Разработка урока по истории на тему История российского парламентаризма (9 класс)
«Развитие парламентаризма в России»
9 класс
Фролова Валентина Михайловна, учитель истории
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Нижне-Чулымская средняя общеобразовательная
с.Нижний Чулым, ул.Школьная,4, Здвинский район, Новосибирская область
2016 г.
Урок – дискуссия, круглый стол.
Категория обучающихся: учащиеся 9 класса
Место и время проведения занятия: МКОУ Нижне-Чулымская СОШ, 9 класс, декабрь 2015 г.
Тема урока: «Развитие парламентаризма в России»
Планируемые результаты:
Учащиеся узнают о:
- политическом реформировании страны в 1905-1907гг;
- о деятельности дореволюционной российской Государственной Думы;
- о деятельности современного российского парламента.
Предмет: история
Информационные ресурсы: компьютер, проектор, презентация «Развитие парламентаризма в России», Конституция РФ, листки для рефлексии.
Эпиграф: «Там, где нет законов, там нет и свободы»
(Джон Локк)
Источники к уроку:
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брант М.Ю. История России ХХ -начало XXIвека: Учебник для 9 класса средних общеобразовательных учреждений. – М.: «Просаещение», 2007
Конституция РФ.
Словари-справочники, исторические энциклопедии.
Интернет –ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели урока:
Образовательные:
- помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина;
- на основе компетентностного подхода рассмотреть сущность российского парламентаризма;
- обобщить знания, учащихся о деятельности дореволюционной российской Государственной Думы;
- актуализировать знания по истории современной России, представления о деятельности российского парламента, значении Конституции в жизни общества;
- определить проблемы местного самоуправления и пути их решения.
Воспитательные
- воспитание уважения к ценностям демократии;
–формирование активной жизненной позиции, гражданского самосознания, правовой и политической культуры.
Развивающие
- продолжить формирование у учащихся умений высказывать свою точку зрения и аргументировать ее,
- вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
Используемые технологии: опережающего, проблемного, развивающего, личностно-ориентированного обучения.
Информационно-коммуникативные технологии: презентация «Развитие парламентаризма в России» и выступления учащихся со своим материалом о программах парламентских партий и работе законодательных органов власти на местах.
Гости урока: Председатель Совета депутатов муниципального образования Нижнечулымского сельсовета Сапелкина О.А.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Подготовка учащихся к работе.
Вступительное слово учителя:
В апреле 2016 года наша страна отметит 110 юбилей с начала работы ( Государственной Думы. Сегодняшний урок мы посвящаем истории создания и функциям современного российского парламента. Россия очень долго была самодержавной монархией, и люди разных сословий не имели равных прав и свобод, не имели представительного органа власти, с которым царь вынужден был бы считаться. В ходе Первой российской революции (1905-1907 годов) император, Николай ((, 17 октября 1905 года подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором даровал населению незыблемые основы гражданской свободы и Государственную Думу. И хотя выборы в Государственную думу были далеки от равных и всеобщих, согласно Основным законам Российской империи любой законопроект теперь утверждался вначале Думой, затем Государственным советом и только потом поступал на подпись царю. Государственная Дума была сформирована, но оказалось, что у царя и парламента разные взгляды на решение дальнейших проблем российской действительности. Давайте приоткроем занавес истории и посмотрим, как это было на самом деле, как разворачивалось это противостояние?
Постановка проблемного задания:
Как вы понимаете смысл высказывания Джона Локка: «Там, где нет
законов,
там нет свободы».
( На этот вопрос постарайтесь ответить в течение урока.)
Вопросы учителя учащимся:
Что такое парламент?
Когда в России возник первый парламент?
Как связаны понятия «парламент» и «демократия»?
III. Изучение нового материала.
Давайте приоткроем занавес истории и посмотрим, как шло становление парламентаризма в нашей стране.
краткий обзор учителем исторической ситуации после первой русской революции 1905-1907 годов.
Учитель: В начале XX века Российская империя являла собой клубок сложнейших экономических, политических, социальных противоречий, которые во многом были порождены особенностями российской модернизации. Логика модернизации требовала доведения до конца начатых реформ, и прежде всего в социальной и политической сферах. Но российская власть- оказалась в начале XX века неспособной решить эти проблемы по собственному почину. Это вызвало нарастание недовольства, вылившегося в противостояние власти и общества. В разразилась революция, которая заставила Николая II провести реформы, кардинально изменившие социально- политический строй российской империи. Сначала царский Манифест от 6 августа 1905 года “ Об усовершенствование государственного порядка”.
б) практическая работа с текстами документов.
Прочитайте документ. В чем вы видите его историческое значение? Какие части документа свидетельствуют о масштабности его последствий для российского общества? «Об усовершенствовании государственного порядка». Высочайший манифест от 17 октября 1905 года. На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной воли нашей: Мы, Николай Вторый, Император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский и прочая, и прочая, и прочая. Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным, и печаль народная – его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.
1.Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, собраний и союзов.
2.Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
3.Установить незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия постановленных от нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг своей перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.
Государственная дума в России в документах и материалах.-М., 1957.-С.90-91
Учитель: Далее император возвестил о введении законодательной Думы и гражданских свобод. Когда в истории России возникла идея создания Думы?
