Описание опыта работы ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА




Опыт работы
учителя английского языка
Несмашной Н.А.


«Формирование коммуникативных навыков у обучающихся посредством
интерактивных форм обучения на уроках английского языка»





Актуальность опыта
Изучение иностранного языка в современном мире – это одно из самых важных составляющих современного и успешного человека.
Компетентный подход к изучению иностранных языков рассматривается как способ организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, который обеспечивает усвоение ими содержания урока и достижение цели урока при решении проблемных задач. Современная педагогика выделяет несколько групп компетентностей. Согласно решению Европейского Союза основной компетентностью на уроках иностранного языка является коммуникативная компетентность, так как она помогает обучающимся в приобретении умения обсуждать проблемы, отстаивать собственное мнение, выражать личную точку зрения, развивать логическое и образное мышление, и адаптироваться в иноязычной сфере общения.
Необходимость формирования коммуникативной компетенции у обучающихся обусловлена реализацией согласно, не только требованиям обновленной программы образования, но и адекватным методам и технологиям обучения. Урок – это основная организационная форма обучения в школе. У современного учителя всего 45 минут для реализации основной функции урока – коммуникативной. Направленность учебного процесса на коммуникативную деятельность является основной составляющей современной теории обучения. Учителю необходимо владеть коммуникативной методикой обучения иностранных языков, которая рассматривает учебную деятельность на уроке, как деятельность общения. Наиболее эффективные способы реализации коммуникативного подхода к изучению иностранного языка есть использование интерактивных методов обучения. Сегодня, в начале третьего тысячелетия, во время стремительного и быстрого развития науки, возникновение новых идей и новейших технологий, использование интерактивных методов обучения является настоятельной потребностью и необходимостью.
Теоретическая база
Изучение коммуникативной компетенции личности имеет как научное, так и практическое значение, поскольку влияет на взаимопонимание между людьми, умение общаться и налаживать отношения. В результате анализа исследования коммуникативной компетенции было обнаружено, что она рассматривается как: коммуникативное умение (Л. Е. Орбан-Лембрик, Л. А. Петровская, А. П. Панфилова, О. Г. Коваленко), коммуникативные способности (Ю. М. Емельянов, А. П. Панфилова, С. С. Макаренко, B. R. Nancy), коммуникативные характеристики (коммуникативные черты) (Н. М. Мельникова, В. П. Черевко, Т. Д. Щербан, О. И. Гринчук, А. М. Сухов, А. О. Деркач). Обобщив проанализированные данные, отметим, что коммуникативная компетенция имеет динамичный характер, представляет собой совокупность знаний, которые позволяют развивать способности, ориентироваться в коммуникативных ситуациях и формировать стили коммуникативной характеристики.
Интерес к технологии интерактивного обучения как к инновации в сфере образования появился в России около десяти лет назад. Методическая основа доклада и его практическая реализация опираются на научные исследования и теоретические разработки известных педагогов О.Пометун, И.Родыгиной, Л.Пироженко, Т.Ремех, О.Мокроуза, И.Якиманськой, М.Махмутова и т.д.
Технологическая основа опыта
Реализация стратегической цели доклада, создание условий для развития и самореализация каждой личности невозможны, если не учитывать следующие условия: знание возрастной особенности и уровня коммуникативной компетенции обучающихся; ознакомление обучающихся с особенностями интерактивных методов; постепенное введение интерактивных приемов в процесс обучения; непрерывная работа по развитию навыков группового взаимодействия.
Коммуникативная компетенция обучающегося характеризуется целой цепочкой способностей, которые проявляются в скорости, глубине и мощности, владением средств и видами деятельности, такими как:
-         умение слушать, воспринимать и отображать информацию;
-         умение диалогической речи;
-         принимать участие в дискуссиях;
-         вести переговоры;
-         умение убеждать и отстаивать свою точку зрения, то есть речевая активность.
Моделирование проблемных ситуаций, постоянная организация познавательной деятельности обучающихся обеспечивает на уроке интерактивное общение, которое  подразумевает  обмен мнениями, идеями,  чувствами между собеседниками, творческим и логическим мышлениями.
Исследования, проведенные Национальным тренинговым центром (США) показывают, что интерактивное обучение позволяет резко увеличивать процент усвоения материала, поскольку влияет не только на сознание обучающегося, а также и на его чувства, волю (поступки, практику). Результаты этих исследований отображены в схеме, которая получила название „Пирамида обучения”. С помощью пирамиды мы видим, что наименьших результатов можно достигнуть при условии пассивного обучения (лекция – 5%, чтение –10%), а наивысших – интерактивного.
Принцип интерактивного обучения можно сформулировать схематично:
















Когда обучение активное, обучающийся постоянно находится в состоянии поиска, он хочет получить ответ на вопрос и нуждается в информации для решения проблемы.

