Выступление к педсовету на тему Критериальное оценивание на уроках географии


Критериальное оценивание учащихся на компетентностном уроке.Нас оценивают либо слишком высоко,
либо недостаточно высоко;
нас никогда не принимают
по нашей реальной ценности.
М. Эбнер-ЭшенбахВ школьной практике оценивание рассматривается как необходимый компонент образовательного процесса, представляющий собой сбор и анализ информации об успеваемости учащихся на всех стадиях обучения. Цель, задачи, предмет, объект, принципы, методы, формы и инструменты оценивания должны быть понятны всем участникам образовательного процесса (администрации, учителям, учащимся, родителям). Объективные и своевременные данные качественного анализа мониторинга учебных достижений учащихся, позволяют учителю сделать правильный выбор эффективных стратегий, приемов и средств обучения. В настоящее время вопросам качества образования уделяется большое внимание как в мировом образовательном пространстве, так и в системе образования Казахстана. В связи с этим тема оценки успешности учащихся приобретает все большую актуальность, так как оценивание – это основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, позволяющее определять качество образования, его соответствие мировому стандарту, принимать кардинальные решения по стратегии и тактикам обучения в случае его несоответствия современным задачам в области образования, совершенствовать как содержание образования, так и формы оценивания ожидаемых результатов образования. Оценивание – процесс соотношения реальных результатов обучения и запланированных целей (заданного эталона). Отметка – результат этого процесса, выраженный в количественном показателе.
Оценивание должно быть объективным, но на практике при оценивании качества знаний учащихся возникают следующие проблемы:
Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания. При проверке качества освоения темы или ее отдельных частей учитель ориентируется на свое понимание, опыт работы и интуицию (сколько вопросов задать, в какой последовательности, какие важны, а какие второстепенны). Особенно сложно это для молодых педагогов, не имеющих достаточного практического опыта.
Весьма условное обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоения, успеваемость не имеют строгой однозначной количественной формы выражения.
Учителем не учитываются особенности работы в конкретном классе, индивидуализация и дифференциация обучения. Уроки в нескольких классах параллели ведутся по одному плану, хотя каждый классный коллектив имеет свои особенности, направление и специфику поведения.
Субъективизм учителя по отношению к учащимся, который проявляется в следующем:
разделение учеников на группы («сильные», «средние », «слабые»);
завышение или занижение оценок из-за желания пожалеть или наказать ребенка, угодить родителям или общественности;
избегание учителями «крайних отметок» - «2» и «5»;
личные качества учителя, отношение к конкретному ребенку.
Совершенствование современной системы образования направлено на развитие личности ученика, на обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями в постоянно меняющемся мире. Современный ученик должен быть личностью мобильной, информированной, критически и творчески мыслящей, а значит и более мотивированной к самообучению и саморазвитию.
На основании вышесказанного можно выдвинуть гипотезу, что оценивание, с использованием разработанных критериев, позволит объективно оценить деятельность учащихся при изучении географии и истории.
Практическое применение системы критериального оценивания на уроках истории и географии.
Для практического применения системы критериального оценивания на уроках географии и истории были использованы критерии, составленные в соответствии с таксономией Блума и рекомендованные АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»:
Критерий А – знание и понимание,
Критерий В – применение,
Критерий С – анализ и синтез,
Критерий D – коммуникация.
Таблица 1. Содержание критериев по предмету География 7 класс
Критерий
Описание критерия Баллы по критериям
А
Знание и понимание Понимать основное содержание текста.
Знать особенности и закономерности, происходящие в каждой оболочке: атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере.
Уметь показывать на картах материки, части света, острова, океаны, их составные части.
Знать особенности природы каждого материка, океана.
По картам и таблицам описывать рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, население каждого материка.
Обсуждать влияние природных явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
6 баллов
В
Применение Уметь передавать полученную информацию логично, последовательно, осмысленно.
Уметь правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Объяснять взаимосвязи между природными компонентами, используя карты, учебники и дополнительную информацию.
Определять проблемы, стоящие в отдельных регионах Земли, предложить пути решения данных проблем.
6 баллов
С
Анализ и Синтез (Обработка информации) Находить нужную информацию в учебнике и других источниках знаний.
Уметь выделять главное, записывать в виде логических схем, таблиц, планов, конспектов.
Объяснять все процессы и явления, происходящие в природе, с научной точки зрения. Применять научную информацию для решения экологических проблем, решения нестандартных ситуаций, происходящих во взаимоотношениях человека с природой.
Анализировать происходящее, предлагать альтернативу решения проблем.
6 баллов
Д
Коммуникация Определять проблему поиска по теме.
Ставить цель исследования, составлять план поиска, оформлять в виде презентации, схем, таблиц.
Выдвигать гипотезу, делать правильные научные выводы.
Уметь прогнозировать, возможна ли та или иная деятельность человека в зависимости от особенностей климата и природы определенной территории.
7 баллов
Итого 25

Ключевым моментом является точное определение и формулировка критериев полного усвоения в соответствии с требованиями программы и ГОСО, основа которых – научно обоснованные учебные цели.
Таким образом, для внедрения критериального оценивания в учебный процесс необходимо:
знание и понимание учащимися целей обучения;
знание и понимание учащимися критериев оценивания;
организация эффективной обратной связи между учителем и учеником;
рефлексия деятельности, эволюация результатов обучения.
