Проект Формирование УУД при использовании технологии деятельностного метода на уроках физики.
ПРОГРАММа ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Основные направления региональной образовательной политики
в контексте модернизации российского образования»
(модуль инвариантной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)
Выпускной проект по теме:
«Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного подхода на уроках физики и математики»
Срок выполнения проекта: 5 лет (с 2012-2016гг.)
Разработчики проекта:
Дубинина С.А., учитель физики,
Савельева А.А., учитель математики
МБУ СОШ №84 г.о. Тольятти
Проект допущен к защите:
«21» ___марта______2014 г.
Руководитель проекта:
__________Васильева Н.В..
Тольятти,
2014
Содержание
Раздел I.ВВЕДЕНИЕ
Аннотация………………………………………………………………………….
Актуальность проекта……………………………………………………………..
Объект проектирования……………………………………………………………
Предмет проектирования…………………………………………………………..
Гипотеза проекта…………………………………………………………………..
Цель проекта………………………………………………………………………..
Задачи проекта……………………………………………………………………...
Значение исследования проекта…………………………………………………..
Методические основания проекта…………………………………………………
Раздел II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Этапы и механизм реализации проекта…………………………………………
Ожидаемые результаты проекта (индикаторы, показатели, значения)…………
Карта инноваций…………..………………………………………………………..
Приложения ………………………………………………………………………...
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ
“Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”
А. ДистервегАннотация
Данный проект представляет возможные способы использования технологии деятельностного подхода на уроках физики и математики. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным подходом. Данная технология позволяет успешно развивать универсальные учебные действия. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно - деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации — освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Актуальность проекта
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Конструктивно выполнить задачи образования 21века помогает деятельностный подход обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:
формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Проблема является высоко актуальной и значимой, поскольку в условиях всеобщего нарастания объемов учебной информации без развития умений и способностей школьников и самостоятельной организации своего учебного труда невозможно обеспечить его качественную подготовку, как по отдельным предметам, так и в целом сформировать готовность к жизни в изменяющемся мире. Необходимость реализации деятельностного подхода отражена в требованиях ФГОС общего образования. Данная технология позволяет успешно развивать универсальные учебные действия.
Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, это никоим образом не способствует развитию человека.
Реализация данного проекта должна способствовать успешности обучаемых и в других предметных областях знаний.
Объект проектирования
Учащиеся 5 – 9 классов.
Предмет проектирования
Уровень сформированности УУД.
Гипотеза проекта
Использование технологии деятельностного подхода обучения повысит мотивацию обучаемых к учению, а также обеспечит эффективность усвоения учебного предмета по среднему уровню.
Цель проекта
Разработать эффективные формы применения деятельностного подхода обучения на уроках физики и математики.
Задачи проекта
Изучить периодическую литературу о современных педагогических технологиях и о внедрении их в образовательный процесс общеобразовательной школы.
изучение опыта работы учителей по данной теме на уроках физики и математики;
разработка основных направлений деятельности учителя по использованию деятельностного подхода при обучении физике и математике как средства достижения результатов образования в соответствии с ФГОС ООО;
Разработать блок уроков по теме проекта.
Значение исследования
Исследование имеет прикладное значение, связанное с разработкой методики развития деятельностного подхода на уроках физики математики и апробированием рекомендаций предлагаемой методики. Данное исследование имеет воспитательное значение, т.к. его результаты позволяют решить актуальные задачи формирования и развития высокообразованной и культурной личности. Поэтому изучение и использование деятельностного подхода в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни.
Методические основания проекта:
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).1.Технология формирования ключевых компетентностей (Г.Б.Голуб, О.В.Чуракова, Е.А.Перелыгина), которая направлена на формирование и развитие ключевых компетентностей как учебных достижений, востребованных в современном мире.
2. Деятельностный метод обучения. Петерсон Л.Г. Москва 2007 г. - это развитие познавательной активности, творческого мышления.
3. Деятельностный метод в школе. Шубина Татьяна Ивановна, методист, руководитель ММЦ.