Объектом опыта выступает процесс формирования компетентной личности ученика.
Предмет опыта - интерактивные методы обучения.
Методы исследования проблемы:
наблюдение, анализ;
разработка научно-методических материалов по проблеме;
внедрение интерактивных приемов во время учебных занятий;
элементы анализа деятельности работы во время урока, самоанализ, взаимоанализ;
разработка дидактического материала, тестовых заданий;
мониторинг качества учебных достижений обучающихся;
Задачи опыта:
Определить возможности интерактивных методов в формировании коммуникативной компетенции обучающихся во время преподавания английского языка.
Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность использования интерактивных методов как составляющей процесса формирования компетентной личности.
Суть опыта
Интерактивные методы позволяют учителям: сделать обучение интересным, научить формулировать собственное мнение, уметь искать компромиссы; строить отношение в группе; моделировать разнообразные социальные ситуации; развивать навыки самостоятельной творческой работы.
Если систематически использовать на уроках интерактивные методы обучения, то можно ожидать качественного формирования коммуникативной компетентности у обучающихся, что в свою очередь способствует:
продуктивному усвоению учебного материала и развитию навыков его в практике;
обогащению социального и коммуникативного опыта обучающихся;
увеличению познавательной активности и мотивации обучения у обучающихся.
Что должен сделать учитель и результат каких действий будет свидетельствовать о формировании коммуникативной компетентности?









Поэтому основными формами обучения являются групповая и индивидуальная. Значимое место в формировании коммуникативной компетентности занимают проблемные ситуации, коммуникативные и творческие задания, ассоциативные круги, используются технологии коллективно-группового обучения, методы «Карусель», «Круг идей», «Микрофон», «Мозговой штурм», «Закончи фразу», «Комплимент», «Прогноз погоды», «Мастерская будущего», «Интервью», «1 * 2 * 4»,«Круглый стол»(во время дискуссии),«Ассоциации», «Алфавит».

Ориентировочная структура урока
с использованием интерактивных технологий




















Широко использую на своих уроках одну из интерактивных форм - игру, как способ активной познавательной деятельности. Элемент игры влияет на то, будет ли задействован обучающийся к творческой деятельности и общению, предугадывает личное участие в игровой ситуации, стимулирует познавательную деятельность обучающихся. Широкие возможности для формирования коммуникативной компетентности предоставляет ролевая игра – ситуативно-вариативное упражнение, которое объединяет в себе элементы как игровой, так и учебной деятельности. Обучающийся входит в роль своего «Я» или «Я» соответственной роли.
Трудности внедрения опыта

диагностика начальных знаний и умений по предмету;
обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;
определение уровня знаний обучающихся;
организация групповой работы и работы в паре.

Практическая реализация опыта

Практическое значение опыта заключается в том, чтобы его материалы могли быть использованы учителями английского языка при планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса по предмету, в организации работы с одаренными детьми, в деятельности творческих групп и др.


Результаты, прогнозируемые воплощением опыта
Повышение эффективности урока, усовершенствование учебно-воспитательного процесса во время занятий.
Осознание учителя и обучающегося своих действий, сознательный выбор приемов, технических средств.
Способность обучающихся планировать, грамотно задавать вопросы и давать соответствующие ответы; строить логично завершенное высказывание; умение описывать прочитанное, увиденное, услышанное; умение легко устанавливать контакт.
Развитие активности и самостоятельности у обучающихся, их умение самостоятельно разрешать жизненные проблемы и проблемы в школе.
Развитие коммуникативных способностей у обучающихся, творческого и конструктивного мышления.
Воспитание коллективизма, взаимопомощи, доверия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Подготовка школьников к трудовой деятельности и к жизни.





Информационные источники:
Александр Долгоруков. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Електронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода [Електронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Боровская О.Р. Использование интерактивных форм обучения в украинской школе // Преподавание истории в школе. – 2001. - №4. – С.70-71.
Гин А. Безкровна атака: Технологія проведення навчального мозкового штурму: [Цікава і проста форма навчальної діяльності] // Завуч (Перше вересня). – 2000. - №8. – С.7-8.
Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент обучения нового опыта // Педагогика. – 2000. - №7. – С.12-18.
Крамаренко С.Г. Інтерактивні техніки навчання, як засіб розвитку творчого потенціалу учнів // Відкритий урок. – 2002. - № 5-6. – С.7-10.
Пометун О. Как оценить деятельность учащихся на интерактивном уроке // Доба. – 2002. - №2. – С.2-6.
Пометун О., Пироженко Л. Современный урок. Интерактивные технологии обучения. К., 2004. 192 с.
Інтерактивні методи навчання в практиці роботи початкової школи/ Упорядн. О.В. Стребна, А.О. Соценко. – Х.: Вид. група «Основа», 2008. – 147с.
Кашлі С.С. Технологія інтерактивного навчання. – Мн.: Білоруська Верасень, 2005. – 136с.














