Статья «Роль деловой игры в обучении иноязычной речи»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Кемеровский профессионально-технический техникум






СТАТЬЯ

«Роль деловой игры в обучении иноязычной речи»





Подготовила
Преподаватель
Феданкова Виктория Геннадьевна





г. Кемерово
2014
Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также боле полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения.
В основе учебной деловой игры лежат общеигровые элементы: наличие ролей, ситуаций, в которых происходит реализация ролей; различные игровые предметы. Однако, в отличие от других игр, в том числе и игр обучающего характера, деловая игра обладает, наряду с перечисленными игровыми элементами, индивидуальными, присущими только этому виду учебной работы чертами, без наличия которых игра не может считаться деловой: моделирование в игре приближенных к реальным условиям условий профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельности обучаемых (имитирование их); поэтапным развитием, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего; наличием конфликтных ситуаций; обязательной совместной деятельностью участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли; описанием объекта игрового имитационного моделирования; контролем игрового времени; системой оценки хода и результатов игры, заранее разработанной и используемой в данной игре; правилами, регулирующими ход игры; элементом соревнования.
Действие в деловой игре проходит в одной из сфер профессиональной деятельности обучаемых. В связи с этим моделирование в деловой игре условий профессиональной деятельности обучаемых является обязательным. Оно предполагает определение, прежде всего основных сфер профессиональной деятельности будущего (или проходящего курс повышения квалификации) специалиста.

Разработка деловой игры.

Последовательность разработки деловой игры на иностранном языке включает в себя следующие моменты:
Определение проблемы, темы предмета, содержания и учебной цели игры.
Определение основных признаков профессиональной деятельности обучаемых, подлежащих моделированию.
Выделение основных этапов деловой игры, типичных проблемных ситуаций, основных факторов, предопределяющих характер и динамику игры.
Определение конкретных целей деятельности в игре, ролевой структуры игры, функций её участников, характера их межролевого взаимодействия в совместной игровой деятельности.
Подготовка сценария игры.
Определение правил игры.
Разработка системы критериев оценок результатов игры и показателей для оценки игровых действий.
Распределение ролей между участниками игры.
Составление инструкций для организатора игры, арбитров, судей и игроков; разработка соответствующих общих и индивидуальных рабочих материалов для участников игры.
Одним из важнейших этапов разработки деловой игры является этап определения конкретных целей деятельности в игре, ролевой структуры игры, функций её участников, характера их межролевого и межличностного взаимодействия. Этот этап мы и рассмотрим подробнее.
Цели и задачи деловой игры реализуются в действиях участников игры, в ходе исполнения ими своих функций. При определении конкретных целей игры учитываются ее учебные цели, особенности профессиональной деятельности обучаемых: функционально-должностные обязанности, сфера и круг профессионального общения, ролевая структура деятельности и общения, типичные профессиональные действия, место и функции иностранного языка как языка общения.
В процессе разработки игры детально определяются функции каждого игрока, перечень его обязанностей и ролевой репертуар, типы взаимодействия с другими участниками игры. Кроме того, в правилах игры оговариваются нормы поведения участников игры и этикет.
В деловой игре обеспечивается мобильность ролевой структуры и исполнение обучаемыми разных ролей, их смена в зависимости от этапа, конкретной проблемной ситуации и решаемой профессиональной задачи.
Вывод: это обеспечивает большой диапазон игровых действий, более полное решение задач профессионального характера, а также формирует навыки и умения практического использования профессиональных знаний, создает условия для речевой деятельности на иностранном языке в различных профессиональных ситуациях.














Список литературы
Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка – Мн.: Высшая школа, 2001. – 552 с.