Индивидуальная работа с семьей
Консультация на тему:
«Индивидуальная работа с семьей»
Воспитатель: Коротова Н.С.
Разговор о взаимоотношениях «детский сад – родители» - большой и нелегкий, это, пожалуй, одна из самых сложных проблем на сегодня. Хочется рассказать, как решались эти задачи в нашем детском саду.
Контингент родителей в детском саду сложный. Не раз в ответ на мои вопросы о доме, о родителях приходилось слышать от воспитателей удручающие ответы. Они свидетельствуют о том, что не все благополучно в семьях наших детей. Сегодня нельзя скрывать такие негативные явления, как пьянство родителей, безнадзорность детей, которые в выходные дни часто предоставлены сами себе и единственным занятием которых являются прогулки во дворе.
Есть категория родителей, которые ведут себя отчужденно, пренебрегают советами педагогов. Ощущается потребительское отношение к яслям – саду. Такие родители считают, что детский – сад место, где обязаны воспитывать их детей.
Часто коллеги детских садов спрашивают: У вас в дошкольном учреждении есть трудные дети?». Многие отвечают: «Нет у нас трудных, у нас много несчастных детей». Многие педагоги убеждены, что в этом есть и вина родителей.
Многие педагогические коллективы ищут эффективные пути работы с семьей. Опыт работы детского сада с семьей убеждает в том, что одной из исключительно важных форм осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа.
В чем же преимущество этой работы?
Изучай семьи, беседуя с родителями, наблюдая за общением детей и родителей, педагоги ближе знакомятся с родителями своих воспитанников, легче намечают пути педагогического воздействия на ребенка, завоевывают авторитет, и постепенно создаются благоприятные условия для взаимопонимания. Оказалось, что именно организация индивидуальной работы с родителями вызывает небольшие затруднения у педагогов. И здесь важно установить контакт с родителями, найти верный тон разговора, дать конкретный и точный ответ.
Нужно стараться объяснить педагогам, что индивидуальные контакты помогают объединиться взрослым в воспитании ребенка, и успех возможен при всестороннем изучении семьи, что предполагает изучение индивидуальных особенностей родителей путем наблюдения, опросов и т.д.
Необходимо провести серию консультаций, на одной из них, раскрыть тему «Индивидуальный подход к родителям и детям». Выработать правила предварительной подготовки родителей к предстоящей беседе, например о том, как соблюдать педагогический такт в разговоре с родителями. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
Нельзя начинать разговор с указания на отрицательные факты поведения ребенка, надо непременно отметить положительные стороны в его развитии;
Следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнения, возражения, замечания, жалобы родителей;
Необходимо тактично указать на ошибки;
Желательно давать только обоснованные ответы;
Надо внушать родителям веру в своего ребенка при условии сотрудничества с детским садом.
Следующая консультация должна прозвучать на тему: «Изучение семьи для организации индивидуальной работы с родителями».
На консультации обсудить следующее:
Каким должно быть первое посещение семьи ребенка;
Как определить положение ребенка в семье через его рисунки по темам «Мой дом», «Моя семья».
Составить памятку с вопросами:
Как дети встречают своих родителей?
Как происходит расставание детей с родителями?
Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям, и наоборот?
Какова реакция родителей на детские шалости, капризы?
Как родители разговаривают с детьми (речь, мимика, жесты)?
Что из жизни ребенка в детском саду интересует родителей в первую очередь (успехи на занятиях, поведение, питание, сон и т.д.)?
Все это позволяет правильно планировать беседы с родителями, из которых нужно выяснить, чем наполнена жизнь ребенка в семье, какие методы воспитания используют родители, какие черты характера ребенка вызывают у них тревогу.
Полученный в ходе индивидуальных бесед материал позволяет в дальнейшем организовать беседы по группам. В результате подобных бесед родители стали чаще обращаться к педагогам за помощью и советом, откровенно рассказывать о своих проблемах, делиться сомнениями, даже сами стали приглашать воспитателей посетить семью.
Подгрупповые беседы можно проводить либо с группой родителей из одной семьи (т.е. мама, папа, бабушка, дедушка), либо с разными семьями, но с одинаковыми проблемами.
В беседах можно поднять вопросы на темы: «Как влияют взаимоотношения родителей на формирование личности ребенка»; «Роль авторитета родителей в воспитании детей»; «Как воспитать у ребенка чувство любви и уважения к матери»; «Мать – воспитательница» (для неполных семей).
Программа изучения семьи.
Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения). Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание).
Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
Социальный статус матери, отца в семье; степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка, участие в организации жизни семьи (хозяйственно – бытовая деятельность, досуг).
Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания); уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок его поведения; участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организованной, коммуникативной).Цель и методы изучения семьи.
Цель. Характер семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка.
Методы.
Анкеты для воспитателей.
Анкеты для родителей.
Беседы с ребенком.
Наблюдение за ребенком в сюжетно – ролевой игре «Семья»
Изучение рисунка ребенка и рассказа на тему «Наша семья»
Метод социометрии в рамках семьи.
Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей.
На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка.
А) слушаете передачи по радио и телевидению.
Б) посещаете лекции для родителей.
В) на основе рекомендаций педагогов
Г) используете жизненный опыт.
Д) читаете педагогическую литературу.
2. Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными:
А) поощрение.
Б) наказание.
В) требование.
Г) убеждение.
Д) приучение.
3. Какие виды поощрения вы используете чаще всего:
А) словесная похвала.
Б) подарки.
В) ласки.
4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании:
А) физическое наказание.
Б) словесная угроза.
В) лишение развлечения.
Г) проявление вами обиды.