Конспект урока по обществознанию История развития парламентаризма

МБОУ Родионово- Несветайская СОШ №7






Развитие парламентаризма
в России.



Учитель истории Кулешова Т.С.







Цель урока: помочь приобрести целостное знание о политической системе общества;
-побудить стремление самостоятельно их пополнять;
-формировать умение ориентироваться в реальной политической деятельности;
-воспитание активной гражданской позиции.
Задачи урока:
-через выполнение творческих и практических заданий расширить и углубить познания о демократических принципах;
-привести к осмыслению возможностей , прав и ответственности гражданина.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: диспут.
На доске эпиграф: « В свободном обществе каждый человек выполняет общественную роль гражданина.
.В этом году исполняется 20 лет законодательному собранию Ростовской области, поэтому наш урок посвящен этой дате. У нас на уроке сегодня присутствует гость-депутат Законодательного Собрания Ростовской области-Щаблыкин Максим .

«Сколько голов, столько и умов» гласит русская пословица. Вспомним ещё одну мудрость: «один ум хорошо, а два лучше.» Эти наблюдения появились в быту, но и при решении более сложных государственных проблем они кажутся не лишними.
Идея разделения властей родилась давно. Люди подметили, что даже при демократическом режиме нередко происходит сосредоточение власти в одних руках или нескольких лиц. Чтобы этого не случилось, стали использовать принцип разделения властей. Одной из ветвей власти является власть законодательная. Принцип разделения власти является признаком демократии. А как вы считаете, в России существует демократический режим?
-Назовите его признаки.
Признаки демократического режима.-----------------------------------------------------------
А какой из признаков вы считаете наиболее главным? Почему?
-Как вы считаете, мы должны нести ответственность за свой выбор?
-А какие ешё кроме выборов, есть формы участия граждан в политической жизни страны?
Формы участия в политической жизни.
Участие в политических движениях
Обращение в парламент с предложениями
Участие в митингах
Право избирать и быть избранными


- А вы можете участвовать в выборах? Почему? Кто ещё не может голосовать?
Наша законодательная власть является представительной, мы формируем её путём выборов, выборов парламента. Как называется наш российский парламент? Из каких палат он состоит? Как он формируется?
-Кто может быть депутатом? Хотя главная задача депутата законотворческая деятельность, его работа не ограничивается только этими рамками, она многообразна, важна и крайне ответственна. Каким же, по вашему мнению, должен быть настоящий парламентарий? Давайте попробуем нарисовать словесный «портрет» идеального депутата.
Первая учебная группа «создаёт» обобщённый внешний облик (имидж); вторая описывает деловые, профессиональные качества; третья приводит черты характера; четвёртая моральные качества.
После этого представители групп докладывают о результатах своей работы и записывают характеристики на классной доске, создавая в итоге «портрет» идеального депутата.
Внешний вид
. Аккуратный, подтянутый, внушающий доверие
Профессиональные, деловые качества
Высшее образование, глубокие знания, высокий уровень общей, правовой и политической культуры, ораторское искусство, умение убеждать, отличные организаторские качества, демократичный, а не авторитарный стиль руководства, открытость и готовность к диалогу, умение правильно воспринимать критику
Черты характера
Пунктуальность, тактичность, толерантность, доброжелательность, принципиальность, активность, ответственность, уважение и самоуважение, трудолюбие
Морально-волевые, ценностные качества:
Умный, добрый, честный, справедливый, порядочный, миролюбивый, гуманный, бескорыстный, патриотичный, отзывчивый

Итак, у нас в гостях один из депутатов Зак. Собрания. Максим Иванович Щаблыкин , какие вопросы вам предстоит решать в роли депутата?
Ошибаться свойственно всем. Даже депутатам. Что нужно, чтобы у власти были честные, порядочные, достойные люди?
-Ребята, представительная власть преследует главную цель – не допустить тирании, беззакония, создать условия для всеобщего участия граждан в управлении страной. У нас она принадлежит не только Федеральному Собранию и законодательным собраниям субъектов Р.Ф. и муниципальным законодательным собраниям. И хотя мы с вами не можем ещё быть представителями власти, но и у нас имеется опыт работы молодёжного парламента и правительства. В нашем классе есть представитель правительства- Сергиенко Наталья.Наташа, поделись опытом своей работы.

Если все будут соблюдать законы, то и жизнь станет спокойнее. А вот в каких отношениях с законом мы? Всегда ли мы действуем в соответствии с его требованиями? (листы с вопросами ).
Не случалось ли вам нарушать, например, правила дорожного движения? Если вы всё таки нарушали какие либо правила, то почему? Вы сделали это случайно или подсознательно? Попробуйте вспомнить те чувства, которые вас охватили, когда вы поняли, что нарушили закон?
Если все нарушают закон, может быть, отменить мелкие законы?
А теперь представьте , что мы с вами депутаты Гос. Думы. Нам нужно принять законопроект о мире. Давайте разделимся на комитеты.( вызывается 3 человека, они выбирают напарников).
Каждый из комитетов в течение 3 минут должен сформулировать свои предложения ( комитеты предлагают свои проекты. Общим голосованием выбирают лучшие).
Может, парламент и не нужен? Может , можно обойтись без него? Давайте поработаем творчески. Каждой из ваших групп я дам слова:1 группе – парламент, 2 группе – выбор, 3 группе- свобода. Составьте определение своего понятия. Теперь поменяйтесь листами и подберите к понятию 4 слова, отражающие его суть. Ещё поменяйтесь и напишите к понятию лозунг. Возвращаем листы своим группам ( один из группы защищает его)
Все понятия взаимосвязаны. Друг без друга не могут. Так и люди. Возвращаемся к эпиграфу. Каждый из нас может сформулировать свои требования, обеспечить поддержку тех лидеров, которые выражают интересы большинства. Ну и наконец, мы будем активными участниками управления страной. В этом и есть суть представительной власти.