Технологическая карта открытого урока по окружающему миру на тему Почва. Свойства почвы (3 класс)
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя - Стегалина Юлия ВасильевнаКласс: 3 «Б» Дата: 04.12.14. Предмет: окружающий мир
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Цели урока:
Образовательные: сформировать представление о почве как верхнем плодородном слое земли; о перегное, его образовании и значении для плодородия почвы.
Развивающие: развивать исследовательские навыки: мышление, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву; чувство товарищества, взаимопомощи.
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Организационный момент.
Мотивирование к учебной деятельности.
- Сегодня у нас необычный урок. Необычный потому, что к нам пришли гости. Еще наш урок необычен тем, что мы сегодня отправимся в учебную лабораторию и станем научными сотрудниками. Мы будем разгадывать тайну природы . А результатом нашей работы будет цветок, который мы с вами вырастим.
Личностные УУД :
-создаются условия для возникновения внут-ренней потребности включения в учебную деятельность.
Актуализация опорных знаний и пробное учебное действие.
Слайд 1.
Слайд 2.
- Давайте вспомним, что мы изучали на последних уроках. Для этого отгадаем кроссворд.
- Какое ключевое слово у нас получилось?
- Что обозначает слово « земля»?
У каждой группы свой бланк с кроссвордом. Один из группы читает вопрос. Каждой группе – по одному вопросу.
1. Что состоит из азота кислорода углекислого газа и других газов? (воздух)
2. Рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой.(песок)
3.Плотная горная порода. Состоит из мельчайших частиц, которые скрепляются между собой. В сыром виде становится липкой, пластичной. (глина)
4.Горная порода. Если налить на нее кислоту , то появится шипение и пузырьки углекислого газа.(известняк)
5. Разновидность известняка .- Земля
Земля - планета
- страна
- суша
Познавательные УУД:
- осуществляют смысловое чтение;
- фиксируют информа-
цию через заполнение предложенного крос-сворда с опорой на прочитанные вопросы.
Постановка проблемы
Слайд 3. - Сегодня мы поговорим о «земле» в смысле суша.
- Что это?
- Какие слои можно выделить?
-Вот этот верхний слой земли называется почвой. - Слои земли
- Нижняя часть более светлая, здесь можно различить глину, песок, известняк .- Верхний слой более темный, на нем растут растения. Регулятивные УУД :
- совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Сообщение темы
Слайд 4.
Слайд 5. - Тема нашего урока : Почва
Определимся с планом нашей работы.
- В почву мы посадим маленькое зернышко – семечко нашего цветка.
- Ребята , а что вы уже знаете о почве , о ее составе ? Дети читают план урока.
Дети высказываются.
На доске: ЗНАЮ
Песок
Глина
Вода
Воздух
Открытие нового знания.
Слайд 6.
Слайд 8.
Слайд 9. - Давайте отправимся в лабораторию и опытным путем докажем ваши утверждения.
На экране рекомендации по технике безопасности.
- Каждая группа “ученых” проведет опыт , а результаты запишет в лист исследователя. Внимательно читайте задания и выполняйте работу.
На доске:
После отчета каждой группы, учитель раскрывает лепестки, хвалит учеников.
- Но что-то у нас цветок однобокий! Чего-то ему не хватает!
- Каким образом получает растение минеральные соли?
- Наличие солей в почве докажу вам я.
Проведение опыта:
- Я возьму несколько капель воды, нанесу на стекло, нагрею на огне . Ждем когда испарится вода со стекла.
- Посмотрите, на стекле остался белый налет. Что это?
- Это соли. Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.
- Какой вывод можно сделать после этого опыта?
- А откуда же они берутся?
- Посмотрите на стаканы с водой, где вы размешивали почву. Что еще заметили?
- Остатки растений, части насекомых под воздействием микробов, которые живут в почве перегнивают и превращаются в вещество , которое так и назвали – перегной.
Почва без перегноя пустая, неплодородная . Плодородие – главное свойство почвы.
- И так, чтобы наш цветок распустился ему нужны соли , а соли образуются в результате переработки микробами перегноя.
Выкладываются карточки на доске. (микробы – перегной – соли)
Цветок « распускается» до конца.
- Микробы на розовом фоне - почему?
- Микробы – это часть живой природы.
- Кто еще живет в почве? Давайте прочитаем об этом в учебнике (стр.70) Дети читают рекомендации .Работа в группах.
Дети зачитывают результат проведенного опыта. Прикрепляют на доску соответствующие карточки.
- Ему не хватает питательных веществ. (соли)
-Соли поступают в растения вместе с водой.
- В почве находятся соли, растворенные в воде.
Предположения детей.
- На поверхности всплыл мусор (палочки, остатки растений и т.д.)
Дети высказывают предположения. Познавательные УУД :- перерабатывают полученную информацию;
- в ходе практической работы, определяют, что входит в состав почвы;
- делают выводы.
Регулятивные УУД:
- определяют цель работы;
- определяют пути ее достижени;
-осуществляют взаимный контроль.
Коммуникативные УУД:
- формируют умения общаться в группе.
Познавательные УУД:
- учатся строить логи-ческую цепочку рассуждений на основании полученной информации.
Подведение итогов
Контроль и самоконтроль
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.
- Молодцы! Хорошо поработали. Сегодня вы были научными сотрудниками. Нашли ответы на все вопросы, которые поставили в начале урока .- Давайте вспомним план урока:
Что такое почва
Из чего состоит почва?
Какое главное свойство почвы ?Кому нужна почва?
Теперь последнее испытание! (ТЕСТ)
1.К какой природе можно отнести почву?
А) К живой.
Б) К неживой.
В) неживая и живая природа в почве соединяются.
2. Из чего состоит почва?
А) Из микробов, различных животных, обитающих в почве .Б)Из воздуха, воды, песка, глины.
В) Из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов и различных животных, обитающих в почве.
3. Что растение получает из почвы?
А) Перегной , песок, глину.
Б) Воздух ,воду, соли.
В) Остатки растений и животных.
4. Что влияет на плодородиее почвы?
А) Наличие в почве перегноя.
Б) Наличие в почве воды.
В) Наличие в почве песка и глины.
5. Благодаря чему или кому образуются соли в почве.
А) Благодаря животным, обитающим в почве.
Б) Благодаря воде.
В) Благодаря микробам, живущим в почве.
- Проверьте себя.
На экране правильные ответы. Дети отвечают на вопросы.
Регулятивные УУД:
- осуществляют смысловое чтение;
- осуществляют итоговый контроль и самоконтроль по результату.
Рефлексия
- На столе горшочки с плодородной почвой.
! Если вам понравился урок, и вы все поняли, то посадите свой цветок в желтый горшочек.
! Если вам понравился урок, но вы что-то не поняли, посадите свой цветок зеленый горшочек.
! Если вам не понравилось, и вы ничего не поняли, то посадите свой цветок в сиреневый горшочек.
- Всем спасибо за хорошую работу!
Регулятивные УУД:
- осуществляют итоговый контроль и самоконтроль по результату.