Методическая разработка урока по истории на тему: Развитие парламентаризма в России
Методическая разработка урока по истории преподавателя ГБПОУ «ОНТ» З.У. ХайрушеваЛитература: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2015.
Тема урока: «Развитие парламентаризма в России».
Учебная цель: подвести учащихся к пониманию роли и значения парламента, как законотворческого института власти, в жизни человека, общества и государства.
Развивающая: продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по текстам, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Задачи урока: совершенствовать навык аудирования с извлечением специфической информации, проверить уровень усвоения учащимися ранее изученного материала, повторить понятийный аппарат и расширить словарный запас специфических терминов по теме «Парламентаризм», активизировать устную коммуникацию через диалог, монолог.
СОТ: личностно-ориентированные технологии: проблемное обучение; компетентностно-ориентированные технологии: ИКТ, здоровье сберегающие технологии, технология развития критического мышления.
Оснащение: ноутбук, проектор, экран, карточки - задания с дополнительными заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Формируемые УУД на уроке:
Познавательные: уметь распределять изученный материал, терминологию по значению, воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке, небольшие доступные тексты в аудио ,видеозаписи, построенные на изученном материале, находить в тексте необходимую информацию, строить предложения с изученным понятийным аппаратом.
Регулятивные: определять цель, планировать деятельность на уроке.
Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, выдвигать версии, излагать свое мнение, работать коллективно, в группе.
Личностные: проявление способности к самооценке своих знаний, формирование установки на активную гражданскую позицию в жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, толерантному отношению к людям с иной культурой, гражданской позицией, развитие воображения и проявление творчества.
Материалы к уроку:
ЦОРы1.http://www.constitution.ru/2.http://www.gov.ru/main/page11.html.
3.http://www.constitution.ru/4.http://www.gov.ru/main/page11.html.
5.http://shkolnye-prezentacii.ru/istory/7-klass-istoriya 6.http://videouroki.net/view7.http://school139.krsnet.ru/infist8.http://www.history.tom/ru/Этапы урока:
I Организационный момент-2 мин
II Основная часть-30-35 мин
III Заключительная часть. 5-7 мин.
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок
(3 слайд)1.Классики российской литературы XIX века часто поднимали вопросы «Кому на Руси жить хорошо» -Некрасов, «кто виноват- то есть в чем беда только ли проблема в дураках и дорогах - задавался вопросом Гоголь и «что делать»- спрашивал Чернышевский.
Ныне в XXI веке правильнее задаться вопросами как сделать,используя чужой и российский опыт, жизнь более совершенной, справедливой - пусть для разных людей различную по уровню , но все же достойную для каждого- сегодня такой рецепт известен и опробован в разных странах и в разные времена и имя ему –ДЕМОКРАТИЯ(4 слайд)
Как дословно переводиться данный термин, что он обозначает (спросить пару студентов) где зародился этот термин во времена какого гос. деятеля.
Демократия - власть не просто народа, а народа образованного, просвещенного, с правовой культурой, а в противном случае это будет Охлократия - власть толпы, в русской языке от «Охлоса» напомню, происходит слово «Охломон»(5 слайд) Демократия это принцип народовластия который формирует на всех уровнях власть и контролирует ее через гражданское общество, это принцип когда все решает большинство , но с учетом мнения меньшинства и не важно это этническое, религиозное или социокультурное меньшинство.
