 Сидорова Елена Петровна Директор 5-85-75
6 Школа № 79 Сенчилов Антон Сергеевич Учитель информатики 9-08-42
7 Школа № 80 Чернов Олег Олегович Учитель биологии 2-77-85
8 Школа № 23 Зайцев Петр Викторович Учитель математики 4-75-23
9 Школа № 14 Андреев Иван Игоревич Учитель химии 4-58-75
10 Школа № 32 Петрова Ирина Павловна Учитель физики 2-58-09
Сохраните таблицу.
Вариант 20
Создайте таблицу в Microsoft office Access 2007 с помощью конструктора таблиц. (В той же базе данных «База работников» создайте таблицу №4 под именем «Студенты и задания»).
Заполните Имя поля следующими данными (заголовками столбцов):
КодСтудент, Фамилия, Описание задания, Начальная дата, Конечная дата, Замечания.
И соответственно Тип данных:
КодСтудент – СЧЕТЧИК,
Фамилия, Описание задания, Замечания – ТЕКСТОВЫЙ,
Начальная дата, Конечная дата – ДАТА/ВРЕМЯ.
И заполните эту таблицу следующими данными (см. таблицу)
КодСтудент Фамилия Описание задания Начальная дата Конечная дата Замечания
1 Иванов Электронная почта 21.03.09 15.05.09 2 Петров Телеконференция 10.02.09 20.05.09 3 Гаврелеева Браузер 20.01.09 15.04.09 4 Соколова Служба FTP 15.01.09 25.04.09 5 Мухина Поисковые системы Интернет 30.01.09 10.05.09 6 Апареева Интернет 2 23.02.09 30.05.09 7 Глинкина IP-телефония 20.02.09 12.05.09 8 Сорина Подключение к Интернету 25.03.09 30.05.09 Сохраните набранные данные и при автоматическом запросе системы о создании ключевого поля, нажмите кнопку ДА.
Вариант 21
Запустите программу СУБД Microsoft Access. Для этого выполните: Пуск – Все программы – Microsoft office – Microsoft office Access 201).
Перед Вами откроется окно следующего вида (Рисунок 1):
Выберите команду Новая база данных. Затем введите имя файла –База работников и нажмите кнопкуСоздать. Перед Вами откроется окно следующего вида (Рисунок 2).
Выберите команду Создание – Части приложения. Шаблоны – Контакты (Рисунок 3).
В левой панели появляется таблица Контакты. Щелкните дважды мышью по имени таблице. Перед вами откроется вся таблица Контакты с заголовками (Рисунок 3).
Переименуйте поля ИД, Область, край, Страна или регион на следующие новые имена полей соответственно: Код, Республика, Страна.
Все поля после поля Страна удалите с помощью контекстного меню, выполнив команду Удалить поле.
Заполните ее следующими данными (Таблица 1).
Таблица 1.
У Вас должна получится таблица как на рисунке (Рисунок 4). Сохраните таблицу () под именем Работник.
В данной таблице отсортируйте столбец “Организация” по алфавиту (Главная – ).
Вариант 22
Создадим таблицу под именем “Студент” с помощью конструктора таблиц.
Для этого выполните команду: Создание – конструктор таблиц.
Заполните Имя поля следующими данными (заголовками столбцов): КодСтудент, Фамилия, Имя, Отчество, Адрес, Номер телефона, Специализация соответственно типы данных для полей: КодСтудент – СЧЕТЧИК,Фамилия, Имя, Отчество, Должность, Адрес, Специализация – ТЕКСТОВЫЙ, Номер телефона –ЧИСЛОВОЙ.
Далее Нажмите сохранить () и назовите таблицу “Студент”. Он автоматически запросит создать ключевое поле, нажмите кнопку ДА (поле КодСтудент будет Ключевое поле ).
Затем двойным щелчком левой кнопкой мыши откройте слева на таблицу Студент. Перед Вами откроется таблица Студент для заполнения Рисунок 7).
Заполните эту таблицу следующими данными (Таблица 2) и сохраните ее.
Таблица 2.
КодСтудент Фамилия Имя Отчество Адрес Номер телефона Специализация
1 Иванов Сергей Александрович г. Новороссийск 457896 технолог
2 Петров Сергей Петрович г. Москва 7458962 технолог
3 Гаврелеева Ольга Ивановна г. Москва 3698521 бухгалтер
4 Соколова Инна Олеговна г. Новороссийск 852967 бухгалтер
5 Мухина Олеся Петровна г. Москва 8625471 технолог
6 Апареева Анна Романовна г. Люберцы 748596 технолог
7 Глинкина Дина Евгеньевна г. Люберцы 919597 технолог
8 Сорина Ольга Сергеевна г. Москва 9191954 бухгалтер
Вариант 23
Создайте документ Microsoft Word. Создайте таблицу – ваше расписание на неделю – по предложенному образцу. Заголовок: Задание №4. Расписание.
№ Практика
/лекция Красная неделя Синяя неделя Каб Время
Понедел 1. Пр Нда, понедельник Трудный день! 830 - 950
2. Л Здесь тоже какая-то пара, точно есть, я помню. 1000 - 1120
3. Пр Учиться Учиться 1150 - 1310
4. И еще раз Учиться! 1150 - 1310
Вторни 1. Ну, на эту пару я не хожу, трудно просыпаться… 830 - 950
2. Всегда пытаюсь не опоздать… Еще ни разу не получалось 1000 - 1120
3. Хм, а я иногда еще на что-то способен… 1150 - 1310
4. ООоо, это невыносимо, 4 пары в день! Домой хочу! 1320 - 1440
Среда 1. Все, начинаю новую жизнь, буду учиться… 830 - 950
2. Я по любому пойду на следующие пары. Обещаю! 1000 - 1120
3. Лаб Информатика 24 1150 – 1310
4. Л Исп. современных инф. и коммуникационных технологий 1320 – 1440
5. Лаб Информатика 24 1450 - 1610
Замечание: таблицу составьте на все учебные дни недели. Заполните таблицу.
Время в таблице запишите с использованием верхних индексов (Выделите минуты Формат шрифт верхний индекс). Используйте заливку ячеек таблицы (Выделить нужную ячейку Формат Границы и заливка вкладка Заливка).
Запишите в верхний колонтитул свою Ф.И.О., текущую дату и время (Вид Колонтитулы).
Сохраните файл на рабочий стол. Имя файла – «Задание №4».