Выступление на МО уителей иностранного языка: Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку
-10795-81915 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа «22»
346500 Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Парковая 2б, тел. / факс (8636) 22-91-83, е-mail: school__22@bk.ru
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ КАК
СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
Савченко Л.И.,
учитель английского языка
Первостепенная функция педагогической науки – приобщение молодого поколения к принятой в данном обществе системы ценностей, вызывающих национальную гордость и патриотизм. Основополагающим понятием на пути к выработке национальной доктрины Российского государства, таким образом, является понятие «культура».
Культура государства - это сочетание культур его регионов в целом. Региональная культура, развиваясь, питается из двух источников: а) внутреннее саморазвитие; б) взаимодействие с другими культурами. Это позволяет выделить в структуре регионального компонента два аспекта: поликультурный и краеведческий.
Краеведческий аспект ориентирует МО учителей иностранного язык на систематическое использование местного материала на уроках и во внеклассной работе. В связи с этим методическое объединение ставит перед учителями следующие задачи:
- дать основы знаний о регионе;
- раскрыть значимость окружающего мира для жизнедеятельности
человека;
- пробудить познавательный интерес к родному краю;
- сформировать культурологический потенциал;
- сформировать адаптивный тип жизнедеятельности.
Региональная культура выполняет следующие дидактические функции:
- является средством нравственного и патриотического воспитания;
- знакомит с методами и приемами научного познания;
- развивает исследовательские умения и знания;
- способствует интеграции предметных полей и формирует новое
мышление на основе целостного представления о мире;
- обеспечивает «диалог культур» на российском уровне;
- способствует становлению исторического сознания;
- является средством поддержания мотивации учения.
Использование регионального компонента способствует осуществлению межличностного и межкультурного общения. Возникающий при этом диалог культур усиливает культуроведческий аспект в содержании обучения иностранному языку, приобщает школьников к культуре страны, помогает им лучше осознать ее и развивает у них умения представить свою страну средствами иностранного языка. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках иностранного языка и во внеклассной работе позволяет учащимся сравнивать особенности образа и стилей жизни людей в нашей стране и в странах изучаемого языка, обычаев, традиций и культур.
Как правило, региональный компонент представляется учителями МО в виде: а)проектной деятельности на уроках иностранного языка; б) во внеклассной работе.
-727710140398528632151403985 Учителем Белышевой А.И. в клубе «Меридиан» была проведена встреча друзей, на которой школьники представляли Великобританию и Россию. Они пели русские частушки, читали стихи Р. Бернса, исполняли песни группы «Битлз», рассказывали об обычаях и традициях каждой страны на английском языке.
В начальной школе региональный компонент у учителя представлен инсценировками русских народных сказок, таких как «Теремок», «Три медведя», «Лиса и журавль», в описании своей семьи, любимых домашних животных, родного дома, места, где мы живем.
Результатом проектной деятельности по теме «Знаменитые люди» стали сообщения учащихся о выдающихся писателях и спортсменах нашей области и города. В.И. Алексеева и М.А. Шолохова.
3301365250825
-1333533020
На городском семинаре заместителей директоров школ по проблеме “Внеклассная работа учителя английского языка" Белышева А.И. и Головко Н.Д. провели ролевую игру “Добро пожаловать в клуб “Меридиан””, где был показан диалог двух культур – британской и русской. В мероприятии были задействованы учащиеся 5-11 классов. Обе стороны приветствовали друг друга согласно своим обычаям и традициям, рассказывали о своих странах, пели песни, читали стихи, танцевали народные танцы, ставили с сценки. Общение происходило на английском языке. Были красочные костюмы, угощения, игры, подарки, фото на память, выставки творческих работ учащихся (“Russia”,”Rostov Region”, “Shakhty”, “Great Britain”).
Такие мероприятия способствуют развитию творческих способностей, как учащихся, так и самих учителей, будят фантазию, раскрывают потенциал личности.
688975392430
-845820-562610
3803651429385-1080135-718820
Тема “Праздники, обычаи и традиции” одна из самых популярных в процессе обучения иностранному языку на разных этапах. Учащиеся Головко Н.Д. подгото -вили и исполнили вживую такие замечательные проекты, как “Суеверия и предрассудки”, “Свадебные обряды”, “Новогодние и рождественские обычаи” и другие.
