Урок математики на тему Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
Класс: 4
Предметная область: математика, УМК « Школа России»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал ( алгоритм умножения, карточки с примерами, карточки с краткой записью). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть2
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)
1.
Самоопределе ние к деятельности. /2 мин/
Цель:
Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне
Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.(1 слайд)
Необычный день у нас,
и гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
- Видеть вас мы очень рады!
Прозвенел звонок – начинается урок. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно Говорю вам пожеланье: Пожелание удачи, пожелание добра. Пожелание терпенья и, конечно же, уменья.
В этом классе все друзья?
Да!
Я, ты, он, она, - вместе дружная семья?
Да!
Посмотри-ка на себя,
На соседа справа, на соседа слева.
В этом классе все друзья?
Да!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра улыбнитесь.
- Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть успешным, жизнерадостным, здоровым? - Улыбаясь друг другу, какие эмоции вы получили?
Учитель предлагает занять свои рабочие места.
- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок?
Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. -Сегодня у нас необычный урок.
-Я приглашаю всех отправиться вместе с царицей наук Математикой в город Сочи, где с 7 по 23 февраля 2014 года проходли 22-е Зимние Олимпийские игры! На олимпийском флаге 5 колец, они символизируют дружбу 5-ти континентов: Азии, Европы, Америки, Африки, Австралии. ( Слайд 2, 3)
Официальные церемонии открытия и закрытия игр состоялись на стадионе "Фишт"(слайд 4 )
-В соревнованиях на Олимпиаде в Сочи приняли участие представители 95 стран: 17 из Азии, 17 из Америки, 9 из Африки, 49 из Европы, 3 из Океании. (Слайд 5)
-Не забудем взять с собой быстроту мыслей, находчивость, смекалку, сообразительность, взаимопомощь.
Итак, мы отправляемся в дальнее путешествие.
А волшебница - математика подарит нам новые знания, а заодно и проверит то, что мы уже умеем и знаем.
Стоят в круге.
Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог.
Хором дополняют реплику учителя.
Диалог.
- Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих, хорошие знания и т.д.
Садятся за парты.
Личностные УУД:
самоопределение
2.
Актуализация знаний .
/2мин./
Цель:
Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.
Ведёт подводящий диалог.
( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)
-Скажите, ребята, Какие виды спорта вы знаете? (перечисляют)
Слайд 6 «Слалом». Один из видов спорта называется слалом.
- Это скоростной спуск с горы с
преодолением препятствий.
- Давайте преодолеем препятствия и посмотрим, кто быстрее спустится с горы.
Участвуют в диалоге.
Познавательные УУД:
- Общеучебные;
- Логические;
Коммуникативные УУД:
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
3.
Устный счет
/5 мин/
Цель:Повторить пройденный материал, подготовить к изучению нового.
Решение устных задач:
Хоккейный период длится 20 минут. Сколько минут идёт весь матч, если в нем 3 периода? (60)
Сколько девушек участвует в командной лыжной гонке, если всё расстояние 40 км, и каждая пробегает по 10 км (4)
Скорость полета в самолете - 145 км/ч, сколько км. Пролетит самолет за 10 часов? (1450 км.)
Конькобежец пробежал 100 метров за 10 секунд. Найди его скорость. (10 м/с)
Фигуристка, стоя на одной ноге, весит 40 кг. Сколько она будет весить, если присядет на одну ногу? (40)
Цепочка (Слайд 7)
–Какой вид спорта изображен на картинке?
Это кёрлинг - спортивная игра на льду, цель которой - попасть пущенной по льду битой (диском из тёсаного камня, металла, с рукояткой) в мишень. Итак, считаем цепочку.
Слайд 8. Сравни выражения: 54 * 3050*3*10 32*5032*5*10
Выполняют задания устно, логически рассуждают.
Рассматривают слайды, отвечают на вопросы учителя
Познавательные УУД:
- Общеучебные;
- Логические;
Коммуникативные УУД:
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение выражать свои мысли;
4.
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
/3мин/
Цель:
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
Слайд 9. Постановка проблемы.
-Посмотрите внимательно на выражения, попытайтесь определить тему нашего урока: 243*20 532*300
-Тема нашего урока: умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
-Ребята, билет до Сочи на поезде стоит примерно 243 доллара. Сколько нужно затратить денег, чтобы перевести в Сочи команду из 20 человек?
