Тема: Корень слова. Однокоренные слова. (закрепление) «В гостях у сказочных героев»


Открытое логопедическое занятие
в 4 «А» классе
Андреева Галина Викторовна учитель-дефектолог-логопед
КГУ «Школа – интернат для детей с задержкой психического развития »
г. Караганда
Тема: Корень слова. Однокоренные слова. (закрепление)
«В гостях у сказочных героев»
Цель : научить учащихся правильно определять корень в словах, подбирать однокоренные слова.
Задачи:
Образовательные:
-обобщить и закрепить знания по теме «Корень слова. Однокоренные слова»
Коррекционные:
-совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление) при прослушивании музыкальных фрагментов;
-обогащать словарный запас путём подбора родственных слов,
-совершенствовать грамматический строй речи,
-развивать высшие психические процессы;
Воспитательные:
-воспитывать любовь к сказкам,
-воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в парах и самостоятельно.
Оборудование: предметные картинки животных; карточки для индивидуальной работы; тетради, ручки, карандаши, CD проигрыватель, подборка детских песен на электронном носителе, сказочные персонажи, конверты с группами однокоренных слов, смайлики для рефлексии.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Целевая установка.
-Сегодня, ребята, у нас с вами не совсем обычное занятие. Мы отправимся в гости к сказочным героям.
-А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Какой ваш любимый сказочный герой?
-Когда мы читаем или смотрим сказку, у нас остаётся хорошее настроение. Попробуйте отгадать настроение.
1. Психогимнастика «Пиктограмма»
2. Определение настроения детей на начало занятия.
(на партах лежат смайлики)
II. Развитие внеречевых процессов.
1. Временные представления.
2. Артикуляционная гимнастика
III. Сообщение темы и целей занятия.
Расшифруйте слово, чтобы узнать тему занятия
356142
Рнькео- Мы продолжаем работать по теме «Корень слова. Однокоренные слова» .-А что такое корень?
Давайте выберем правильный ответ
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ЭТО СЛОВА БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ЭТО СЛОВА С ОДИНАКОВЫМ КОРНЕМ
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ЭТО СЛОВА С ОДИНАКОВЫМ КОРНЕМ И БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ
Практическое упражнение «Найди родственников» (устно)
Звучит песня «Красная Шапочка»
-Итак, первое задание даёт Красная Шапочка. Помогите словам найти их родственников. Распределите слова на 3 группы объясните свои действия.
(Дети получают конверты с однокоренными словами и распределяют слова на группы, зачитывают)
Пальчиковая гимнастика.
Запись даты.
Практическое упражнение «Назови однокоренные слова разных частей речи» (письменно)
Звучит песня «Черепахи и Львёнка».
-Мы знаем, что однокоренные слова могут быть различными частями речи. Придумайте однокоренные слова, чтобы они являлись разными частями речи
Например: Цвет, цвести, цветной
Соль, зима, рыба, сад, лес, боль.
IV. Физминутка– Вспомните нашу любимую физминутку “Для начала мы с тобой”.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно можем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.) Практическое упражнение «Как зовут детёнышей» (устно)
Звучит песня «Мамонтёнка»
-Итак, задание от Мамонтёнка. Он просит назвать животных и их детёнышей и спрашивает, являются ли родственными эти слова.
Например: Корова-телёнок не являются родственными потому, что у них общий смысл, но разный корень
Лиса-лисёнок - это родственные слова потому, что у них общий смысл и одинаковый корень и т. д.
Практическое упражнение «Четвёртый лишний» (письменно)
Звучит песня «Винни Пуха»
-Следующее задание от Винни Пуха.
Белка, белить, бельчата, беличья.
Добро, добрый, добросить, подобреть.
Гусыня, гусеница, гусята, гусиный.
Круг, кружево, круглый, кружить.
Игра «Найди ошибку» (устно)
Звучит песня «Буратино»
-Буратино тоже учится выделять корни, проверьте его работу.
БЛИЗКИЙ, ПРИГОРОК, ВЕСЕЛИТЬ, ПОЛЁТ, ЗАБЕЖАЛ, ЧАСОВОЙ.
V . Рефлексия. Итог занятия