Одна из важнейших составных частей демократии это принцип разделения властей обоснованный Д.Локком и Ш.Монтескье, из которой и родился парламентаризм
Сегодня на уроке мы заслушаем и посмотрим презентации, которые были подготовлены учениками по темам:
1.Истории возникновения парламента в Англии в 1265 году и мировой опыт парламентаризма (конечно в сжатом виде)
2.Первый российский парламентский опыт начала XX века (6 слайд)
3.Федеральное собрание в современной РФ
4.Парламентаризм на региональном и местном уровнях власти в РФ (7 слайд)
(до 5 мин на презентацию)
После первой презентации «Истории возникновения парламента в Англии в 1265 году и мировой опыт парламентаризма» сообщить « ЭТО ИНТЕРЕСНО»: Век XIII подарил миру не только английский парламент Симона де Монфора, но и один жест Робина Гуда который, благодаря ему и его вольным стрелкам, знают во всем мире и используют (особенно молодежь ) часто. Покажите этот жест, если вы знаете. Что он обозначает и почему именно так расположены пальцы?(8 слайд)
Ответ: Знак «виктория-победа» символ победы «маленького человека» над несправедливой государственной системой. В средневековой Англии отрубали пальцы правой руки за охоту на оленей в лесах принадлежащих королю и феодалам. Но вольные стрелки были не уловимы и демонстрировали пальцы, которыми натягивали тетиву лука при встрече с шерифом короля.
А теперь напишите под заданием 1 в какой стране и в каком веке учреждался данный законодательный сословно представительный орган власти (9слайд)
1Задание
А) Генеральные штаты-
Кортес-
- Сейм-
Земские соборы-
Конгресс-
Ответ: А) Генеральные штаты- Франция XIVв.
Кортес-Испания XVв.
- Сейм-Польша XIV-XVв. в.
Земские соборы- Россия XVIв.
Конгресс- США XVIIIв.
Б) Ответьте: почему в Англии форму правления определяют как парламентская монархия и почему спикер нижней палаты до сих пор садится на мешок шерсти.
Ответ: Реальная власть в « руках» парламента, который формирует исполнительную власть. Потому что овечья шерсть обеспечила в начале нового времени благосостояние страны.
Парламентаризм может рассматриваться как система власти, предусматривающая наличие парламента как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было создано лишь в 1906 году ,в связи с этим событием следующую презентацию «Первый российский парламентский опыт начала XX века» подготовили студенты …
И хотя первые две думы за их радикализм император Николай II распустил через 2-3 месяца с начала их работы, все же это был опыт российских подданных по построению демократии
Интересно, что партии, участвовавшие в первых выборах, представляли весь спектр политических идеологий, а давайте встанем на их позиции, сейчас каждый из этой четверки попробует «поагитировать» за представителя одной политической силы, не той, чьи интересы и симпатии разделяет, а по жребию. Каждому дается 1-2 минуты, затем если есть вопросы задайте их и проголосуйте, поставив галочку в импровизированном «избирательном бюллетене», выбрав одну из следующих партий начала XX века:
Кадетов (Конституционные демократы - либеральное западное направление).
Октябристов (право-центристы или умеренные либералы)
Монархистов и черносотенцев
Левые социалисты революционеры
Конечно, избирком с регистрацией электората мы создавать не будем, но подсчитать голоса мне помогут 2 студента Оглашение результатов, кстати, в первой Думе, было, напомню, кадетское большинство.
Выполните задание 2 (10 слайд)
Госдума времен Николая II не являлась парламентом в современном понимании потому что… (подчеркните 2 позиции)
А - работала на не постоянной (профессиональной ) основе
Б - не могла преодолеть царское вето
В-правительство было не подотчетно Государственной Думе
Г – состояла из одной палаты.
Ответ: Б,В.
2) В начале XX века в России прошли демократические или недемократические выборы в ГД, свой ответ обоснуйте
Итак, а что такое демократические выборы. Первое это выборы свободные, то есть право человека самому решать идти на выборы или нет, конечно, лучше идти, если только отказ голосовать не является пассивной формой протеста. Можно убеждать прийти на избирательный участок за день до выборов, но, ни в коем случае в день выборов нельзя давить на человека, суля подарки или запугивать возможными неприятностями
Затем выборы должны быть тайными, то есть ни кто не в праве знать выбор человека, если только он сам не скажет, скажем во время экзеспула (предварительного опроса независимыми наблюдателями на выходе из избирательного участка), кабинки для голосования не должны иметь аппаратуры для наблюдения, избирательный бюллетень не должен иметь какие либо отметки позволяющие определить выборщика. Выборы должны быть прямыми или двухстепенными, то есть за кого голосует человек тот и становится избранным, или за человека голосует тот кто имеет аналогичные политические взгляды, ну и немаловажно то что, выборы должны быть альтернативными, то есть что бы было из кого выбирать – две и более кандидатур, а голоса избирателей равны не зависимо от статуса, социального положения.
