Тематическое планирование фронтальной работы для детей с НВ ОНР
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27» города Курска
Тематическое планирование фронтальной работы
для детей с НВ ОНР - нерезко выраженным
общим недоразвитием речи
Составила:
учитель-логопед
высшей квалификационной
категории
Гурова Анна Витальевна
I этап коррекционной работы
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития:
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов, навыков анализа и синтеза слого – звукового состава слова;
Грамматические термины, используемые на занятиях:
Звуки и буквы, гласные и согласные, слог, твердые и мягкие согласные, разделительный мягкий и твердый знаки, звонкие и глухие согласные, ударение, двойные согласные.
Содержание коррекционно - воспитательной работы:
Формирование навыков организации учебной работы;
Развитие наблюдательности к языковым явлениям;
Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
№
Количество
часов
Дата
Тема
Содержание занятий
Содержание занятий по коррекционно - воспитательной работе
Связь с программой
1
2
3
4
5
6
1 час
2 часа
2 – 3 часа
2 – 3 часа
2 часа
2 часа
Речь. Предложение.
Предложение. Слово.
Звуки речи и буквы
Гласные звуки и буквы
Деление слов на слоги.
Ударение
Знакомство органами речи. Понятие о речи, предложении. Вычленение предложений из текста.
Деление предложений на слова, составление схем предложений. Отличие предложений от групп слов.
Звуки речевые и неречевые. Представление о звуках и буквах. Звуко – буквенный анализ слов.
Артикуляция и характеристики гласных звуков, обозначение гласных звуков буквами. Дифференция гласных 1 и 2 ряда.
Деление слов на слоги.
Ударный слог. Смыслоразличительная роль ударения.
Развитие и совершенствование психологических
Предпосылок к обучению:
Устойчивость
внимания
Наблюдательность
Способность
к запоминанию (с
опорой на графические
схемы и неречевые
приемы смысловых
ассоциаций);
Способность к
переключению;
Выработка навыков
и приемов
самоконтроля;
Развитие
познавательной
активности.
II Формирование
полноценных
учебных умений:
Планирование
предстоящей
деятельности;
-принятие учебной задачи
Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения
Различение предложений по интонации. Схема предложения.
Дифференциация
звуков и букв.
Образование гласных (участие различных органов артикуляции, голоса). Гласные 1 и 2 ряда.
Деление слов на слоги
№
Количество
часов
Дата
Тема
Содержание занятий
Содержание занятий по коррекционно -
воспитательной работе
Связь с программой
7
8
9
10
11
12
2 часа
1 – 2 часа
2 – 3 часа
1 час
1 час
1 – 2 часа
Согласные звуки и буквы
Твердые и мягкие согласные
Звонкие и глухие согласные
Звуки [п] [п’], буква П.
Звуки [б] [б’], буква Б.
Дифференциация
[б] - [п],[б’] - [п’]
Артикуляционная и акустическая характеристика согласных звуков. Обозначение согласных звуков буквами. Дифференциация согласных и гласных.
Способ образования. Дифференциация твердых и мягких согласных.
Способ образования, характеристика. Сравнение звонких и глухих согласных и их различение на слух.
Артикуляционная характеристика. Выделение на слух. Звуковой анализ слов.
Артикуляция и артикуляционная характеристика. Выделение на слух. Звуковой анализ слов.
Сравнительная характеристика,
Различение на слух и на
-активное осмысление
-выделение главного в
учебном материале
Контроль за своей
деятельностью
Работа в определенном
темпе (умение быстро и
качественно писать,
читать, производить
анализ, сравнение).
Применение знаний в
новых ситуациях.
Анализ продуктивности
собственной
деятельности
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
Умение внимательно
слушать педагога, не
отвлекаясь, подчинять
свои действия инструкц
Умение понять и
принять учебную
задачу
Умение свободно
владеть вербальными
средствами общения в
целях выполнения
Образование согласных. Отличие гласных от согласных.
Смягчение согласных
Отличие звонких от глухих согласных
№
Количество
часов
Дата
Тема
Содержание занятий
Содержание занятий по коррекционно -
воспитательной работе
Связь с программой
13
14
15
16
17
1 час
1 час
2 – 3 часа
1 час
1 час
Звуки [т] [т’], буква Т.
Звуки [д] [д’], буква Д.
Дифференциация
[т] - [д],[т’] - [д’]
Звуки [к] [к’], буква К.
Звуки [г] [г’], буква Г.
письме.
Артикуляция и артикуляционная характеристика. Выделение на слух. Звуковой анализ слов.
Артикуляция и артикуляционная характеристика. Выделение на слух. Звуковой анализ слов.
Сравнительная характеристика,
Различение на слух и на письме.
Артикуляция и артикуляционная характеристика. Выделение на слух. Звуковой анализ слов.