4. Информационно-коммуникативные технологии (М.В.Моисеева, Е.С.Полат, М.В.Бухаркина), которые способствуют развитию способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности.
5. «Приемы обучения физике на основе деятельностного подхода»
Из опыта работы Н.В. Бубашневой, учителя физики МОУ СОШ №5
г. Биробиджана. «Институт повышения квалификации педагогических работников» ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО РФ» Биробиджан, 2010.
Раздел II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
№ Этап Мероприятия Примерные сроки Форма представления
результатов
1 Диагностический 1.Постановка проблемы;
2.Изучение литературы по проблеме. 2012-2013 учебный год Выбор темы по самообразованию
выступление на школьном МО (тема: «Современные педагогические технологии»)2 Прогностический 1.Постановка цели, задач работы в рамках проекта;
2.Разработка проекта. 2013-2014
учебный год Выступление на педагогическом совете школы.
Разработка авторских рабочих программ
3 Практический 1.Внедрение проекта в УВП;
2.Формирование методического комплекса по проекту;
3.Диагностика – первичная выборка;
4.Корректировка проекта. 2014-20115 учебный год Открытые уроки
Выступление на заседании МО
Публикация материалов в сети Интернет (Нац. портал «Образование»; «ПроШколу»);
Внедрение авторских программ в УВП ОУ.
4 Обобщение 1.Подведение итогов внедрения;
2.Оформление результатов работы по проекту;
3.Дальнейшая реализация проекта в УВП;
4.Повышение квалификации (курсы);
5.Распространение опыта;
6. Диагностика – вторичная выборка. 2015-2016 учебный год Выступление на педсовете
Трансляция опыта работы (НПК учителей, публикации).
Разработка авторской программы и внедрение на базе ОУ
5 Внедренческий 1.Использование опыта работы в процессе дальнейшей работы;
2.Распространение опыта. 2015 – 2016 учебный год Аналитический отчет по итогам внедрения проекта
Рефлексия
Ожидаемые результаты:
Увеличение процента усвоения учащимися нового материала по физике и математике;
активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, личностная включённость всех участников в процесс обучения, его практическая направленность.
Формирование информационного пространства «учитель-ученик» для повышения интереса учащихся к предмету, повышения уровня усвоения программного материала, стимулирования самостоятельной деятельности школьников в получении дополнительных знаний.
Формы трансляции опыта работы:
публикации с выступлением на НПК разного уровня
создание (и внедрение) авторских программ
Решение задач на уроках физики и математики.
Системно - деятельностный подход в преподавании физики и математики требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать физическими и математическими понятиями, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.
Цель урока решения задач по какой-либо теме в общем виде может быть
сформулирована так: «Научится решать задачи по …». Для достижения данной цели учащимся необходимо:
–усвоить систему знаний (дается перечень элементов системы, включающий название явления, его графическую модель, законы и определительные формулы физических величин);
– научиться решать типовую задачу (указывается формулировка типовой задачи) следующим методом (перечисляются необходимые действия).
Программа действий учителя и учащихся на таком уроке, имеющем данные
цели, включает такие этапы.
Первый этап – актуализация ранее усвоенных знаний. Понятно, что нужно
вспомнить определение изученного явления, его графическую модель, законы и
определительные формулы величин. Повторить этот материал я предлагаю
учащимся как домашнее задание, а на уроке провожу фронтальный опрос. Для
интенсификации работы можно использовать представленные наглядно
(например, на карточках) отдельные, уже изученные, элементы знаний.
На втором этапе оформляем систему знаний. Ее можно представить в виде
блок-схемы или таблицы, которую и предлагаю представить учащимся.
На третьем этапе а) формулирую типовую задачу на применение выделеннойсистемы знаний и б) выявляю метод (план) ее решения.