243*20
-А как найти значение этого выражения, давайте вместе попробуем разобраться.
Участвуют в диалоге.
Формулируют тему урока.
-Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.
Дети предпочитают « открывать» новое знание сами.
Познавательные УУД:
- постановка и формулирование проблемы
- поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
5
« Открытие» детьми нового знания.
/8 мин./
Цель:
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
Работа с учебником стр. 9, правило.
- Объясни прием умножения:
243*20=243*(2*10)=243*2*10
532*300=532*(3*100)=532*3*100
-Какой прием использовали? (сочетательный прием умножения).
-Можно выполнить такие вычисления устно? А это будет просто или сложно? Как можно по-другому научиться записывать и решать эти примеры? (столбиком) Значит, как будет звучать наша тема более точно?
Слайд 10. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
- Открываем тетради, записываем число. классная работа.
- На какие числа мы уже умеем умножать столбиком?
-Числа, оканчивающиеся нулями, однозначные или многозначные?
- Значит, наш сегодняшний урок очень важен, это первый шаг к умножению на многозначные числа, и очень важно быть внимательными и всё понять.
-Главная задача нашего урока: Научиться письменно умножать многозначные числа в столбик на числа, которые оканчиваются нулями.
-А кто может записать данный пример столбиком? (дети пробуют).
-Второй множитель удобнее записывать под первым так, чтобы нули были справа от цифры единиц первого множителя. Это делают для того, чтобы показать, что сначала умножают на 2, и полученный результат как бы умножают на 10, т.е. сносят нуль.
(Учитель записывает и объясняет запись и решение примера, алгоритм лежит у каждого ученика на парте)
Алгоритм решения:
1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.
2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.
3.К полученному результату приписываю столько нулей, сколько их содержится во 2 множителе.
4.Читаю ответ.
Слайд 11.
-Посмотрите еще раз на слайд, как правильно записывать и решать такой пример.
2-й пример решает ученик у доски и объясняет.
Делаем вывод: (желательно дети)
- А теперь давайте сделаем вывод, как же умножать многозначные числа, на числа, оканчивающиеся нулями.
Объясняют прием умножения.
243*20=243*(2*10)=243*2*10
- Сочетательный закон.
Выдвигают гипотезы:
- устно
- на калькуляторе
- столбиком.
-нет
-столбиком
Открывают тетради, записывают число...
- на однозначные числа
-многозначные
Дети формулируют тему и учебную задачу урока.
- Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
- Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа /в столбик /на числа, которые оканчиваются нулями.
Пытаются решить пример самостоятельно.
1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.
2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.
3.К полученному результату приписываю столько нулей, сколько их содержится во 2 множителе.
4.Читаю ответ.
Вывод:
- Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе.
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;
6.
Закрепление изученного
/15 мин./
Цель:
Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Физминутка
1. Работа с учебником стр. 9, № 41, 1-я строка.
(Слайд 12) Конькобежный спорт
-Смотрим на слайд, какой вид спорта видим?
Давайте потренируемся в решении примеров. №41 с.9. 1-я строчка. На каждой парте лежит алгоритм решения, не забывайте пользоваться им. Поможем нашему спортсмену. Кто быстрее придет к финишу.
-Что необходимо, чтобы быть настоящим спортсменом?
Я буду называть вид спорта, а вы выполняйте соответствующие движения6
Фигурное катание
Волейбол
Плавание
Прыжки в высоту
Метание
2. Работа в парах.
Дифференцированная работа на карточках.
Решить примеры, записывая решение столбиком.
279Ч60=
175Ч900=
Решите примеры, исправив ошибки.
279
Ч _60
175
Ч 900
Решите математические ребусы.
*79
Ч __6*
*6740
17*
Ч _9**
1575**
Слайд 13. Проверка по слайду. Самоконтроль.
-Поднимите руки, кто сделал правильно.
3. Решение задачи № 42, стр. 9.
Умение решать такие примеры пригодится и при решении задач.
Слайд 14.
Красивый вид спорта фигурное катание. Надо уметь выполнять различные фигуры на коньках и при этом не упасть!
Задача №42 с.9. Поможем нашим фигуристам решить задачу.
Поработаем в группах. Образуйте группы. Прочитайте задачу и внесите данные в таблицу. ( Каждая группа получает заготовку таблицы)
Дал 1 улей
Количество ульев
Дали все ульи
Проверим работу. (Обе таблицы вывешиваются на доску, открывается слайд 15 с краткой записью .)
