Перспективы организации работы научно-методической лаборатории по духовно-нравственному развитию на базе общеобразовательных организаций


К.А. Ботова
МБОУ НШ №24
Перспективы организации работы научно-методической лаборатории по духовно-нравственному развитию на базе общеобразовательных организаций.
На современном этапе российской истории и образования происходит смена ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения. В масштабе государства эти изменения привели к утрате в среде молодёжи моральных ориентиров. На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность.
Исследователь Шаталова О.А. подчеркивает, что формирование духовно-нравственных качеств личности продиктовано необходимостью обеспечения национальной безопасности России, которая невозможна без защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни [4].
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится о том, что современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Образовательный стандарт в настоящее время включил в себя предметы религиозного содержания. Однако использование разовых мер в преодолении кризисных явлений  не дает положительных результатов. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры является трудной, а эффективность ее решения может быть обеспечена только активными совместными действиями всех участников воспитательного процесса.
В Проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» речь идет о воспитании не просто как о педагогическом процессе, а о воспитании как стратегическом приоритете. Стратегия развития воспитания  является важной составляющей инновационной основы будущего страны. Именно Стратегия развития воспитания  должна определить комплекс действий, направленных на обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Ключевыми задачами Стратегии определены:
- создание условий для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;
- развитие психолого-педагогического партнерства субъектов воспитательно-образовательного процесса (государства, образования, науки, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан России [3].
В целях объединения усилий школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей, в развитии внутреннего  положительного потенциала каждого ребенка, в формировании нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, а также выработки единых подходов в воспитании в городе Нижневартовске создана Лаборатория технологий духовно-нравственного воспитания и развития, которая начала свою работу на основании приказа директора Департамента образования администрации г. Нижневартовска и приказа ректора Нижневартовского государственного университета. Создание программы, которая реализуется в лаборатории технологий духовно-нравственного воспитания и развития является закономерным итогом многолетней  целенаправленной деятельности непрерывного образования по воспитанию у школьников высоких духовно-нравственных качеств в системе «Школа-ВУЗ».
Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает реализацию принципа непрерывности в образовании и воспитании детей, учитывая преемственность как между отдельными звеньями внутри образовательного процесса, так и интеграцию комплекса образовательных  учреждений (МБОУ «СШ №10» г.Нижневартовска, ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» и МБДОУ ДСКВ №31 «Медвежонок» г. Нижневартовска), объединенных общей концепцией: формирование у обучающихся целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей.
Лаборатория технологий духовно-нравственного воспитания и развития создана в целях исследования, внедрения и стабильной реализации в педагогической практике идей духовно-нравственного воспитания и развития различных категорий населения на основе базовых национальных ценностей и традиций отечественной культуры, а также создание необходимых условий для повышения квалификации педагогов по духовно-нравственному воспитанию и развитию, а также для обмена опытом педагогов по данному направлению. Для достижения поставленных целей и задач лаборатория организует свою деятельность в сотрудничестве с автором программы «Социокультурные истоки», профессором, членом-корреспондентом Российской Академии естественных наук, Кузьминым Игорем Алексеевичем. Программа направлена на решение ряда важнейших задач по развитию духовно-нравственных основ образования, по интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе традиционных ценностей отечественной культуры. В программе учебного курса «Истоки» основной акцент ставится на формирование духовно-нравственного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с искусством, историей, культурой, бытом русского народа, развиваются творческие способности детей на основе активного освоения целостной культуры народа России, развиваются эстетическое восприятие, эмоционально — эстетические чувства через знакомство с культурным наследием родного края. Закладываются основы воспитания духовно — нравственной личности, способной ценить родную культуру, сохранять лучшие традиции родного народа, формируется чувство сопричастности к наследию прошлого. Таким образом, лаборатория будет являться консолидирующим органом, ориентированным на психолого-педагогическое сопровождение педагогов, обучающихся и их семей в условиях реализации программы «Истоки».
Перспективы деятельности лаборатории технологий духовно-нравственного воспитания и развития в системе «Школа-ВУЗ» нацелены на формирование у всех участников образовательной экосистемы базовых ценностей Российского общества; разработку методического инструментария для сопровождения обучающихся, их семей и педагогов в условиях реализации воспитательной компоненты, создание хорошо структурированного электронного ресурса по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, организации постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению в средствах массовой информации.
Необходимо планировать конкурсные разработки силами творческих педагогов и методических объединений циклов занятий, сценариев воспитательных мероприятий и проектов по духовно-нравственному воспитанию и другим направлениям воспитательной работы.
Также предоставляется возможным проведение мероприятий для различных категорий населения. Например: круглые столы, семинары, посвященные современным проблемам духовно-нравственного воспитания; взаимодействие педагогов, школьников и студентов ВУЗа в рамках выступлений на городских открытых научно-практических конференциях «Рождественские образовательные чтения».
Для реализации целей объединения усилий школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей предоставляется необходимым создание программы повышения педагогической культуры родителей, которая нацелена на воспитание у подрастающего поколения духовно- нравственных ценностей на основе признания определяющей роли семьи. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В основу всей работы по педагогическому сопровождению семьи должен быть реализован системный подход. Можно выделить следующие основные направления деятельности лаборатории технологий духовно-нравственного воспитания и развития по педагогическому сопровождению семьи: содержательное, социально-педагогическое, программно-структурное, управленческое и направление кадрового обеспечения. Содержательное направление нацелено на разработку содержания, ценностно-значимых педагогических методов в практику современного семейного воспитания. Социально-педагогическое направление предполагает реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей. Например, семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи: многодетным, малоимущим, неполным, имеющим детей-инвалидов, а также неблагополучным, асоциальным семьям. В свою очередь, программно-структурное направление предусматривает разработку содержания педагогического сопровождения семейного воспитания в рамках последовательных этапов: просвещение родителей и организация совместной деятельности семей. Управленческое направление дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач семейного воспитания все службы и отдельных специалистов, работающих с родителями (и семьей в целом) в конкретных образовательных учреждениях, при участии учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты населения. А направление кадрового обеспечения определяет разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по организации деятельности лаборатории технологий духовно-нравственного воспитания и развития по сопровождению семей.
Литература:
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
Кузьмин И.А. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в ФГОС ООО в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. – М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 144с.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Проект в редакции от 13 января 2015 года) www.edu.ru/files/discussion/v14_01_15.docШаталова О. А. Построение модели подготовки педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания [Текст] / О. А. Шаталова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II.  - Пермь: Меркурий, 2011. — С. 150-153.