Для решения проблемы можно использовать такие приемы:
Учащимся предлагается несколько конкретных задач с заданием сформулировать в общем виде содержащееся в них требование;
Учитель напрямую спрашивает учащихся о том, для решения каких задач можно использовать выделенную систему знаний. После обсуждения ответов учащихся общими усилиями формулируют типовую задачу и записывают тему урока.
Для решения проблем б, т. е. определения метода решения типовой задачи ввиде последовательности действий, можно предложить учащимся одно изследующих заданий:
Проанализировать пример решения конкретной задачи, приведенный в учебнике или выполненный учителем, и выделить метод решения;
Самим решить одну задачу и найти метод решения;
Выделить метод решения, опираясь на систему знаний, при разборе решения той или иной задачи.
На четвертом этапе учащиеся упражняются в решении задач. Им
предъявляют список из 8-10 задач рассматриваемого типа (см. приложение 1). Для успешного усвоения системы знаний и метода решения типовой задачи учащиеся должны решить одну-две задачи по алгоритму с контролем каждого действия, затем 2-3 задачи с «прописыванием действий» и с контролем результатов. Остальные задачи учащиеся решают самостоятельно, в том числе в качестве домашнего задания, получая при необходимости консультацию учителя или товарища.
Карта инноваций
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ
НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Приёмы обучения физике в рамках данной технологии Примеры использования приёмов
I. Приемы повышения интереса к учебному материалу (см. приложение 3). 1. Привлекательная цель.
2. Отсроченная отгадка.
3. Фантастическая добавка.
4. Лови ошибку.
5. «Практичность» теории.
6. Вопрос к тексту.
7. Использование периодической печати на уроках.
II. Приемы продуктивной деятельности (ППД). Позволяют найти идею при решении
той или иной проблемы.
III. Приемы повторения пройденного на уроке. Повторение активное и
развивающее. Главный принцип такого повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.
IV. Приемы коллективной учебной деятельности. Организация работы в группах.
а) Группы получают одно и то же задание.
б) Группы получают разные задания: каждая из них «штурмует» одну или свою задачу.
V. Приемы игровой учебной деятельности. 1. Логическая цепочка.
2. «”Да” и “нет” не говорите».
VI. Приемы управления классом. Авторитет силы и авторитет знания учителя:
1. Демонстрация профессионального уровня (показать свой примервыполнения творческого задания).
2. Выход за пределы: а) учебника;
б) за рамки своего учебного предмета (Цитирую стихи и меткие высказывания великих людей).
VII. Приемы педагогического общения. Урок начинаю с «настройки», знакомя учеников с его планом. Иногда это делаю в полушуточной манере. Например, так: «Сначала мы восхитимся глубокими знаниями, для чего проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопро (объявляю тему урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное (называю тему повторения).
VIII. Приемы письменного контроля (см. приложение 2). 1. Фактологический диктант.
2. Выборочный контроль.
3. Тренировочная контрольная работа.
4. Контрольная «Блиц».
5. Релейная контрольная работа( по текстам ранее решенных задач).
IX. Приемы оценивания (см.приложение 2). 1. Оценка, но не отметка.
2. Расширение поля отметок.
3. Знакомство с критериями.
4. Кредит доверия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАЧ
1. Исследовательская задача. Наблюдается некоторое явление.
Необходимо объяснить его, выяснить его причины… Ключевые вопросы: «Как
происходит?», «Почему?». Хорошо, если условие задачи предполагает набор
ответов-гипотез.
Примеры.
а) Объясните фокус (оборудование: пластинка черного цвета с нанесенным на
нее сажей цветком, широкий прозрачный сосуд с водой): погружаем черную
пластину в воду – на пластинке появляется изображение серебристого цветка
(Ответ: на черную пластинку заранее нанесено сажей изображение цветка. В
воздухе рисунок не виден; когда пластинку поместили в воду, то на границе воды и тонкого слоя воздуха лучи света отражаются и рисунок становится видимым как серебристый цветок).