Анализ задачи.
Что неизвестно в задаче?
Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Известно ли нам, сколько мёда получили с 30 ульев? Как найти, сколько мёда получили с 30 ульев?
Известно ли нам, сколько мёда получили с 20 ульев? Как найти, сколько мёда получили с 20 ульев?
Сможем ли мы теперь узнать, сколько всего мёда получили со всех ульев? Каким действием?
Давайте составим план решения задачи.
Какое действие первое? 1)Ч
Какое действие будет вторым? 2)Ч
Назовите третье действие. 3)+
Запишите решение задачи по действиям самостоятельно. Действия запишите столбиком.
(Учитель проверяет у первых двух решивших, они становятся консультантами.)
4. Слайд 16. Составление и решение задачи по слайду.
Смотрим внимательно на следующий слайд. Попытайтесь составить задачу по рисунку.
-Объясните, что показывает первое выражение: 60*6, второе - 65*6, следующее - 60*6+65*6 и последнее - 65*6-60*6?
Два ученика работают у доски, остальные в тетради.
- Закаляться, не пропускать уроки физкультуры.
Надо следить за своим здоровьем!
Дети выполняют движения
Решают примеры на карточках. работают в парах
Сверяют со слайдом
Учащиеся заполняют таблицу.
Дал 1 улей
Кол-во ульев
Дали все ульи
36кг
42кг
30
20
?
?
?
Проверяют краткую запись, отвечают на вопросы учителя
- Сколько меда дали все ульи.
-Сколько меда собрали с 30 ульев и сколько с 20 ульев.
-неизвестно
-Умножением
Неизвестно
Умножением
Да, сложением
1. -умножение
2. -умножение
3. -сложение
Составляют задачу по рисунку.
Первое выражение обозначает, сколько км проедет первый поезд.
Второе выражение обозначает, сколько км проедет второй поезд.
Третье выражение обозначает, сколько км они проедут вместе..
Четвертое выражение обозначает, на сколько км больше проедет второй поезд, чем первый.
Познавательные УУД:
- анализ с целью выделения главных признаков;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение и поиск необходимой информации;
КоммуникативныеУУД:
Умение выражать свои мысли;
Учебное сотрудничество;
- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;
-интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.
Регулятивные УУД:
Овладение алгоритмом умножения;
- планирование;
Прогнозирование;
Самоконтроль;
Коррекция;
7.
Итог урока
/2 мин/
Цель: Выявить, как дети усвоили новый материал
-Молодцы, ребята! Мы с вами успешно добрались до города Сочи, мы преодолели много препятствий и трудностей на своем пути. (Слайд 17)
-Что нового мы узнали на уроке?
-А как умножать на такие числа?
-О каких зимних видах спорта вы узнали?
- как умножать на числа, оканчивающиеся нулями
1. Второй множитель записывать так, чтобы нули остались в стороне.
2. При умножении не обращать внимания на нули.
3.К полученному результату приписывать нули.
Регулятивные:
- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- умение структурировать знания;
Коммуникативные УУД:
- аргументировать свои высказывания;
8
Рефлексия учебной деятельности.
/ 2 мин./
Цель:
- Оценить результаты собственной деятельности;
Слайд 18
-А теперь встаньте те, кто считает что он хорошо сегодня потрудился, все-все понял и не сделал ни одной ошибки. Эти ребята заняли сегодня первое место и получают золотые медали. Молодцы. Вы заработали оценку 5.( отлично)
-А кто допустил сегодня одну или две ошибки. Кто заработал серебряные медали? Они заняли 2 место. Оценка 4(хорошо).
-А кто сегодня не сосем все понял и затруднялся при выполнении заданий? Эти ребята получают бронзовые медали, они заняли третье место и получили оценку 3.
Учащиеся оценивают свои знания
Регулятивные:
- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- умение структурировать знания;
Коммуникативные УУД:
- аргументировать свои высказывания;
9.
Домашнее задание
/1 мин/
Слайд 19
Стр. 56, № 4
Дети записывают домашнее задание
Прогнозируемый результат:
Предметные:
В конце урока ученики
1.Знают алгоритм письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
2.Умеют письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями.
Метапредметные
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками
МКОУ "Мишкинская средняя общеобразовательная школа"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предметная область: Математика
УМК "Школа России"
класс 4
Тема: Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
Учитель: Бекиш О. В.
15