Учебно-методические материалы по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям. Тема: Использование интеллект-карт на уроках по профессиональным модулям.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Отрадненский государственный техникум»
Учебно-методические материалы по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям.
Тема: Использование интеллект-карт на уроках по профессиональным модулям.
Карабанова Марина Владимировна –
преподаватель спец дисциплин.
2015
Пояснительная записка.
Цель ФГОС второго поколения – воспитание человека нового типа. Человека, не столько обладающего знаниями, но способного самостоятельно эти знания добывать, производить и творчески применять. В современном мире, где доступ к любой информации неограничен, меняется роль учителя. Преподаватель - не транслятор знаний, непререкаемый авторитет, но организатор, руководитель, вдохновитель, советник и даже соратник в непростом деле поиска себя и смысла этого мира.
В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер выдвинул тезис, определяющий стратегическую цель образования уже ближайшего будущего: «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться». В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения. Наиболее значимым является метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.
Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал интеллект-карты инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».
Одной из самых актуальных проблем современного среднего профессионального образования является повышение мотивации и качества знаний обучающихся. В данном методическом пособии представлен метод интеллект-карт, который обеспечивает решение данной проблемы путем использования информационных ресурсов и компьютерных программ.
Цель:
- повышение мотивации и качества знаний обучающихся, их конкурентоспособности в образовательном процессе
- запоминание информации при быстром и полном обзоре темы
активизации деятельности
Новизна методического пособия заключается в том, что форма подачи теоретического материала в виде интеллект-карт:
- отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития
- приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше, поисковая система Интернет, учебная литература дают обучающимся возможность создавать свой инновационный продукт – интеллект-карты.
Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей.
Использование этого метода способствует:
Обучению. Избавляет от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при подготовке к экзаменам. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении;
Концентрации. Внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;
Запоминанию. На запоминание ученик затратит значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;
Мышлению. Мышление становится более чѐтким и гибким. Творческие способности также активизируются.
Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом еѐ элементов. Свѐрнутая информация, представленная в графической форме.
Структура карты:
Основная идея: вопрос, предмет исследования, цель;
Ключевые темы: структура, заголовки;
Подтемы: детализация ключевых тем.
Для создания интеллект-карт используются ключевые слова, картинки, символы.
Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы: FreeMind, Mind Maps, Power Point.
Можно выделить 3 этапа творческого процесса:
1 этап:
- Определение объекта изучения (центрального образа интеллект-карты)
- Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты)
2 этап: Построение первичной интеллект-карты
- В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею
- Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
- На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
- Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках
- Для большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы
- По возможности используется максимальное количество цветов
3 этап «Реконструкция и ревизия»:
- Повторное извержение свободных ассоциаций
- Пересмотр интеллект-карты- Проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-картеПрименение метода интеллект-картГрупповая работа.
Конспектирование.
Групповая работа обучающихся:
1 этап:
- Индивидуальное свободное извержение ассоциаций, связанных с изучаемой темой, поставленной проблемой
- Построение каждым участником собственной интеллект-карты
2 этап:
- Обсуждение интеллект-карты в малых группах
- Составление групповой интеллект-карты
- Составление первой редакции коллективной интеллект-карты3 этап:
- Повторное извержение ассоциаций каждым участником группы
- Коррекция индивидуальных интеллект-карт4 этап:
- Обмен идеями, редактирование групповых интеллект-карт- Подготовка второй редакции коллективной интеллект-карты5 этап:
- Сравнение карт двух редакций
- Построение финальной редакции
- Коллективный анализ интеллект-карты- Принятие решения либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении работы с составлением её плана.
Конспектирование - это изложение собственных мыслей обучающихся по какому-либо вопросу. Это может быть:
Подготовка устного выступления (доклада, реферата), презентации.
Подготовка к различным формам контроля: семинару, зачёту, коллоквиуму, экзамену
1. Подготовительный этап.
Определение цели работы, количества затраченного времени
Написание центрального образа будущей интеллект-карты (тема выступления, статьи, экзаменационный вопрос )2. Основной этап:
Кратковременное извержение ассоциаций
Определение основных веток (идей) карты
Построение интеллект-картыПолученная карта наглядно отражает представления, имеющиеся у ученика о предмете (теме) размышления.