11 декабря 1905 года был опубликован избирательный закон. 23 апреля 1906 года царь утвердил новую редакцию « Основных законов Российской империи, которые определяли структуру государственных органов. В 1906 году Россия сделала существенный шаг на пути к конституционной монархии. Какие проекты ограничения монархии , предложенные в XIX веке вы знаете?
1. История российского парламентаризма.
Просмотр презентации «История 4-х Государственных Дум в Российской империи».
Практикум: Работа с таблицей «Первые Государственные думы»
Вопросы учащимся:
При просмотре презентации, я прошу вас, внимательно слушая материал, подумать над вопросами: Почему Первую Думу в народе называли «Думой народных надежд», Вторую прозвали «Думой обреченной», Третью Государственную Думу «недостаточной достаточности», а Четвертую Думу «парадоксом истории».
(Примерные ответы на вопросы:
«Дума народных надежд», так как верили, что она станет настоящим представительным органом власти народа; «Дума обреченная» из-за своего партийного состава, так как здесь большой процент занимали левые партии, вставшие в оппозицию к правительству; «Дума недостаточной достаточности» имела все шансы планомерно решать стоящие перед Россией проблемы, но стала «послушной» и главный аграрный вопрос остался нерешенным; «Парадокс истории», так как после свержения самодержавия в феврале 1917 года она добровольно отказалась от власти, передав ее большевикам.)
Учитель: Россия в этот период стала не парламентской монархией, а «думской» монархией, при которой последнее слово оставалось за императором. Но это был первый опыт российского парламентаризма.
Вопрос: Что обозначает понятие «парламентаризм»?
(Ответов учащихся из разных источников: словарей, исторической энциклопедии)
Слайд: Парламентаризм – это система государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов власти, при решающей роли парламента, который, согласно Конституции, является высшим законодательным органом власти государства.
2. Федеральное Собрание РФ.
Для рассмотрения вопроса о современном парламенте в РФ мы с вами поработаем с текстом Конституции РФ и ответим на ряд вопросов о российском парламенте.
Беседа с классом по вопросам:
1.Как называется парламент в Российской Федерации?
2.Что записано в статье 95 Основного закона страны?
3.Как формируется Совет Федерации?
4.Что относится к ведению Совета Федерации?
5.Сколько депутатов в Государственной Думе?
6.Кто может быть депутатом Государственной Думы?
7.Что относится к ведению государственной Думы?
8.Кем и при каких условиях может быть распущена Государственная Дума?
9.Какой тип избирательной системы действует в РФ?
10.Какие новые изменения внесены в законодательство о сроках полномочий Президента РФ и Государственной Думы?
Учитель: Одна из целей существования парламента - это формирование гражданского общества и правового государства. Можем ли мы утверждать, что в современной России действуют институты гражданского общества и сформировано правовое государство? Свой ответ аргументируйте.
3. Презентация «Деятельность современных Государственных Дум»
Учитель: В настоящее время парламентаризм действует на всех уровнях законодательной и представительной власти – федеральном, региональном и местном.
4. Сообщение:
Законодательный орган области и законодательная деятельность органов местного самоуправления.
Исходя из федеративного устройства российского государства в Новосибирской области есть свой высший законодательный орган – Законодательное Собрание Новосибирской области. Он состоит из депутатов избранных по смешанной избирательной системе. Из них депутаты представляют партию «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и др.
Полномочия областного Законодательного Собрания:
- принимает Устав – основной Закон области,
- утверждает областной бюджет,
- утверждает программу социально-экономического развития области,
- устанавливает региональные налоги,
- устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью области,
- устанавливает систему исполнительных органов государственной власти области,
- по предоставлению Президента РФ назначает главу администрации области,
- осуществляет законодательную инициативу в Федеральном Собрании РФ.
Вопросы и проблемы местного характера решаются органами местного самоуправления, в составе которых также есть законодательные органы. Об их работе мы узнаем от тех, кто принимает непосредственное участие в их работе. Слово гостям – Председателю Совета депутатов муниципального образования Нижнечулымского сельсовета Сапелкиной О.А.
(Предоставляем слово гостю)
Вопросы учащихся депутату:
- Какие проблемы существуют у нас в районе, селе и насколько реально их решение?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать депутатом в молодом возрасте?
- Устраивает ли вас организация досуга молодежи в нашем селе?
- Какие первоочередные задачи должны быть решены в ближайшее время?
- Как вы относитесь к ЕГЭ?
5. Рассказ о деятельности и задачах школьного парламента в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Нижне-Чулымской средней общеобразовательной школе. (Слово предоставляется членам школьного парламента МКОУ Нижне-Чулымской СОШ.)
IV. Итог урока.
Учитель: Надежды на дальнейшее улучшение жизни наше государство связывает, прежде всего, с молодыми, энергичными, умными, честными и порядочными людьми. Вы скоро окончите школу, и впереди у вас ваше будущее, которое зависит и от вас. Верьте в себя, верьте в справедливость и добро, верьте в Россию. Россия великое государство, с великой историей. Будьте достойными гражданами своего государства. Всем спасибо, удачи, успехов!
Рефлексия: проголосуйте, если вам урок понравился. Выскажите свое мнение о том, полезна ли работа парламента для общества.
Как вы понимаете смысл высказывания Джона Локка: «Там, где нет
законов,
там нет свободы».
V. Д/з: написать эссе на тему «Если бы депутатом выбрали меня».
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
15