Организация работы предметного кружка в колледже (из опыта кружковой работы по гигиене и экологии человека )
Организация работы предметного кружка в колледже (из опыта кружковой работы по гигиене и экологии человека )
Подакова Елизавета Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории Филиал БПОУ "Чебоксарский медицинский колледж"в г.Канаш Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики)
Среднее профессиональное образование - важная составная часть российского образования и на современном этапе развития ставятся принципиально новые задачи по формированию у студентов системного мышления, коммуникативной, правовой информационной культуры, творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности. В концепции модернизации российского образования социальные требования к системе образования сформулированы в следующем виде: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Выпускник медицинского колледжа должен быть личностью с высокими моральными и нравственными качествами, обладающей творческой инициативой, исследовательскими навыками ,конкурентоспособным на рынке труда, способным к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовым к постоянному профессиональному росту. Сестра из простого исполнителя становится самостоятельным специалистом - помощником врача со своим кругом прав и обязанностей в осуществлении лечебного процесса. Чтобы подготовить такого специалиста важно в ходе усвоения знаний развивать его творческие возможности и одним из средств достижения этой цели является научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в кружках.
Кружковая работа педагогического коллектива - добровольное творческое объединение обучающихся, стремящихся осваивать методологию и методику исследовательской деятельности и совершенствовать свои знания в области профессиональных учебных дисциплин под руководством преподавателей колледжа, целью которой является создание условий для самореализации обучающихся в пространстве научного творчества, развития интеллектуального потенциала, формирования ценностного отношения к поисково-исследовательской деятельности, максимальная ориентация студентов на формирование базовых профессиональных знаний, необходимых для деятельности медицинских работников среднего звена. Организация НИРС в кружке помогает решить целый комплекс учебных и воспитательных педагогических задач: формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, формирование коммуникативной компетенции, чувство ответственности и самостоятельности.
Кружок «Гигиенист» по гигиене и экологии человека в филиале колледжа работает с 1999г. Кружковая работа является средством активного формирования профессиональных качеств. Занятия в кружке ведутся в соответствии с планами, разработанными руководителем кружка в свободное от учебных занятий время. Планирование работы проводится с учетом интересов кружковцев. Так были предложены к рассмотрению такие темы как пивной алкоголизм, рациональное питание, борьба с вредными привычками и др. К участию в работе кружка привлекаются студенты различных курсов, на добровольных началах, что можно считать наиболее эффективной формой развития исследовательских и научных способностей у студентов. Результатом работы кружка является участие в студенческих научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, выставках, внеклассных мероприятиях по учебной дисциплине, проводимым как в колледже, так и за его пределами в течение учебного года.
На протяжении последних лет студенты в кружке работали над такими темами, как: «Изучение рациональности питания студентов медицинского колледжа», «Формирование здорового и безопасного образа жизни у студентов медицинского колледжа как показатель гигиенического мировоззрения и культуры», «Вредные привычки и борьба с ними» и т.д. Подготовленные студенческие работы участвовали в конкурсах и конференциях различного уровня, например, Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности,2012г., Республиканский конкурс альтернативных культур «Здоровье нации», посвященный борьбе с курением,2012г., внутриколледжский конкурс «Медицина XXI века»2012г,,Межре гиональная конференция-фестиваль научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги» ежегодно, Y городская студенческая научно-практическая конференция Современность. Наука. Творчество» на тему «Здоровый образ жизни у студентов медицинского колледжа» на базе Канашского педагогического колледжа. Ежегодной традицией стало участие кружковцев в республиканских и всероссийских акциях по пропаганде здорового образа жизни: так подготовлены и проведены в 2015г. открытые заседания кружка « Пивной алкоголизм у подростков» в рамках Республиканской акции «Молодежь за здоровый образ жизни» 2015, «Наркотики и здоровье: сделай правильный выбор» в рамках Всероссийской антинаркотической акции «За здоровье и безопасность наших детей» 2015.
Большое внимание уделяется формированию навыков проведения санитарного просвещения, в связи с чем кружковцы подготавливают под руководством преподавателя материал для выездных заседаний кружка «Гигиенист», например, : школа №5 кл. 9 «Профилактика курения», 20013г., школа №3 кл. 3 - Что такое хорошо и что такое плохо»,3 кл. 11 «Профилактика курения», №10 кл. 9 «Педикулез и его профилактика 2014г.
С большим энтузиазмом и интересом работали кружковцы над популяризацией своей будущей профессии и родного колледжа, результатом чего явились мультимедийная презентация «Моя профессия – мое будущее» на Городской фестиваль профессий «Моя профессия», посвященный Всемирному Дню студента, 2013г. и Творческая работа на колледжский конкурс буклетов на тему «Профессия медсестра» 2013г. При подготовке данных работ студентами проведена большая работа в том числе и по изучению архивных материалов по истории филиала
Таким образом, научно-исследовательская работа студентов в кружке способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, является одним из инновационных направлений работы, позволяющим добиваться более высокого уровня и качества знаний, развития практических умений и навыков, формирования творческой личности студента, дальнейшему профессиональному совершенствованию, что в конечном итоге дает студентам возможность стать востребованными специалистами, способными самостоятельно решать возникающие перед ним задачи.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdfЕмельянова Е. В. Активизация самостоятельной работы студентов / Е. В. Емельянова // Молодой ученый. 2015. №19. С. 573-575. http://www.moluch.ru/archive/99/22265/Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов // Педагогическое мастерство: материалы международных научных конференций (г. Москва, апрель 2012г.).М.:Буки-Веди,2012.С.224-226. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/22/2177/Проблемы среднего профессионального образования в современных условиях. Мусаев К.М., Солтанова Э.Бhttp://www.rae.ru/forum2012/324/3302
Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Составители М.Е .Волчанский, А.В.Петров; ВолГМУ. – Волгоград, 2004. – 12с. http://window.edu.ru/resource/228/63228/files/psy010.pdf