Интеллект-карты можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи следующих компьютерных программы: ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5.
Как мы составляем интеллект-карты? Весь процесс уникален тем, что шаблонных правил и стериотипов тут нет. Максимально широкое самовыражение, творчество и отсутствие самоограничений – это основа основ в данном инструменте. Однако, есть некоторые принципы, которых желательно придерживаться, особенно если метод для вас нов или вы намеренны показывать интеллект-карту другому человеку.
Собственный стиль
Нет подражанию! В интернете много примеров интеллект-карт, но копирование существенно снизит творческую составляющую процесса и, соответственно, результативность;
Юмор! Если ваша ментальная карта вызовет улыбку или заставит посмеяться – это очень хорошо! Эмоции усиливают ассоциации в сознании, активизируют ваш мозг;
Преувеличение! Преувеличенный образ лучше запоминается и это можно использовать. Также смело применяйте слова с приставками “супер…”, “мега…”, “гипер…”;
Красота! Привлекательная картинка приковывает взгляд, улучшает запоминание, вызывает эмоции. И это хорошо.
Центральный образ
Центр листа! Бывает, центральный образ располагают и слева, но удобнее именно центр листа;
Яркость! Центральный образ – основной в ментальной карте. Его рисуют используя минимум 3 цвета и желательно сделать его запоминающимся, необычным.
Бумага
Большой лист! Чем больше, тем лучше, в идеале применяется формат A3 или A4. Располагается лист горизонтально;
Белая бумага! Желательно использование белого листа без разных клеточек или линеек.
Структура интеллект карты
Иерархия! Структура интеллект-карт радиальная, то есть надо соблюдать иерархичность: ближе к центру более важные понятия и образы, а на периферии второстепенные;
Доступность! Интеллект карта должна быть понятна с первого взгляда, для чего полезно использовать нумерацию ветвей в порядке просмотра, делать не более 3-4 ответлений от понятия и очерчивать группы понятий/образов ореолами;
Использование ассоциаций! Элементы должны быть связанны на основе ассоциации.
Слова
Ключевые слова! Применяются лишь ключевые слова, при этом на образ/идею можно использовать лишь 1-2 слова;
Цветовая гамма
Количество цветов! Чем больше цветов в ментальной карте – тем лучше. Но, знайте меру – 5-8 цветов вполне хватает, многие обходятся и вовсе 3-4;
Значение каждого цвета! Цвета вполне могут нести смысловую нагрузку, причем, у каждого человека могут быть собственные значения. Линии
Выделение! Линии в центральной части интеллект-карты более толстые, яркие. С одной стороны, это позволяет сразу акцентировать внимание на центре интеллект карты, с другой стороны – подчеркивает иерархию;
Длина! Функциональность и понятность достигается применением ограниченности длины линий: длина линии = длине слова;
Связь! Линии или дополнительные стрелки могут показывать связь между разными топиками (элементами/областями интеллект карты), однако, не желательно перебарщивать с их количеством: 3-5 подобных указателей будет достаточно, в ином случае может образоваться очень запутанный, сложный рисунок.
Изображения
Количество! Чем больше, тем лучше. Факт: картинки запоминаются в несколько раз лучше слов;
Цвет и объем! Делаем изображения цветными и по возможности объемными, что также улучшит запоминание и вызовет возникновение новых ассоциаций, образов в сознании;
Символы! Также можно применять символы, как с традиционной смысловой нагрузкой, так и собственные.
На занятиях для конспектирования информации из учебника по профессиональным модулям создаем такие интеллект-карты, например:
Методика обучения дошкольников элементам спортивных игр.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.
Заключение:
Опыт работы показал, что использование теоретически обоснованного инновационного метода интеллект-карт даёт возможность обучающимся:
формировать умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией
улучшать все виды памяти
развивать, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность
мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга
повышать результативность
самостоятельно выявлять слабые места в знании профессионального модуля
Тратить минумум времени на подготовку к занятию и конспектирование материала.
При условии четкого следования методики данного метода будут достигнуты хорошие результаты работы. И тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты».