Методика формирования исследовательских умений младших школьников


Методика формирования исследовательских умений младших школьников
Для формирования исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности, необходимо подобрать такие методы, формы, приёмы, условия, которые эффективно будут воздействовать на формирование исследовательских умений. А именно нужно разработать методику, которая поможет сформировать исследовательские умения.
Определим понятие слова «методика». Методика – это совокупность методов, приёмов, средств работы учителя, а также форм организации занятий.
Методика должна составлять целостную систему. Все компоненты системы должны находиться во взаимосвязи. Создаваемая методика, будет иметь следующие структурные компоненты: теоретико-методологический, целевой, содержательный, процессуальный, результативный.
Теоретико-методологический компонент включает в себя педагогические технологии и принципы, способствующие формированию и следовательских умений в проектной деятельности. При разработке методики формирования исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности будем опираться на теорию проектного обучения. Данная теория будет реализовываться через принципы проектного обучения. Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Основными принципами формирования исследовательских умений в проектной деятельности являются принципы познавательной активности, свобода выбора, самостоятельного поиска информации, сочетание продуктивных и репродуктивных методов обучения, принцип связи теории с практикой, коммуникативной направленности. Раскроем сущность каждого принципа.
Принцип познавательной активности предполагает, что потребность в познании, должна рождаться на основе внутренней потребности учащегося. Также данный принцип предусматривает усвоение знаний, контролировать их и уметь применять в различных условиях. Внутренняя потребность в познании может возникнуть только тогда, когда есть свобода выбора. Это и есть следующий принцип.
Современное образование ставит задачу развития потребности у ребенка добывать знания самостоятельно, а не получать их в готовом виде. Ученик не просто усваивает информацию, а сам порождает новое знание. Отсюда рождается новый принцип. Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Данный принцип предполагает продуктивные методы обучения. Но далеко не всё учащийся может открыть в ходе самостоятельного изыскания. Следовательно, отсюда вытекает следующий принцип - принцип использования продуктивных методов обучения с репродуктивными методами обучения.
Принцип связи теории с практикой. Данный принцип предполагает связь теоретического обучения с практической деятельностью.
Принцип коммуникативной направленности. Умение работать в группе, договариваться, обсуждать темы проекта, вести диалог, слушать собеседника, принимать различные точки зрения, иметь свою точку зрения, аргументировать её, давать оценку своей деятельности и деятельности окружающих, готовить и защищать проекты.
При создании методики формирования исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности необходимо подобрать подходы к учебной деятельности, которые обеспечат развитие необходимых умений. Выделим следующие подходы к обучению: системно-деятельностный подход, личностно-деятельностный, исследовательский, проблемный.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Сущность данного подхода заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Педагог при объяснении нового материала доступно не объясняет, наглядно не показывает, а организовывает исследовательскую работу учащихся, чтобы они сами нашли решение проблемы. Т.е. педагог должен организовать учебную деятельность так, чтобы у учащихся сформировались потребности получить новые знания путём собственного поиска: гипотезы, идеи, версии, продукты деятельности (опыты, схемы, модели, проекты). Учитель участвует в сопровождении учебного процесса: готовит дидактический материал, организовывает разнообразные формы сотрудничества с учащимися, активно участвует в обсуждении результатов деятельности учащихся, создаёт условия для самоконтроля [43, с.201]. В процессе реализации системно-деятельностного подхода можно проследить взаимодействия: ученик – группа учащихся, группа учащихся – учитель, ученик – учитель. Данное взаимодействие обеспечивает функционирование системы.
Следовательно, системно-деятельностный подход в проектном обучении позволит каждый учебный проект построить в виде целостной системы, которая будет способствовать формированию исследовательских умений.
Рассмотрим сущность личностно-деятельностного подхода. Данный подход соотносится с личностно-ориентированным подходом в обучении. Задача данного подхода в обучении – это развитие каждого учащегося не как коллективного субъекта, а как индивида. Развитие и саморазвитие личности обеспечивается исходя из индивидуальных особенностей учащегося. Личностно-деятельностный подход в обучении строится на склонностях, интересах учащихся, их жизненном опыте. Личностно-деятельностный подход предполагает изменение схемы субъект-объектного взаимодействия учащегося и учителя на субъект-субъектное взаимодействие. Учитель и учащийся равноправные субъекты учебного процесса. Используются разнообразные формы учебного процесса. Содержание образования, методы, средства обучения организуются так, чтобы учащийся мог проявить избирательность к предметному материалу.
Личностный и деятельностный компоненты личностно-деятельностного подхода связаны между собой, так как личность выступает субъектом деятельности. В процессе деятельности происходит взаимодействие личности и мира, в процессе данного взаимодействия личность сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя.
В проектном обучении создаются условия, которые будут способствовать реализации личностно-деятельностного подхода. Рассмотрим эти условия: при отборе деятельности учитываются интересы, склонности, возможности учащихся, отбор задач, решаемых учащимися, соотносится как с личными интересами учащихся, так и с интересами коллектива и общества, свобода выбора, самостоятельность учащихся в решении творческих задач, ситуация успеха для каждого учащегося, а также обеспечение творческих достижений каждого ученика.
Педагогический процесс личностно-деятельностного подхода строится на следующих взаимосвязанных компонентах: целях, мотивах, способах, результате, контроле и анализе результатов. Выше перечисленные компоненты, на базе личностных качеств, предполагают возможность формирования исследовательских умений.
Одним из основных подходов в формировании исследовательских умений в проектной деятельности является исследовательский подход. Учитель организует творческую, поисковую деятельность учащихся с целью решения проблемных задач. В результате применения исследовательского подхода у учащихся:
повышается уровень познавательного интереса учащихся;
происходит развитие интеллектуальной сферы личности учащегося;
у учащихся создаётся положительная мотивация к учению;
формируются способы активной познавательной деятельности.
При осуществлении проекта учащиеся занимаются поиском информации, анализируют и обобщают собранный материал, выдвигают гипотезы, выполняют практические задания, находят способы оформления конечных результатов. Это всё приводит к формированию исследовательских умений.
Рассмотрим ещё один подход, способствующий развитию исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности. Проблемный подход. Сущность данного подхода состоит в том, что в процессе реализации проекта возникают проблемные ситуации или учитель сам создаёт их. Разрешение этих ситуаций учащимися происходит при совместной деятельности учителя и учащихся, а именно, при оптимальной самостоятельности учащихся и под руководством учителя. Для эффективной реализации данного подхода учителю необходимо научиться создавать проблемные ситуации, если они сами не возникают, сталкивать ученика с постепенно усложняющимися учебными проблемами и уметь управлять деятельностью учащихся. В свою очередь учитель должен научить учащихся видеть проблемную ситуацию, формулировать, анализировать её. Познакомить со способами эвристической деятельности для решения поставленных проблем. Всё это должно привести к формированию логико-теоретического и интуитивного мышления. Также повышается уровень включения учащихся в реальные жизненные ситуации. А значит, способствует формированию исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности.
Целевой компонент методики. Одним из главных системообразующих компонентов любой методики является целевой компонент. Целевой компонент представлен следующими целями: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младших школьников, формирование исследовательских умений младших школьников, развитие познавательной потребности учащихся.
Содержательный компонент формирования исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности представлен разработанным А.И. Савенковым перечнем исследовательских умений и программой, составленной на основе программы внеурочной деятельности под редакцией доктора педагогических наук А.И. Савенкова «Я – исследователь». Процессуальный компонент методики формирования исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности представлен этапами проектной деятельности, а также содержанием деятельности учителя и учащихся при выполнении проекта, условиями, методами, формами и средствами обучения.
На основе этапов выполнения проектов, а также деятельности учителя и учащихся, составленных Н.Ю. Пахомовой и Т.И. Шамовова. Выделим следующие этапы выполнения проектов: мотивационный, теоретический, практический, презентационный.
Этапы выполнения проектов. Деятельность учителя и учащихся.
Этапы выполнения проекта Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивационный 1. Формулирует учебный проект.
2. Создаёт проблему проекта, помогает учащимся
сформулировать противоречие или проблему.
3. Помогает поставить
цель проекта, задачи
Вживание в ситуацию проекта.
Личностное присвоение проблемы.
Принятие и конкретизация цели и задач.
Теоретический 1. Помогает разделиться на группы и распределить роли в группах
2. Помогает спланировать
деятельность по решению задач.
3. Участвует в организации деятельности учащихся
(создает условия для самостоятельной работы, консультирует по необходимости, где можно добыть информацию)
4. Предлагает различные формы презентации проекта Разбиваются на группы.
Формулируют задачи и планируют этапы исследования.
Определяют методы и средства
решения каждой задачи.
