Консультация для педагогов Роль предметно-развивающей среды в обучении математике


Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира... Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить-развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы...Е. И. Тихеева
 
Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Поэтому для вхождения маленького ребенка в мир математики необходимо создать благоприятные и естественные условия.
Опираясь на мой педагогический опыт, могу с уверенностью сказать, что предметно - развивающая среда в группе является эффективным средством для решения задач по формированию элементарных математических представлений. Именно через оформление групповой комнаты, можно донести до детей полезную информацию, способствующих этому. Такая форма работы не занимает много времени, информация всегда доступна для детей и позволяет знакомить их с материалами по математике в простой и доступной форме.
Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать.
Для этого в группе оформили «Центр занимательной математики», используя геометрические орнаменты, изображения любимых героев детской литературы: Незнайки, Буратино, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым предоставили детям возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми.        
Организуя уголок занимательной математики, мы исходили из принципа доступности игр детям в данный момент, поместили в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.
Руководя самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики, предлагаем ребенку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности. Малоактивных и пассивных детей таких, как Дима, Катя, Богдан, Саша вовлекаем в игры, заинтересовываем их, помогаем освоить игру. Хвалим, поощряем детей, добившихся успехов  в освоении игры, обращаем внимание других детей на успехи товарища.
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников мы используем фланелеграф, магнитную доску.
  В течение года, по мере освоения игр,  заменяем одни игры на другие, расширяем их ассортимент, вносим новые, более сложные.   В нашей игротеке и картотеке много интересных игр, при- влекающих внимание детей своей занимательностью: игры с числами и цифрами: («Мои первые цифры», «Рыбалка», «Математическое лото», «Волшебный змей», «Пазлы», «Считай не ошибись» и др.), на логическое мышление: «Закончи ряд», «Сложи узор» (кубики Никитина), блоки Дьенеша, счетные палочки. Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Игры с геометрическими фигурами («Цветная геометрия», «Зонтики», «Составь фигуру», «Путешествие», игры путешествие во времени («Живая неделька», «Мои первые часы», «Круглый год», на ориентировку в пространстве («Паучок», «Магазин игрушек», «Магазин ковров». В математическом уголке  размещаем различные варианты книг, рабочих тетрадей для рассматривания и выполнения заданий. Для активизации детской деятельности с подобными материалами  используем листы с заданиями (картинки для дорисовки, лабиринты, математические раскраски.)  С их помощью можно не просто усваивать и закреплять учебный материал, но и заново открывать, что - то интересное, захватывающее.
Мы стараемся использовать математические знания для решения жизненных ситуаций в режимных моментах (дежурства по занятиям и в столовой, сборах на прогулку и др.)
В средней группе используются материалы и пособия, которые позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить. С этой целью у нас имеются различные наборы предметов: геометрические фигуры; шишки, пуговицы, мелкие игрушки и т. п.).  Для освоения счета и измерения дети  используют различные меры: полоски картона разной длины, тесемки, шнуры.
Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, геометрических фигур, порядкового счета поможет нашим воспитанникам занимательный материал, расположенный на стене - это яркие цифры, герои сказок, которые мы планируем сделать.
Неотъемлемой частью работы по формированию элементарных математических представлений является работа с родителями. Для этого оформили консультации, в которых познакомили с видами игр и различным занимательным материалом, рассказали, как лучше использовать их в домашних условиях, какую литературу можно приобрести, какие правила при этом учитывать.
Таким образом, работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста дает положительные результаты. У воспитанников повысился интерес к интеллектуальным играм, также активизировалось внимание родителей к вопросу математического развития у детей.
Из всего вышесказанного хочу сделать вывод: созданная развивающая среда в нашей группе стимулирует самую разнообразную умственную деятельность ребенка и развивает именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться, помогает формированию личности, и овладению разными способами деятельности.
Мы не останавливаемся на достигнутом, в наших планах обогащать и насыщать предметно - пространственную среду, учитывая требования ФГОС.
Обобщение опыта
по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования»
Воспитатель:Былынская М. В.