б) На плоское горизонтально лежащее зеркало ставим фигурку шахматногоконя, освещаем ее и зеркало направленным пучком света. При этом на экране
получаются две тени – изображения коня: прямое и перевернутое. Как образуются эти изображения? Нарисуйте ход лучей (оборудование: плоское зеркало, экран, осветитель для теневой проекции, шахматная фигурка). (Ответ: прямое изображение получается потому, что фигурка оказывается на пути лучей, отразившихся от зеркала; обратное – потому, что фигурка оказывается на пути падающих лучей).
2. Вечные часы: В одном европейском музее есть часы, работающие безподзавода уже два века. Каким образом?
Несколько ответов-гипотез:
- замаскированный провод от ветряка на крыше;
- используется сила посетителей, открывающих двери;
- «работает» сила атмосферного давления: достаточно применить коробочку типа той, что используется в барометре-анероиде. При увеличении давления коробочка будет сжиматься и «заводить» пружину часов;
- используется явление изменения длины человеческого волоса при изменении влажности воздуха.
3. Конструкторская задача. Придумайте конструкцию настольной лампы,
изменяющей цвет в зависимости от атмосферного давления.4. Задача с достраиваемым условием. В ванну с водой бросили кирпич. Как
изменится уровень воды в ванне?
Ситуация, описанная в задаче, неоднозначна и распадается как минимум натри:
- уровень воды в ванне низкий, вода не покрывает кирпич;
- уровень воды таков, что она будет при погружении кирпича переливаться
через край;
- уровень воды «обыкновенный».
Теперь мы получили три задачи, каждая из них имеет свое решение.
Учащийся сам дополняет условие необходимыми для численного расчета
данными (плотность воды и кирпича, геометрические размеры, … ). Сильныйученик может провести более глубокий анализ ситуации, учесть, хотя бы
качественно, как повлияет на ответ капиллярность кирпича. Или разобраться с легким, легче воды, кирпичом (например, из пенопласта).
5. Задача из сказок. Хитрость Змея Горыныча. Повадился Змей Горыныч
разорять деревни да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе
остались одни старики и дети… Но дети были очень смекалистые. Зимой схватил их Змей и посадил в темницу: подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети подняли такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное – аппетит, все семь голов заболели. Тогда решил он обхитрить детей. «Я выпущу вас на волю, – сказал он им, – если принесете мне ведро живой воды, чтоб омолодиться. Но такое условие: чтоб воду принесли без посуды!» Что поделаешь – дети согласились. Где ручей подземный с живой водой, им было известно. Да как условие Змея выполнить? (Ответ: ребята заморозили воду в берестяном ведерке и принесли Змею Горынычу ледышку в форме ведра).
6. Дырка в трубке. Необходимо просверлить аккуратное круглое отверстие врезиновой трубке. Если сверлить сверлом, трубка сплющится и отверстие
получится не круглым. Если прожигать, трубка не сплющится, но отверстие
получится неаккуратным – обгорят его края. Как быть? (Ответ: сделать трубку временно твердой, залив в нее воду и заморозив. Затем трубку, заполненную льдом, можно спокойно просверлить – получится аккуратное круглое отверстие.)7. Путешествие вдоль бублика. Для эксперимента в немецком центре
атомных исследований надо было перемещать вдоль оси внутри пустотелогостального «бублика» диаметром более 3 м. небольшой источник нейтронов.
Предложите дешевую конструкцию, которая смогла бы выполнить это задание в течение суток. (Ответ: поразмыслив, физики использовали игрушечную железную дорогу с шириной колеи 45 мм. Локомотив с вагонами и двумя источниками нейтронов прокрутился в камере около 80 часов, набегав почти 100 км. Без единой поломки.
8. Основание пирамид. Основание древних египетских пирамид – строго
горизонтальная поверхность. Как удавалось египтянам, не имеющим современной техники, добиваться такой горизонтальности? (Ответ: поверхность воды всегда горизонтальна. Египтяне заливали строительную площадку водой. По мере уменьшения слоя воды из-под нее показывались вершинки-неровности, которые тут же срывали.)9. Чем надуть корабль? Известен способ подъема затонувших кораблей
путем закачивания воздуха в трюм. Но он требует герметизации всех мелких
щелей, что очень трудно выполнить под водой. Как использовать этот способ
подъема, но обойтись без герметизации? (Ответ: нужно закачивать в трюм не газ, а быстро твердеющую пену или легкие шарики – что-то вроде шариков для тенниса или пенопласт.)