Выбирает форму записи
результатов.

Практический 1.Наблюдает за работой, ненавязчиво контролирует, консультирует, стимулирует.
2. Даёт новые знания по необходимости.
3. Консультирует по проведению предстоящей презентации проекта
Каждый выполняет свою работу, но в то же время работает сообща, записывают результаты.
По необходимости консультируются, чтобы получить необходимые знания.
Готовят презентацию проекта
Презентационный 1 .Оценивает работу учащихся.
2. Организует обсуждение результатов работы.
3.Оценивает умения общаться, отстаивать свою точку зрения
4.Оценивает умение работать в группе на общий результат. 1. Демонстрируют понимание проблемы, цели и задач.
2.Показывают умение планировать и осуществлять деятельность по плану.
3.Дают самооценку и взаимооценку деятельности и результатов.
Проанализировав данную таблицу, можно отметить, что деятельность учителя при выполнении учебного проекта заключается в оценивании, наблюдении, консультировании, контроле, стимулировании, т.е. деятельность заключается в мотивационном управлении процессом обучения школьников при выполнении учебного проекта. А деятельность учащихся в свою очередь характеризуется активностью, самостоятельностью. В процессе такой деятельности у учащихся формируется умение управлять учебно-познавательной деятельностью, а также исследовательские умения.
Для формирования исследовательских умений в проектной деятельности необходимо соблюдать условия формирования исследовательских умений. Выделяют 3 условия: обучение младших школьников умениям проектировать, использование системы стимулов, учёт возрастных особенностей.
Педагогические условия формирования исследовательских умений и их сущность
Педагогическое условие Сущность условия
Обучение младших школьников умениям проектировать:
проблематизации, целеполаганию, планировать деятельность, поиск нужной информации, применение знаний на практике, проведение исследования, представление продукта деятельности создаёт педагогические ситуации, заставляющие задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, защищать её, обращаться к дополнительной литературе. Использует на занятиях внеурочной деятельности познавательные, занимательные задания.
Использование системы стимулов, мотивация учащихся Учитель поощряет учащихся, отмечает оригинальность решения проблемы, творческий подход. Учитель организует учебный диалог так, чтобы стимулировать учащихся на развитие творческого потенциала, пополнить опыт, подчеркнуть индивидуальность.
Доведение работы до конечного результата, презентация продукта.
Положительная оценка каждой работы.
Учёт возрастных особенностей Темы близки к темам по учебным предметам. Продолжительность проекта не должна быть слишком долгой, так как слишком продолжительный проект может привести к утомляемости и потере интереса.
Как было отмечено выше, к процессуальному компоненту относятся методы обучения. Чтобы сформировать исследовательские умения в проектной деятельности, необходимо использовать практические методы обучения (упражнения, практические работы, дидактические игры, самостоятельные работы).
Рассмотрим методы по типу познавательной деятельности и, выясним, какие наиболее подходят для осуществления проектной деятельности и будут эффективно влиять на формирование исследовательских умений младших школьников. Содержание данных методов разработано И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. К методам по типу познавательной деятельности относят: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский методы. При выполнении проекта будем в основном применять методы, которые требуют достаточно высокого уровня мыслительной активности, но по необходимости для слабых детей необходимо применять объяснительно-иллюстративный метод бучения. К методам с достаточно высоким и высоким уровнем мыслительной активности отнесём проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский методы. Выясним, сущность каждого метода и определим деятельность учителя и учащегося при использовании данных методов.
Продуктивные методы познавательной деятельности
Метод и его назначение Деятельность учителя Деятельность учащегося
Проблемное изложение
(раскрытие проблем, показ способов решения) Выявляет и классифицирует проблемы, ставит данные проблемы перед учащимися, показывает пути исследования проблемы. Наблюдают за ходом размышления учителя, прослеживают логику доказательств решения проблемы.
Частично-поисковый
(подготовка учащихся к самостоятельной постановке проблемы и её решению) Постепенно подводит учащихся к постановке проблемы, нахождению доказательств, выводов. Овладение приёмами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождение путей её решения.
Исследовательский
(организация поисковой творческой деятельности по решению проблем) Предъявляет учащимся проблемы, разрабатывает исследовательские задания. Управляет ходом решения проблемных задач. Учащиеся осваивают приёмы самостоятельной постановки проблемы, находят способы решения.