Мониторинг
учебных достижений обучающихся по английскому языку

С целью определения отношения к обучению и изучаемому предметы (англ.язык), с обучающимися 4, 5, 6, 7 классов была проведена диагностика (по методике Рогова Е.И.), которая показала такие результаты:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс

Вывод: Результаты диагностики свидетельствуют о том, что отношение обучающихся к обучению и изучаемому предмету на достаточном уровне.
С целью изучения познавательных интересов, с обучающимися 6 и 7 классов было проведено ранжирование в сравнении с русским и украинским языками (методика Е.И.Рогова). Результаты ранжирования сведены в диаграмме.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вывод: Анализ диаграммы свидетельствует о том, что у обучающихся сформировался стойкий интерес к изучению английского языка, что и является показателем диагностической целенаправленной деятельностью учителя.
С целью изучения комфортности обучения на уроках английского языка была проведена диагностика (Справочник психолога школы/О.Н.Истратова, Т.В.Ексакусто. – Изд. 4-е. – Ростов н/д: Феникс, 2006. –с.68) с обучающимися 6 и 7 классов. Результаты обобщены в таблице.

Вопрос
Да, %
Не всегда, %
Нет, %

6 класс

1.
Обучаясь в школе на уроках английского языка я чувствую радость от учебной деятельности, удовлетворяя свою потребность в личной причастности к результатам своей работы.
74%
16%
10%

2.
На уроках английского языка вы стремитесь получить новые знания?
98%
2%


3.
Урок английского языка вызывает у вас тревогу?
14%
37%
49%

4.
Учитель справедливо относится ко всем обучающимся в классе?
67%
25%
8%

5.
Высокие личностные качества, профессионализм, творческая активность, понимание обучающихся – качества, характеризующие учителя.
49%
32%
19%

7 класс

1.
Обучаясь в школе на уроках английского языка я чувствую радость от учебной деятельности, удовлетворяя свою потребность в личной причастности к результатам своей работы.
89%
11%
-

2.
На уроках английского языка ви стремитесь получить новые знания?
100%
-
-

3.
Урок английского языка вызывает у вас тревогу?
-
3%
97%

4.
Учитель справедливо относится ко всем обучающимся в классе?
67%
23%
10%

5.
Высокие личностные качества, профессионализм, творческая активность, понимание обучающихся – качества, характеризующие учителя.
84%
12%
4%


Вывод: Результаты свидетельствуют о том, что комфортность процесса обучения обучающихся в 6 и 7 классах находится на достаточном и высоком уровнях.




делаю


Я

понимаю

обсуждаю

вижу

знаю

умею

передаю знания другим

Действия учителя
Использует диалогические методы. Организовывает дискуссии. Способствует высказыванию личного мнения. Стимулирует аргументированно отвечать. Учит правильно задавать вопросы и отвечать на них. Предлагает письменные работи (сочинение, отчет о путешествии, письмо другу и т.д.). Создает проблемные ситуации, практикует защиту творческих работ и проектов.

Действия учеников
Высказывают свое собственное мнение. Умеют аргументированно его доказать. Умеют писать тезисы, планы, рефераты. Проводят защиту рефератов, проектов, делают презентации. Задают вопросы обучающимся и учителю. Отвечают на вопросы обучающихся или учителя. Умеют признавать свои ошибки, придерживаются культуре общения.

Краткий рассказ
Беседа
Мозговой штурм
Микрофон
Ледокол

Сфокусировать внимание детей на проблемы и вызвать интерес к теме

Мотивация

С помощью проблемных вопросов определить тему, задания
Напомнить про оценивание

Обеспечить понимание их деятельности во время урока

Объявление темы и ожидаемых результатов

Мини-лекция
Чтения текста учебника
Работа с дополнительным материалом (наглядные материалы, презентации) карточки)


Предоставить информацию для отрабатывания за короткое время

Предоставление необходимой информации

Инструктирование учеников по правилам действий и времени
Объединение в группы
виполнение заданий
презентация работи


Усвоение учебного материала

Интерактивное упражнение

Осознание полученных результатов

индивидуальная работа/ в парах/ в группах
устный рассказ
письменный отчет
коллективное обсуждение

Рефлексия результатов

Подведение итогов полученных знаний, поиск проблемы, планирование перспектив и корректировки

Коментарий - описание выполненного
Найти причины пробелов


Итоги



Root Entry