Артикуляция и артикуляционная. Выделение на слух. Звуковой анализ.
учебной задачи
соответственно
полученной инструкции
Умение целенаправленно
и последовательно
выполнять учебные
действия
Формирование умений
и навыков адекватных
ситуации учебной
деятельности.
Ответы на вопросы в
соответствии с
инструкцией
Ответы на вопросы 2-3
фразами по ходу и
итогам учебной работы
Использование инструкц
при подготовке к ответу
Употребление учебной
терминологии в связной
речи
Составление устного
ответа с элементами
творчества
Обращение к товарищу
или учителю за
разъяснениями
Развернутый рассказ о
№
Количество
часов
Дата
Тема
Содержание занятий
Содержание занятий по коррекционно -
воспитательной работе
Связь с программой
18
19
20
21
22
23
24
2 – 3 часа
1 час
1 час
2 – 3 часа
1 час
1 час
2 – 3 часа
Дифференциация
[к] - [г],[к’] - [г’]
Звуки [с] [с’], буква С.
Звуки [з] [з’], буква З.
Дифференциация
[с] - [з],[с’] - [з’]
Звук [ш], буква Ш.
Звук [ж], буква Ж.
Дифференциация
Сравнительная характеристика,
различение на слух и на письме.
Артикуляция и артикуляционная характеристика. Выделение на слух. Звуковой анализ слов.
Артикуляция и артикуляционная характеристика. Выделение на слух. Звуковой анализ слов.
Сравнительная характеристика,
различение на слух и на письме.
Артикуляция и артикуляционная характеристика. Выделение на слух. Звуковой анализ слов.
последовательности
учебной работы
Проведение опроса и
оценка ответа своих
товарищей в роли
руководящей различных
видов деятельности.
Соблюдение речевого
этикета при обращении
(просьба, диалог,
обращение)
№
Количество
часов
Дата
Тема
Содержание занятий
Содержание занятий по коррекционно -
воспитательной работе
Связь с программой
25
26
27
28
29
30
2 – 3 часа
2 – 3 часа
1 час
1 час
2 – 3 часа
1 час
[ш] - [ж]
Дифференциация
[с] - [ш]
Дифференциация
[ж] - [з]
Звуки [р] [р’], буква Р.
Звуки [л] [л’], буква Л.
Дифференциация
[р] - [л],[р’] - [л’]
Звук [ч], буква Ч.
Сравнительная характеристика,
различение на слух и на письме.
Артикуляция и артикуляционная характеристика. Выделение на слух. Звуковой анализ слов.
Артикуляция и артикуляционная характеристика. Выделение на слух. Звуковой анализ слов.
Сравнительная характеристика,
различение на слух и на письме.
Артикуляция и артикуляционная характеристика. Выделение на слух. Звуковой анализ.
№
Количество
часов
Дата
Тема
Содержание занятий
Содержание занятий по коррекционно -
воспитательной работе
Связь с программой
31
32
33
34
35
36
37
38
1 – 2 часа
1 час
1 – 2 часа
2 – 3 часа
1 час
1 – 2 часа
1 – 2 часа
1 – 2 часа
Дифференциация
[ч] - [т’]
Звук [щ], буква Щ.
Дифференциация
[щ] - [с]
Дифференциация
[щ] - [ч]
Звук [ц], буква Ц.
Дифференциация
[ц] - [с]
Дифференциация
[ц] - [т’]
Дифференциация
[ц] - [ч]
Сравнительная характеристика,
различение на слух и на письме.
Артикуляция и артикуляционная характеристика. Выделение на слух. Звуковой анализ.
Сравнительная характеристика,
различение на слух и на письме.
Артикуляция и артикуляционная характеристика. Выделение на слух. Звуковой анализ.
Сравнительная характеристика,
различение на слух и на письме.
II этап коррекционной работы
Восполнение пробелов в развитии лексико – грамматических средств языка
Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития:
Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющимися различными частями речи, так и путем развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
Уточнение значений используемых синтаксических конструкций;
Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Грамматические термины, используемые на занятиях:
Состав слова: корень, однокоренные слова, окончание, приставка, суффикс, приставки и предлоги, сложные слова, род существительных и прилагательных, число, падеж, время глаголов.
Содержание коррекционно - воспитательной работы:
Формирование навыков организации учебной работы;
Развитие наблюдательности к языковым явлениям;
Развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
№
Количество
часов
Дата
Тема
Содержание занятий
Содержание занятий по коррекционно -
воспитательной работе
Связь с программой
1
2
3
4
4 – 5 часов
4 – 5 часов
4 – 5 часов
2 – 3 часа
2 – 3 часа
2 – 3 часа
2 – 3 часа
Синонимы.
(Существительные,
прилагательные,
глаголы)
Антонимы.