А теперь просьба повторить, какие выборы являются демократическими
(свободные, тайные, прямые, альтернативные, равные).
Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент фильма снятого американским режиссером Оливером Стоуном ( известного по фильмам «Взвод», «Александр Македонский»)Фильм рассказывает о событиях произошедших в Сальвадоре, небольшой латиноамериканской стране в центральной Америки, фрагменты иллюстрируют важность свободных, тайных и альтернативных выборов.(Демонстрация смонтированных фрагментов фильма«Сальвадор» /англ. «Salvador»/ — Фильм режиссёра Оливера Стоуна, вышедший в 1986 году, номинированный на премию «Оскар».
Краткий сюжет: Американский журналист Ричард Бойл специализируется на материалах из «горячих точек».Услышав, что в Сальвадоре накаляется обстановка после вооруженного переворота, Бойл решает отправиться туда на свой страх и риск — собрать материалы и попытаться продать в какое-нибудь солидное издание. Бойл сразу попадает в самое пекло переворота 1980 года, и на его глазах происходит убийство студента отказавшегося регистрироваться на избирательном участке. Журналист видит как под дулами автоматов «эскадронов смерти», людей заставляют голосовать за диктатора совершившего переворот. Позже один из местных жителей показывает Бойлу ущелье в горах, где свалены в большом количестве тела тех, кто отказывался голосовать за главу военной хунты, сторонников оппозиции.) http://www.kinopoisk.ru/film/902/О значение парламентаризма в современной России подготовили презентацию «Федеральное собрание в современной РФ» следующая группа…
Выполните задание 3 (11 слайд)
А) Государственную Думу РФ сформированную по конституции 1993 называют V Госдумой и она проработала 2 года –почему V. И, какая она, по счету, ныне действующая ГД
Б) Первые члены Совета Федерации (сенаторы) работали на (подчеркните правильный ответ)
-непрофессиональной основе (приезжали на время сессии)
-на профессиональной основе(работали полный срок в Москве)
(12 слайд)
В) Определите идеологию и лидеров (главу) партий
«Единая Россия»-
«Справедливая Россия –
«ЛДПР»-
«КПРФ»-
Ответ: «Единая Россия» - неоконсерваторы (право центристы) В.А.Васильев (лидер Д.А.Медведев ) «Справедливая Россия – лево центристы С.Миронов «ЛДПР» - популистская (нет ярковыраженной идеологии) В.Жириновский «КПРФ» - левая (коммунистическая) Г.ЗюгановГ) Вставьте пропущенные слова в схему прохождения процесса законотворчества
-Законодательная инициатива исходит от президента РФ, членов СФ, правительства, Судов, ------
-Подготовка законопроекта в проходит в профильных -----
-Количество ------чтений законопроектов ГД
-Утверждение закона в верхней палате----( Совете Федерации)
-Подписание---------- и обнародование закона в прессе
Ответ: Законодательная инициатива президента РФ, членов СФ, правительства, Судов, (депутатов)
-Подготовка законопроекта в профильных (комитетах)
-Количество (Три) чтения законопроектов ГД
-Утверждение закона в верхней палате (Совете Федерации)
-Подписание (Президентом РФ) и обнародование закона в прессе.
Общеизвестен факт, что большинство проблем граждан РФ призваны решать власти на местном или региональном уровнях. В современной России происходит реформирование и усовершенствование местного самоуправления и реализована административная реформа, презентацию Парламентаризм на региональном и местном уровнях власти в РФоб этом подготовили студенты…
После успешного и кратковременного второго возвращения Наполеона во власть политики взяли традицию: отчитываться о первых 100 днях во власти.