10. Задачи для мозгового штурма. Электромагнит используют в качестве
«крюка» при погрузке металлолома. Но вот его поднесли к очередному грузу, а груз не поднялся. Перечислите возможные причины этого.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
1. ПРИЁМЫ ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ.
1. Фактологический диктант. Такой диктант я провожу по базовымвопросам (5-7 вопросов на вариант). В числе вопросов 1-2 – на повторение. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.
2. Выборочный контроль – проверка работ учащихся выборочно. Чьи
работы будут проверены, никто из пишущих не знает. Стараются все. Конечно же, такой способ проверки оговаривается заранее.
3. Тренировочная контрольная работа. Провожу контрольную как обычно,
но отметки в журнал ставятся только по желанию учеников. Тренировочные
контрольные работы чаще всего провожу, когда приступаю к работе в новом классе. Делаю это для того, чтобы ребята привыкли к моим требованиям. Такие
контрольные позволяют смягчить возможные конфликты и подготовить учеников к новому уровню требований.
4. Контрольная «Блиц». Такая контрольная работа проводится в высокомтемпе. Цель – выявление степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы. По темпам выполнения такая работа сходна с фактологическим диктантом. Отличие ее в том, что в нее входит проверка степени владения учащимися формулами, расчетами, другими стандартными умениями. Включает в себя работа в темпе «блиц» 7-10 стандартных заданий. Время выполнения заданий – примерно по минуте на каждое.
Технология организации и поведения работы таковы: условия выполнения
заданий распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. Затем по команде переворачиваются, и ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия выполняются на чистом листе, ответ обводится. Никаких пояснений или стандартного оформления не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде. Работы сдаются или применяется один из следующих вариантов самопроверки: а) я диктую правильные ответы или вывешиваю таблицу с ними, а ученики отмечают знаком «+» и «-« свои результаты; б) проводится короткое обсуждение вопросов учеников; в) я задаю норму оценок; г) отметки выставляю в журнал по своему усмотрению.
5. Релейная контрольная работа. Контрольная проводится по текстам
ранее решенных задач. Я задаю д/з массивом. Задания таких контрольных работ и формирую из этого массива. Иногда включаю и когда-то разобранные в классе задачи. Чем больше задач ученик решил, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро с ней справиться. Хороший стимул!
2. ПРИЁМЫ ОЦЕНИВАНИЯ.
1. Оценка, но не отметка. Отмечаю вслух или жестом каждый успех
ученика! Оцениваю словами, интонацией, жестом мимикой… Главная цель
оценки – стимулировать познание.
2. Расширение поля отметок. Имеется в виду увеличение «отметочного»
арсенала. Шкала из трех положительных отметок – инструмент грубый. И это плохо. Но как быть, если школа пока не перешла на 10-балльную или иную (более дифференцированную по сравнению с существующей) шкалу? Я за блестящий ответ или образцово выполненную контрольную ставлю две пятерки сразу или ставлю зачет «автоматом». Доверие ценится, и редкий ученик не прилагает усилий, чтобы не оправдать его в дальнейшем.
3. Знакомство с критериями. Знакомлю школьников с критериями, покоторым им выставляются отметки. В первые дни работы в новом классе
обсуждаю проблемы оценивания. Первые отметки выставляю, комментируя и
обосновывая их, а в журнал и дневник эти отметки попадают только по желанию учащихся. Полезно, чтобы ученик сам оценил свою работу и сравнил свою оценку с оценкой учителя. Часто даю возможность оценивать работу ученика его одноклассникам, но критерии оценивания сообщаю им заранее.
