Статья на тему особенности обучения иностранному языку детей раннего возраста


Статью подготовила:
преподаватель иностранных языков Болховского педагогического колледжа
Реброва Наталия Геннадьевна
Особенности обучения иностранному языку детей раннего возраста.
Изучение иностранного языка имеет большое значение для общего развития человека, расширяет его кругозор, помогает познать историю и культуру той страны, язык которой он изучает. Существует много аспектов в изучении языка и важный, даже можно сказать, основной из них-это речевая деятельность. Практика показала, что начинать изучать язык легче всего с раннего возраста. Поэтому начали обучение с начальных классов. В этом возрасте дети обладают большой восприимчивостью к изучению языка. Они легче подстраиваются к языку.
Учителю нужно хорошо знать возрастные особенности детей и соответственно подбирать приемы и методы обучения речевой деятельности. У детей семилеток недостаточно развито внимание и логическая память. Подбирая материал для урока, нужно включать рифмовки, считалки, песенки, использовать наглядность, движения, музыку.
При первом знакомстве с учащимися учитель здоровается по-немецки:”Guten Tag! Setzt euch bitte!” и сопровождает свои слова жестами ( наклон головы, движение руки сверху вниз). Тут же нужно коротко рассказать о стране изучаемого языка – Германии, используя карту, чтобы показать страны, которые говорят на немецком языке. Для наглядности подготовить и продемонстрировать презентацию, с использованием ИКТ. Так же детей заинтересуют красочно оформленные книги сказок немецких писателей на немецком языке, поговорить с учениками об этих сказках. После сказать : «Всё, что мы сейчас говорим на русском языке, я вам скажу по-немецки, а вы выучите немецкий язык и сможете сами рассказать услышанное так же по-немецки.» Далее продолжаем разыгрывать ситуацию знакомства: « Мы с вами тренировали речевой образец Guten Tag! Setzt euch bitte! Давайте добавим сюда ещё несколько фраз. Я скажу их по – немецки, а вы переведите на русский. “Guten Tag! Ich Heiвe…” Дети повторяют, а учитель ходит по рядам и слушает каждого. Затем предлагает ещё распространить речь: « Вы все сидите парами, как о себе сказать мы уже научились. Теперь спросим соседа, как его зовут. Это звучит так :” Guten Tag! Ich heiвe…Und wie heiвt du?” эту фразу отрабатывают учитель и ученик, после переносится на парную работу ученик-ученик. Продолжаем обыгрывать нашу ситуацию “Guten Tag! Ich Heiвe…( подать руку) Und wie heiвt du? Sehr angenehm!( очень приятно). Freut mich!” Таким образом, выходим на диалог « Знакомство». В этих речевых образцах тренируется и новая лексика, и произношение.
В дальнейшей работе используется наглядность ( картинки учебника), где происходит знакомство с книжными героями, увеличивая лексический запас. Уже можно провести ролевые игры. А для ролевых игр разучиваются считалки: a,e,i,o,u – aus bist du. По ней выбирается водящий для игры « Живая картинка». При разучивании рифмовки: Anna, Hanna,Hugo,Hans,
Deni,Ada,Yna,Eranz,
Toni,Susi,Monika,
Irene und Veronika.используется хоровая работа, автоматизируется запоминание и произношение немецких имен. На этом этапе прослушивается аудио запись, это начало аудирования.
К диалогу « Знакомство» добавляются фразы на переспрашивание и вводится утвердительный ответ на вопрос-сомнение. Таким образом, выходим на запоминание речевого образца 1: назвать предмет, лицо, переспрос, утверждение, возражение в ситуации « Знакомство». Примерный диалог :-Guten Tag!
-Guten Tag!
- Wie heiвt du?
-Ich heiвe…Und wie heiвt du?
-Sehr angenehm! Ich heiвe… Und wer ist das? Ist das Kolja?
- Freut mich! Das ist Kolja. Ist das Wowa?
- Nein!Das ist nicht Wowa. Das ist Wanja!
-Ya,richtig! Das ist Wanja. Auf Wiedersehen!
- Auf Wiedersehen!
Подводим итог работы. По считалке 1,2,3 und du bist freu! Находим « нового» ученика, который приходит в класс. Он ходит по рядам и говорит :” Ich heiвe…Und wie heiвt du?” после все повторяют песенку : “ Ist das Uli? Ist das Lene? Find das Hugo und Irene? Das ist Uli? Das ist Lene? Das find Hugo und Irene.”
Для закрепления речевых образцов, как и всего материала, хорошо проводить уроки « Поиграем? Споем?» повторение рифмованного материала должно быть направленно на отработку произношения и лексики. Обобщение и систематизацию языкового и речевого материала можно начать с перечисления того, каким речевым действиям дети уже научились, а именно: здороваться, называть свое имя, спрашивать имя собеседника или взрослого, представлять других ( одного человека, нескольких), переспрашивать, отвечать утвердительно или отрицательно на переспрос, выяснять, кто это?, соблюдать вежливость при знакомстве, прощаться. Желательно использовать геометрические фигуры, картинки, карточки, применять ИКТ. Нужно заинтересовать детей для заучивания лексики, считалок, рифмовок, песенок о пригодности этого материала для проведения праздника « Прощание с алфавитом», который можно провести перед новым годом.
В заключении следует сказать, что любить язык – значит постоянно работать над ним. Нельзя не согласиться с английским методистом Г.Пальмером, который сказал, что изучение иностранного языка имеет начало, но не имеет конца.
Список литературы.
1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго иностранного языка младшими школьниками // Иностр. языки в школе.- 1985, № 2,
2. Виталь А.Б. Нужен ли дошкольникам иностранный язык?// Иностр. языки в школе.- 200, № 6,
3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1979.
4. Гальскова Н.Д., ГлухареваЕ.А. Немецкий язык в детском саду. М.: Просвещение, 1993, Книга I.
5. Филатов В.М. Лингвистическое обеспечение ролевых игр в начальных классах школ с углубленным изучением немецкого языка. //Иностр. языки в школе.- 1991, № 4.