При использовании первого метода учащиеся являются только наблюдателями хода размышлений решения проблемы, но они знакомятся с логикой доказательства решения проблемы. При использовании второго метода учащиеся самостоятельно исследуют только часть проблемы, т.е. действуют под руководством учителя. Часть знаний сообщает учитель, часть добывают самостоятельно. Схема: учитель – ученики – учитель – ученики. При использовании третьего метода учащиеся самостоятельно добывают знания. Наблюдается высокая интенсивность учебного процесса, повышенный интерес учащихся к учебному процессу. Знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Раскроем различные организационные формы обучения. В дидактике организационные формы обучения подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные. При фронтальном обучение учитель организует сотрудничество учащихся всего класса, которые работают над единой задачей. При данной форме обучения не учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося. Учитель задаёт единый темп. Некоторые учащиеся не успевают, кто-то наоборот, выполнив задание, сидит, ждёт весь класс. Данная форма неприемлема в проектной деятельности. При индивидуальной форме обучения на учащегося полностью возлагается ответственность за выполнение проекта. Все роли он выполняет сам, сам планирует деятельность. При выполнении индивидуального проекта необходима связь: учитель-ученик-родитель. Такая форма может использоваться при формировании исследовательских умений в проектной деятельности, но она не так эффективна как групповая и парная. Так как индивидуальная форма не предполагает контакта с участниками коллектива.
Рассмотрим групповую форму работы. Учащиеся для выполнения задания объединяются в группы. Каждая группа выполняет только часть от общего проекта. Работая в группе, учащиеся, распределяют роли, определяют деятельность каждого члена группы, учатся планировать свои действия. Исходя из выше описанного, самая оптимальная организационная форма обучения по формированию исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности являются групповая форма работы. Она включает в себя и парную форму работы. При групповой форме учебной деятельности предусматривается наличие общей цели, учащиеся объединяют усилия для достижения данной цели. Групповая форма работы даёт возможность большинству учащихся высказать своё мнение и быть выслушанным, отстаивать свою точку зрения, давать оценку себе и другим. Предусматривает доброжелательное отношение с каждым членом группы, ответственность не только за свои успехи, но и за успехи партнёров, всего класса.
Разнообразные средства обучения эффективно влияют на формирование исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности. Средства обучения – это те источники информации, с помощью которых учитель учит, а ученик получает информацию и учится. В качестве средств, обучения, влияющих на формирование исследовательских умений, будем использовать дидактические материалы, творческие задания и упражнения, дидактические игры, учебные пособия, справочные материалы.
Результативный компонент методики формирования исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности. Для выяснения методики формирования исследовательских умений проведём мониторинг следующих исследовательских умений: установление причинно-следственных связей, умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы, информационную компетентность учащихся. Методику будем считать эффективной, если уровень исследовательских умений повысится на контрольном этапе по сравнению с констатирующим. Для выяснения уровня интенсивности познавательной потребности учащихся также проведём диагностику на констатирующем и контрольном этапе. Сравним результаты.
Представим выше описанную методику формирования исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности при помощи таблицы.
Методика формирования исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности
Теоретико-методологический компонент
Дидактические подходы Принципы проектного обучения
Системно-деятельностный, личностно-деятельностный, проблемный, исследовательский Принцип познавательной активности, связи теории с практикой, принцип опоры на самостоятельный поиск информации, сочетание продуктивных методов обучения с репродуктивными коммуникативной направленности.
Целевой компонент
Формирование исследовательских умений Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младших школьников Повышение уровня познавательной потребности учащихся
Содержательный компонент
Формирование исследовательских умений в проектной деятельности через программу внеурочной деятельности, составленную на основе программы А.И. Савенкова «Я- исследователь»
Процессуальный компонент
Условия Методы Формы Средства
Обучение умениям проектировать, использование системы стимулов, учёт возрастных особенностей Объяснительно-иллюстративный (по необходимости)
проблемное изложение, частично-поисковый,
исследовательский Парная, групповая Дидактические материалы, творческие задания и упражнения, дидактические игры, учебные пособия, справочные материалы
Результативный компонент
Сформированность исследовательских умений. Повышение уровня познавательной потребности.
В данной статье, основываясь на системно-деятельностный подход, была составлена методика формирования исследовательских умений. Все компоненты методики взаимосвязаны. Предположительно, выше описанная методика должна эффективно повлиять на формирование исследовательских умений. Проверить методику можно, применив её при апробации программы «Я-исследователь».