Интегрированный урок (история и обществознание) История парламентаризма в России
Интегрированный урок (история и обществознание).
Тема урока «История парламентаризма в России».
Цели урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся
о характерных чертах государственного устройства России в разные периоды истории, углубить знание принципов демократического устройства государства, наполнить его современным содержанием.
Опираясь на знания учащихся их курсов истории и обществознания провести сопоставительный анализ структуры органов государственной власти. Уточнить содержание понятий «правовое государство», «гражданское общество», «демократия», «разделение властей», показать их взаимосвязь.
Развивающая: развивать историческое, обществоведческое, критическое, абстрактно-логическое, аналитическое, эвристическое мышление, создавать основу для творчества в дальнейшем.
Воспитательная: способствовать формированию политической культуры, выработке у учащихся чувства любви, уважения и толерантности к истории нашей страны.
Методы и приемы: прием составления ассоциативного ряда; прием собирания пазлов ; решение познавательной задачи ,составление схемы, прием кейс.
Ресурсы урока: «Манифест об усовершенствовании государственного порядка. 17 октября 1905г.», «Основные государственные законы Российской империи (в новой редакции)»,»Конституция 1936 г.», «Конституция РФ 1993г.».
Мотивационный блок: Учащимся предлагается обсудить цитату
«Представительное правление – инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен.»
Клеменс Меттерних (17731859), канцлер Австрийской империи.
Вводная часть урока: Актуализация знаний.
Кроссвордный диктант:
1.Форма правления, при которой высшие органы власти выбираются на определенный срок (республика)
2.Простое, единое государство, управляемое из одного центра (унитарное)
3.Народовластие, осуществляемое через выборы и референдум, провозглашение и гарантированность прав граждан (демократический режим)
4.Форма правления, при которой власть передается по наследству и принадлежит одному человеку (монархия)
5. Сложное государство, основанное на неограниченной власти правителя, сложившееся в результате присоединения территорий (империя)
6.Форма правления, сложившаяся как переходная от абсолютной к ограниченной монархии, при которой существует двухпалатный парламент и монарх сохраняет за собой исполнительные функции (дуалистическая монархия)
Вступительное слово учителя: Ребята, не так давно (лишь в конце прошлого века) Россия встала на путь демократического построения общества. А такой шанс у нее был еще в 1905 году. Так почему же он был упущен? На основе анализа трех ключевых исторических событий: принятия Манифеста 17 октября 1905 года, утверждавшего представительный и законодательный орган власти Государственную думу, Конституции СССР 1936 года и Конституции 1993 года, мы должны дать ответы на вопросы.
1. Изменилась ли форма правления в Российской империи после подписания Николаем II Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка?
2. Какие гражданские свободы предоставляла всем гражданам СССР Конституция 1936 г.?
3. Что было признано политической основой СССР в 1936 г.?
4. Какая роль отводилась Коммунистической партии по Конституции 1936 г.?
5. Какой демократический принцип утверждался в Конституции 1993 г.?
6. Какие права и свободы человека и гражданина гарантировала Конституция 1993 г?
Основной этап урока. Организация работы в 3 группах.
Учащимся даются следующие понятия (на доске или на экране): Федеральное Собрание, Верховный Совет, Государственный Совет, Советы депутатов трудящихся, президент РФ, Государственная Дума, Манифест, Совет министров, Совет Союза, законодательная власть, Совет национальностей, исполнительная власть, император Российской империи, руководящая роль Коммунистической партии, исполнительная власть, многопартийность, судебная власть, Святейший Синод, Правительствующий Сенат.
Вопросы:
Определить, к какому периоду истории они относятся.
Составить схему, отражающую взаимосвязь этих понятий:
для первой группы «Структура государственных органов после подписания Манифеста 1905
· г.»
для второй группы «Структура государственных органов по Конституции СССР 1936 г.»
для третьей группы «Структура государственных органов по Конституции РФ 1993 г.».
Защита работы групп.
Беседа по вопросам:
Сравните гражданские права и свободы, данные Манифестом 1905 г., Конституцией СССР 1936 г. и Конституцией РФ 1993 г.
Что такое истинная демократия?
Почему мы не можем говорить об утверждении демократического устройства в 1905 г. и в 1936 г. в нашей стране?
Какая форма правления закреплялась Манифестом 10905 г., Конституцией СССР 1936 г., и Конституцией РФ 1993 г.?
Как связать подлинную демократию с гражданским обществом и правовым государством?
Заключительный этап урока:
Слово учителя: Формирование парламентаризма прошло долгий путь в нашей стране. От попытки ограничить самодержавие и создать сословно-представительный орган, объявить псевдодемократию в 1936 г. до появления Федерального Собрания после принятия Конституции 1993 г. Необходимо помнить, что Российская Федерация - формирующееся правовое государство и насколько быстро будет установлена связь с гражданским обществом - это зависит от молодого поколения, которое должно понимать, что нет подлинной демократии без гражданского общества, нет ее и без правового государства, в котором господствуют не люди, а законы.
Как вы поняли высказывание Клеменса Меттерниха «Представительное правление – инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен.»?
Рефлексия.
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной системе.
Как я усвоил материал?
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
Как работала учебная группа?
Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.
Выставление оценок за работу на уроке. Подведение итогов.
Литература .
Конституция Российской Федерации 1993 г., Уральское юридическое издательство, 2002
Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.
История России: XX в. Компьютерный (мультимедиа) учебник, М,Клио Софт, 2002.
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.В.Пыжиков. История России. XX - начало XXI в. 9 класс, М., Просвещение, 2006.
Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров. История Отечества.XX - начало XXI в., М., «Русское слово», 2008.
Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова. Человек и общество.Обществознание, М., Просвещение, 2006
Приложения.
Данный урок может быть рекомендован как итогово-обобщающий по курсу истории Отечества и обществознания в 11 классе.
В основу методики данного урока были заложены элементы интерактивного обучения (интеграция, дискуссия, умение критически мыслить и отстаивать свою точку зрении) и методика внеконтекстных операций с базовыми понятиями курсов истории Отечества и обществознания. Это позволило систематизировать изученный материал. Диагностировать степень усвоения содержания, уровень овладения умениями и навыками по курсу данных дисциплин.
Использование данной методики дает учащемуся следующее:
Во-первых, у обучаемых создается целостное, обобщенное представление об обществе и истории нашей страны.
Во-вторых, у школьников развивается абстрактно-логическое мышление, а в их сознании отражаются те причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному, наглядному познанию.
В-третьих, на уроках формируется эвристическое мышление. Создается основа для творчества в дальнейшем.
В-четвертых, активизируется познавательная деятельность ученика.
Для учителя внеконтекстные операции с базовыми понятиями курсов истории и обществознания позволяют усилить логику изложения предмета, повысить уровень наглядности изучаемого материала.
15