III Заключительная часть: 3-5 мин. (Написать на доске домашнее задание, разобрать порядок выполнения письменной части) п. 4.Письменное задание; сравнить преимущества и недостатки прецедентного и нормативно-правового права, указать в каких странах применяется. Написать по 2-3 закона федерального, регионального и местного уровней.
Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе власти современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений - от вече, Боярской Думы и Земских Соборов до современного парламента очень важно , но не менее важно понимание своей роли в формировании политической власти в Росси на любом уровне так что будьте демосом , а не охлосом.
Приложение 1
1Задание
Напишите под заданием 1А в какой стране учреждался данный законодательный сословно представительный орган власти
А) Генеральные штаты- XIVв Кортес- XVв- Сейм- XIV-XVв.в Земские соборы- XVIв Конгресс- XVIIIв Россия, США, Франция, Польша, Испания.
Б) Ответьте: почему в Англии форму правления определяют как парламентская монархия и почему спикер нижней палаты до сих пор садится на мешок шерсти.
Задание 2
А) Государственная Дума времен НиколаяII не являлась парламентом в современном понимании потому что(подчеркните 2 позиции)
1- работала на не постоянной ( непрофессиональной ) основе
2- не могла преодолеть царское вето
3-правительство было не подотчетно Государственной Думе
Б) В начале XX века в России прошли демократические или недемократические выборы в ГД, свой ответ обоснуйте
Задание3
А) Государственную Думу РФ сформированную по конституции 1993 называют VГосдумой и она проработала 2 года -почемуV. И какая, по счету, ныне действующая ГД
Б) Первые члены Совета Федерации (сенаторы) работали на (подчеркните правильный ответ)
-непрофессиональной основе (по 2 представителя от субъекта приезжали на время сессии)
- профессиональной основе (работали полный срок в Москве)
В) Определите идеологию и лидеров (главу) партий
«Единая Россия»- Г.Зюганов«Справедливая Россия – В.А.Васильев (лидер Д.А.Медведев)
«ЛДПР»- С.Миронов«КПРФ»- В.Жириновскийпопулистская (нет ярковыраженной идеологии)
неоконсерваторы (право центристы)
лево центристы
левая( коммунистическая)
Г) Вставьте пропущенные слова в схему прохождения процесса законотворчества
-Законодательная инициатива президента РФ,членов СФ, правительства, Судов, ------
-Подготовка законопроекта в профильных -----(комитетах)
-(Количество)------ чтения законопроектов ГД
-Утверждение закона в----
-Подписание----------- и обнародование закона
( Президентом РФ) (три) (Совете Федерации) (депутатов)
Избирательный бюллетень
Кадеты
Октябристы
Монархисты и черносотенцы
Социалисты революционеры
Избирательный бюллетень
Кадеты
Октябристы
Монархисты и черносотенцы
Социалисты революционеры
Избирательный бюллетень
Кадеты
Октябристы
Монархисты и черносотенцы
Социалисты революционеры
Избирательный бюллетень
Кадеты
Октябристы
Монархисты и черносотенцы
Социалисты революционеры
Избирательный бюллетень
Кадеты
Октябристы
Монархисты и черносотенцы
Социалисты революционеры
Избирательный бюллетень
Кадеты
Октябристы
Монархисты и черносотенцы
Социалисты революционеры
Избирательный бюллетень
Кадеты
Октябристы
Монархисты и черносотенцы
Социалисты революционеры
Избирательный бюллетень
Кадеты
Октябристы
Монархисты и черносотенцы
Социалисты революционеры
Избирательный бюллетень
Кадеты
Октябристы
Монархисты и черносотенцы
Социалисты революционеры
Приложение 2
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
http://www.kinopoisk.ru/film/902/
Слайд12
Слайд 13
Слайд 14