(Существительные,
прилагательные,
глаголы)
Омонимы.
Существительные,
прилагательные,
глаголы, переносное значение слов)
Способы словообразования:
Состав слова
Родственные слова
Образование слов при помощи суффикса
Образование слов, обозначающих
Подбор близких по значению слов к различным частям речи. Уточнение значений слов.
Подбор слов с противоположным значением к различным частям речи. Уточнение значений слов.
Наблюдение за изменением значения слов в зависимости от контекста. Уточнение значений слов.
Развитие умения анализировать слова по составу. Уточнение словообразовательной роли суффиксов, приставок. Понятие о родственных словах. Нахождение родственных слов. Уточнение понятия о словах, обозначающих предметы,
№
Количество
часов
Дата
Тема
Содержание занятий
Содержание занятий по коррекционно -
воспитательной работе
Связь с программой
5
6
7
8
2 часа
2 – 3 часа
3 – 5 часов
2 – 3 часов
действия
предметов при
помощи
приставок
Сложные слова
Род существительных и прилагательных. Число. Падеж.
Предлоги
Различение предлогов и приставок
признаки предметов, действия предметов.
Образование новых слов из основ исходных слов
Выделение предлогов из потока речи на слух и на письме.
Уточнение словообразующей роли приставок. Предлог как самостоятельная часть речи
Соединительное О в сложных словах
III этап коррекционной работы
Восполнение пробелов в формировании связной речи
Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития:
Развитие навыков построения связного высказывания:
Установление логической последовательности, связности;
Отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т.д.)
Грамматические термины, используемые на занятиях:
Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные; связь слов в предложении; предложения с однородными членами; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; текст; тема; главная мысль.
Содержание коррекционно - воспитательной работы:
Развитие навыков организации учебной работы;
Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
№
Количество
часов
Дата
Тема
Содержание занятий
Связь с программой
1
2
3
4
5
2 часа
1 час
2 часа
3 часа
1 час
1 час
2 часа
2 часа
Предложение.
Виды предложений.
Связь слов в предложении.
Распространение простых предложений.
Работа над предложениями:
Составление
предложений по
вопросам
Составление предложений на
заданное слово
Составление предложений из
нескольких слов
Составление предложений по
картинке
Составление предложений по
серии картинок
Составление предложений по
демонстрации
действий
Уточнение знаний о предложении. Схемы предложений
Интонационная законченность предложений. Виды предложений по целям высказывания.
Согласование существительных с прилагательными.
Управление
Использование приема «живые иллюстрации»
Восстановление деформированных предложений.
Схемы предложений.
Простое распространенное и нераспространенное предлож
Вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.
№
Количество
часов
Дата
Тема
Содержание занятий
Связь с программой
6
7
2 часа
2 часа
2 часа
3 часа
3 часа
2 часа
3 часа
3 часа
4 часа
Работа над текстом:
Последовательный
пересказ
Обучение пересказу с
помощью вопросов
С помощью серии
сюжетных картинок
Последовательный
пересказ по схеме -
плану
Рассказы – описания:
Обучение описанию
предметов по заданной
схеме символов
(величина, материал,
форма, цвет)
Описание животных,
птиц, игрушек по
плану с помощью
картинок
Обучение последовательному
пересказу
Обучение выборочному
пересказу
Составление рассказа
по деформированному
тексту
Прослушивание текста рассказа, составление вопросов по тексту.
Последовательный пересказ.
Установление последовательности серийных картинок.
Вычленение глаголов из текста (подготовка перехода к пересказу по плану)
Выделение опорных слов.
Составление схемы – плана.
Составление описательного рассказа по заданной схеме.
Развитие умения описывать
Чтение рассказа по частям. Выделение главного, первой части. Коллективное описывание предмета по картинке.
Описание всех частей, затем действующих лиц. Описание по цепочке. Самостоятельное описание.
Составление рассказа из предложений в
Неправильной последовательности; из начала и конца рассказа.
Умение последовательно изложить действия.
Связь между предложениями в рассказе – описании.
Связь слов в предложении. Распространение предложений определениями
Последовательный пересказ.
Сложные предложения.
№
Количество
часов
Дата
Тема
Содержание занятий
Связь с программой
8
9
10
11
12
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
1 час
Устное изложение по коллективно составленному плану.
Написание изложения по коллективно составленному плану
Устные сочинения по плану.
Написания сочинения по плану.
Написание сочинения на заданную тему.
Составление плана по опорным моментам.
Обучение излагать мысли в правильной последовательности
Составление плана на заданную тему. Написание сочинения.
Написание изложения.
Написание сочинения
Список использованной литературы
1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе. -- Москва: Когито-Центр 1996
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- Москва: Владос 2001
3. Лопухина И.С.Логопедия 550 . - Москва: Аквариум 1995
15