Критерии оценки (что оценивается):
- знания, умения учащихся;
- знают ли, как делать то-то и то-то, умеют ли делать;
- знают, как применить такие-то знания в реальной ситуации;
- результаты изучения темы или вопроса программы;
- методы работы;
- организационные умения.
Цели оценивания:
- улучшения результатов усвоения учащимися знаний;
- корректировка учебного процесса;
- совершенствование «инструмента» оценивания;
- выявление трудностей при усвоении материала.
Способы оценивания:
- выполнение тестов;
- выполнение творческой работы;
- «физический» диктант;
- решение задач;
- самооценка;
- взаимный опрос учащихся.
4. Кредит доверия. В некоторых случаях я выставляю ученику отметку в«кредит». Иногда выставляю более высокую отметку за четверть, если она
спорная. В следующей четверти станет ясно, насколько я была права.
Не всегда удается использовать все вышеназванные методические приемы
на каждом уроке. Бывают и горькие минуты разочарования, неудачи,
неудовлетворенность собой и недовольство учениками. Но именно эти минуты
побуждают к поиску новых решений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
1. Привлекательная цель. Ставлю перед учеником простую, понятную и
привлекательную цель, при достижении которой он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Пример. Цель учителя – показать серию экспериментов по оптике. Перед учениками же я ставлю иную цель – научиться пользоваться оптическими приборами, понимать принцип их работы и возможности использования в зависимости от оптических характеристик. Всегда ли нужно находить привлекательную цель урока и объявлять ее? Конечно, нет. Это только один из возможных приемов входа в урок.
2. Отсроченная отгадка. В начале урока задаю классу загадку (излагаюудивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над
новым материалом. Например, на уроке по теме «Загадки парообразования» на доске иллюстрации игрушки «Пьющий утенок» и «Хождение по горячим углям». Вопрос – «Какое физическое явление связывает эти два рисунка?»
Можно в начале урока рассказать сказку: «Добрый молодец сватает у купца
одну из трех его дочерей. Хобби младшей дочери – изучение физики. Жениху
приглянулась младшая дочь, и он устраивает потенциальным невестам проверку. Девушки смачивают руки в воде. Та, у которой быстрее высохнут руки, та и суженая. Младшая махала руками и кричала: «Не хочу замуж!». Вопрос – «Кто стал невестой того молодца?» (Ответ дети получат после рассмотрения условий испарения жидкости.)
3. Фантастическая добавка. «Добавляю» к реальной ситуации элемент
фантастики. Дается, например, такая задача: «Исследователи опустили зонд налинию экватора шарообразной планеты Арктур VI. К удивлению ученых, вес
зонда оказался равным нулю. Как это могло получиться? Какова
продолжительность суток на планете, если ее масса М, а радиус R?
4. Лови ошибку. Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала
ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае
обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знакомили пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся и их готовность вмешаться в учительский монолог.
5. «Практичность» теории. Введение в теорию осуществляю черезпрактическую задачу, полезность решения которой ученикам очевидна. Таким, к примеру, может быть «вход» в тему «Испарение жидкости»: прохладительные напитки всегда должны быть холодными. Хорошо, если рядом холодильник... А если в походе? Фирма «Фил Кан Индастри» (США) разработала для прохладительных напитков самоохлаждающиеся банки. В банку вмонтирован отсек с легко закипающей жидкостью. Если в жаркий день раздавить капсулу, жидкость начнет быстро кипеть, отнимая тепло у содержимого банки. За 90 секунд температура напитка понижается на 20-25 градусов.
6. Вопрос к тексту. Перед изучением текста перед учащимися ставится
задача составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их
минимальное число. В целом технология применения этого приема та же, что и
предыдущего.
7. Использование периодической печати на уроках. В этом случае я
использую следующую серию заданий.
Задание 1. Из доступных вам источников в течение двух недель подберите
информацию об использовании… (например, лазеров в современной жизни). На
основе подобранного материала составьте структурную схему, например
«Применение лазеров»