Исследовательская работа по литературе на тему Права сказочных героев


ПРАВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
Моргунова Виктория
Класс 4 «А», ГБОУ СОШ № 1,РФ, г. Чапаевск
Научный руководитель: Поняева Ольга Геннадьевна
Педагог первой категории, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 1, РФ, г. Чапаевск
ВВЕДЕНИЕ
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых.
Я заметила, что сейчас часто и много стали говорить о жестоком отношении к детям со стороны взрослых.
В телевизионных программах, в газетных статьях рассказывается о нарушении прав ребёнка.
Мои родители тоже обсуждают эти вопросы. На уроках литературного чтения мы знакомились с русскими народными сказками, и я задумалась, а как обстоит дело с соблюдением прав у сказочных героев.
Я захотела более подробно изучить этот вопрос, а заодно вспомнить основные права детей.
Цель моей работы: на примере сказочных героев рассказать о возможных нарушениях прав детей.
Задачи:
- познакомиться с литературой по данной теме;
- проанализировать взаимоотношения сказочных героев;
- расширить знания о правах детей.
Гипотеза: предположу, что в сказках, как и в жизни, существуют нарушения прав героев.
Объект исследования: герои Предмет исследования: права сказочных героев.
Метод исследования:
- изучение литературы;
- анкетирование;
- сопоставление сказочных и жизненных ситуаций;
- анализ полученных результатов;
- защита своей работы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Документы о правах детей
Изучая литературу по своей теме, я узнала, что ещё в Древней Руси забота о детях вменялась родителям.
Древнерусский свод правил общественной и домашней жизни «Домострой» раскрывал содержание ответственности родителей за воспитание, образование и поведение детей в обществе.
Много нового своими указами внёс в положение малолетних Пётр I.
Сейчас права детей закреплены в таких документах, как Декларация прав ребёнка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году и определяла действия тех, кто отвечает за соблюдение прав ребёнка, и Конвенция о правах ребёнка – международный правовой документ, в котором говориться о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия. 
Результаты анкетирования
А знают ли права детей наши родители и одноклассники?
Я предложила им ответить на вопросы анкеты.
Оказалось следующее: не все дети знают свои права. В основном знают о праве на образование, медицинское обслуживание и отдых.
Об этом они узнали от родителей. Ребята считают, что нарушение прав в нашей жизни есть, а защитниками являются родители. 
Взрослые тоже знают только о некоторых правах и их нарушениях, но иногда не задумываются о том, как исправить сложившуюся ситуацию.
Поэтому сначала я захотела остановиться на основных правах детей.
Права детей
Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете.
Ребёнок имеет право:
- на жизнь;
- на жизнь в семье со своими родителями;
- на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению;
- свободно выражать своё мнение;
- на бесплатное образование;
- на бесплатную медицинскую помощь;
- на владение личным имуществом;
- на неприкосновенность жилища;
- на свою тайну;
- на отдых и досуг.
Мне очень понравилось стихотворение, в котором ученица 8 класса рассказала о некоторых правах детей.
Ребёнок, не достигнув восемнадцати лет, не должен приниматься на работу. Родители должны проявлять к нему большую любовь и заботу. Должны его охранять и оберегать, никому в обиду не давать.
Ребёнок имеет право получить бесплатное образованиеи, конечно, имеет право на надлежащие уход и питание.
Ребёнок должен быть защищён от небрежного к нему отношения.Ребёнок должен в школе получать умения и знания.
Воспитываться же должен он  в духе взаимопонимания. У ребёнка должна быть возможность развиваться и играть, и как можно больше  на свежем воздухе бывать.
Сказки – прекрасный учебник жизни
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» А.С. Пушкин.
Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу.
Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость.
Сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.
Она запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом. 
Права сказочных героев
Я ещё раз просмотрела русские народные сказки и проанализировала поступки сказочных персонажей.
Вот что получилось.
Анализ поступков сказочных персонажей
таблица 1
Название сказки Что произошло Какое право нарушено
Волк и семеро козлят Волк, проникнув в домик козлят, съел их. Право на жизнь.
Гуси-лебеди Гуси–лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес. Право на жизнь в семье со своими родителями.
Морозко Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну. Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению.
Лиса и Журавль Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался голодным. Право на хорошее питание.
Заюшкина избушка Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки. Право на неприкосновенность жилища.
Крошечка-ХаврошечкаДевушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому. Право на отдых и досуг.
Царевна-лягушка Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу. Право на свою тайну.
По щучьему велению Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала. Право свободно выражать своё мнение.
Защитники прав
Где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права. Но всегда находятся те, кто встаёт на защиту прав. И у сказочных героев тоже есть свои защитники.
Так, Коза спасла свои козлят, сестра возвратила братца в семью, Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайчику его избушку, Крошечке – Хаврошечке помогала её любимая корова, Иван-царевич сам вернул своё счастье, а царевна вышла замуж по любви. Хорошо, что в сказках всё хорошо заканчивается. Но и дети не одни в современном мире.
На защите их прав стоят родители и государство.
Даже есть специальные праздники: 20 ноября – Всемирный день ребёнка, 1 июня – День защиты детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я думаю, что моя работа принесёт пользу, так как ребята, познакомившись с ней, узнают много нового о своих правах.
Это поможет им правильно вести себя как со взрослыми, так и со сверстниками.
А родители, наверное, задумаются над тем, как защитить права своих детей в случае их нарушения.
Мой совет всем: пользуясь своими правами, не нарушайте права других!
Не забывайте, кроме прав у каждого есть и обязанности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белянинова Ю. В. Как защитить права своего ребенка: юридический путеводитель родителей. – М. : Юрайт , 2013. - 170 с.
Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России. - М.: Школьная Пресса , 2012. - 96 с
Бондаренко О. А. Права ребенка в Российской Федерации : конституционно-правовой аспект // Юристъ - правоведъ. - 2014. - № 1. - С. 72-76.
Русские народные сказки