СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА


СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Каждая студенческая организация, при всем их разнообразии, создает естественную благоприятную среду, в которой молодые люди могут максимально полно реализовать свои творческие способности и таланты, лично и профессионально совершенствоваться. Поэтому внимание к студенческим организациям, объединяющим талантливых и активных молодых людей, и их поддержка становятся одной из важных забот государства. На сегодняшний день студент во все большей степени становится суверенным как личность, он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом.  В студенческой среде рождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в жизни современной России. Теоретический анализ понятия, а также изучение опыта организации студенческого самоуправления в современных отечественных вузах дает основание определиться с пониманием студенческого самоуправления в педагогическом вузе как формой организации студенческого коллектива, обеспечивающей студентам право на самостоятельное руководство своей деятельностью.
В целом, студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив. Основной целью деятельности студенческого самоуправления на современном этапе является создание условий для раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной подготовки студентов.
В Ростовском педагогическом колледже – студенческое самоуправление является неотъемлемой частью общеколледжной системы управления и реализует важнейшие функции организации студенческой жизни. Естественно, в контексте вопроса о взаимодействии администрации учебного заведения и органов студенческого самоуправления непременно фигурирует так называемый режим самоуправления, определяющий меру полномочий последних, средства и способы их функционирования и представляющий собой тип отношений, ориентированный на сотрудничество с администрацией и общественными организациями в решении задач оптимизации жизнедеятельности образовательного учреждения.  Колледж готовит выпускников к разнообразной творческой деятельности: профессиональной, общественно-значимой, социально-культурной, закладывает не просто конкретные знания определенного диапазона и объема, а способствует развитию способности работать в обществе и для общества. Создавая культурный потенциал будущего учителя, определяет способ его жизнедеятельности, содержание его работы и его продуктивность. Одним из условий полноценного активного социального развития личности будущего учителя является создание различных форм коллективной самоорганизации. В той или иной степени коллективная самоорганизация всегда была присуща студенческой молодежи, независимо от того, приобретала она реальный статус студенческого самоуправления или нет. На практике самоорганизация студентов не всегда получала адекватное проявление в самоуправлении, а самоуправление, инициируемое сверху, не всегда выражало интересы самоорганизации студентов. В связи с этим в последние годы все большее внимание со стороны структур государственной власти привлекает задача развития органов студенческого самоуправления.
Процесс обновления студенческого самоуправления должен быть направлен на придание ему социально-практического характера. Это обусловлено необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своей профессиональной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении. Условием реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях; стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью; стать средством социально-правовой самозащиты. Студент должен быть подготовлен к реализации функций выбранной специальности в развитом обществе, успешному включению в различные виды деятельности. Без активности субъекта невозможно изменение общественных отношений и его собственное изменение. 
Таким образом, одним из основных направлений, является усиление воспитательной составляющей образовательного процесса и, прежде всего, – в плане развития социальной компетенции молодежи. Термин «развитие социальной компетенции» на самом деле очень близок к понятию самоуправлении.
Развитие социальной компетенции – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик (навыков), а именно: способности взять на себя ответственность, способности совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантности к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества, навыков участия в функционировании демократических институтов.
Функционирование и развитие органов студенческого самоуправления  является одной из наиболее эффективных и комплексных моделей развития социальной компетенции молодежи. Участие в работе органов студенческого самоуправления развивает практически все социальные компетенции молодежи, в том числе:
-            oрганизаторские способности (поскольку каждый студент, имеющий задатки лидерских качеств, имеет возможность войти в актив органов студенческого самоуправления, начиная с должности старосты, профорга или организатора культмассовой работы группы и заканчивая должностью председателя органа студенческого самоуправления);
-            умение принимать совместные решения и находить содержательные компромиссы; толерантность (поскольку работа органа студенческого самоуправления предполагает согласование интересов различных групп студентов);
-            умение брать на себя ответственность (поскольку организация любых мероприятий, начиная от похода в кинотеатр и заканчивая проведением митинга, будет затруднительна без наличия этого качества; кроме того, представители органов студенческого самоуправления, при решении каких-то вопросов с администрацией колледжа, неизбежно берут на себя ответственность выражать мнение и интересы какого-то числа студентов);
- умение отстаивать свои права при помощи существующих норм и законов (собственно, это является одной из функций любого органа студенческого самоуправления);
Развивая такие качества личности студента, как целеустремленность, организованность, коммуникативность, толерантность, эмпатия, доброжелательность, психологическая стабильность, социальная активность, самоуправление выступает фактором развития социальной компетенции студенческой молодежи.