32893013970
-3810-3810
Просто уникальным по своему содержанию был проект “Традиции казаков” полностью проведенный на английском языке.
-676910-543560
-1308735339725
Работа над проектами ведется поэтапно:
* поиск информации, выбор необходимой лексики; *работа с заранее подготовленными учителем вопросами; *перевод материалов на французский язык; *презентация -оценивание результатов.
Интересными были проекты “ Донская кухня”, “Праздники на Дону” Учащиеся учителя Зотовой Ю.В. изучают наиболее яркие события, читают много об известных и знаменитых людях нашего края, обсуждают экологические проблемы нашего города, занимаются поиского – исследовательской деятельностью. Наиболее ярко раскрылись творческие способности школьников при работе над проектом «Мой родной город-Шахты», где были затронуты такие темы, как «Достопримечательности города», «Олимпийские чемпионы», «Экология нашего города».
Одним из аспектов регионального компонента является краеведческий. Его я и взяла за основу в процессе обучения английскому языку. Использую региональный компонент, что бы дать основы знаний о нашем родном крае, области, городе. Так при изучении тем «Британия на мировой арене» и «Как разнообразен мир», параллельно узнаем много интересного о своей стране, находим с детьми материалы о Ростовской области (защита проектов «My Native Land, I love You»). Сочинение о своем городе «Welcome tо Shakhty».
Защита проектов
В ходе изучения темы «Кем ты станешь?» рассматриваются учебные заведения области и нашего города, проводится экскурсия в ЦЗН, где ребята узнают, что значит при выборе профессия слова «хочу», «могу» и «надо», получают информацию о профессиях, востребованных в нашем регионе, проходят тестирования. НА уроке полученный материал обобщается и используется в ходе подготовки проекта или творческой работы.
При работе над темой «Выдающиеся люди и их вклад в науку и культуру» используются материалы и данные, собранные краеведами тех классов, в которых я работаю и школы в целом. Проводится устный журнал «Мой город, мои земляки», встречи с интересными людьми нашего города (художниками, поэтами). В школе проводилось мною и учащимися выставка картин Макаровой Н.Н., встреча с родственниками писателя А .Ионова, с его сестрой и племянницей Т. Глущенко.
2969260143510-391160143510
3088005312420 Встреча с художницей и поэтессой Н.Н. Макаровой
В гостях у Т.С. Глущенко, племянницы шахтинского писателя А. Ионова В своих проектах, сочинениях, творческих работах дети используют материалы экскурсий, походов, встреч. При рассмотрении темы «Пусть звучит музыка» учащиеся знакомятся с заведениями культуры и искусства нашего региона и города. Дети занимающиеся в музыкальных школах знакомят остальных с этими заведениями в качестве экскурсоводов, приносят записи своих музыкальных выступлений. На уроках ребята узнают о музыкантах, композиторах, и певцах известных в регионе. Тема «Чтение. Почему нет?» позволяет привлечь богатейший материал, собранный краеведами школы и учителями русского языка и литературы.
Не могу не сказать несколько слов об использовании Интернет – ресурсов. С развитием мультимедийных и компьютерных технологий использование Интернет – ресурсов стало неотъемлемой частью любого учебного процесса.
При прохождении тем, связанных с культурой, искусством, климатом страны англо-говорящих стран постоянно дает учащимся задания сравнить полученные сведения со знаниями и понятиями о своей стране, регионе. Интернет помог учащимся старших классов представить интересный материал о достопримечательностях и знаменитых людях Ростовской области и стран изучаемого языка(«Храмы Донского края», «Ростов Великий», «Молодежь и молодежные субкультуры», «Музей Истории Донского казачества», «М.А.Шолохов», «Как разнообразен мир» и другие).
Итак, если детей заинтересовать, если самому быть активным, то региональный компонент таит в себе неисчерпаемые возможности для творчества учителя иностранного языка, также как и для любого другого.
В перспективе хотелось бы видеть объединенные усилия учителей истории, русского и иностранного языков по проблеме использования регионального компонента в процессе обучения учащихся.