Постановка целей обучения
Чтобы успешно достичь поставленных целей, их необходимо правильно формулировать. Один из самых распространённых и действенных способов - это постановка "умных” (от англ. "smart”) целей, т.е. постановка целей согласно принципу SMART. Цель должна быть конкретная, измеримая, достижимая, реалистичная и определенная по времени. Цель должна формулироваться на ученика или совместно с ним, быть измеримой и конкретной.
Принимая участие в постановке целей урока совместно с учителем, учащиеся учатся ставить цели перед выполнением любого вида заданий и рода деятельности.
Понимание критериев оценивания учащимися
Критерии оценивания должны быть подготовлены учителем заранее, а в целях формирования функциональной грамотности желательно разработать их совместно с учащимися. Например, перед выполнением проверочной работы учащиеся обсуждают(в группах или в парах) критерии, по которым будет оцениваться работа. По итогам озвученных критериев совместно с учащимися педагог выбирает приоритетные критерии. Важно обсудить, объяснить критерии оценивания во избежание непонимания учащимися критериев оценки работы. Содержание критериев должно быть изложено понятным и доступным языком. Они должны быть представлены учащимся наглядно (написаны на доске, плакате, и др.).
При использовании критериального оценивания учитель может быть уверенным, что:
он получит те же самые результаты, если будет использовать один и тот же инструмент оценивания во второй раз с теми же учениками;
инструмент оценивания измеряет именно то, что хотел бы оценить – ожидаемые результаты обучения;
позднее любой может проверить правильность выставления учителем оценки;
при оценивании есть четко прописанный список факторов, влияющих на оценку;
учащиеся осведомлены о критериях оценивания учебных достижений.
Таким образом, под критериальным оцениванием понимается процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно- познавательной компетентности учащихся.
Оценивание работ учащихся проводится только по озвученным критериям оценивания. В случае, если учитель обнаружит другие допущенные ошибки или недостатки, не обозначенные в критериях, он может рекомендовать ученику обратить внимание на данную ошибку (данные ошибки не должны влиять на отметку или учитываться при формативном оценивании).
Организация эффективной обратной связи между учителем и учеником
Для совершенствования своего уровня преподавания учитель должен знать о чем думают ученики, что знают, как происходит процесс их обучения. Данную информацию учитель может получить, грамотно осуществляя обратную связь, отслеживая настроение учащихся, степень заинтересованности, своевременно оказывая необходимую помощь ученику в процессе урока. Например: использование техники «Светофор», «Чтение с пометками», листы самооценивания, «Мозговой штурм» и др.
Требования к осуществлению обратной связи:
четкая, понятная, своевременная и по теме;
дает представление о ходе процесса усвоения знаний;
позволяет получить информацию о степени усвоения материала;
обеспечивает успех учащихся, происходит в атмосфере взаимопонимания и уважения.
Рефлексия деятельности, эволюация результатов обучения
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими, что способствует достижению успеха при обучении.Исходя из функций, рефлексии предлагается следующая ее классификация:
1.рефлексия настроения и эмоционального состояния (например, смайлики настроения и др.);
2.рефлексия деятельности (например: оценка деятельности по опорным словам: знал, узнал, хотел бы узнать; листы оценивания и др.);
3.рефлексия содержания учебного материала (например: «+, -, интересно», синквейн и др.).
Эволюация в образовательной практике рассматривается как инструмент самоуправления, самоорганизации, проектирования и развития школьной жизни, обеспечивающий самооценку. Данные эвалюации предоставляют учителям возможность осуществлять рефлексию профессиональной деятельности. В процессе эвалюации используются качественные методы сбора информации, привлекаются эксперты, применяются тестирование, анкетирование и интервьюирование, а также оценивание деятельности по критериям и дескрипторам.
Практическая значимость критериального оценивания
Применение системы критериального оценивания на уроках имеет большое практическое значение и определяется следующими преимуществами:
-оценивается только работа учащегося, а не его личность;
-работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее;
-оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, так как критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей;
-учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;
-повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.
Затруднения в работе учителей вызвала разработка критериев ко всем этапам деятельности учащихся на уроке. Поэтому большая часть коллег, начали с разработки критериев оценки отдельных видов деятельности учащихся. Коллеги считают, что работа над критериями и дескрипторами – очень трудоемкая и занимает много времени, но оценивание по критериям очень удобно.
В итоге критериальное оценивание позволяет:
Учителям:
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
Улучшить качество преподавания;
Улучшить качество обучения;
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;
участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.
В современной школе пятибалльная система оценивания не позволяет проследить объективность отметок, учащийся часто не может объяснить ни себе, ни тем более родителям, за что конкретно он получил ту или иную отметку. Такое сложившееся положение объясняется отсутствием однозначных, конкретных и четких критериев оценок, когда отметка превратилась в инструмент абсолютной власти учителя.
Систему оценивания необходимо усовершенствовать, сделать многофункциональной. Она должна: давать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык; показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности; иметь в основе механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся; предусмотреть связи «учитель – ученик», «родитель - классный руководитель», «администрация - педагогический коллектив». Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность.
Объективность оценок при критериальном оценивании подтверждается дескрипторами, в создании которых принимают участие ученики, обсуждением и сравнением оценок. Данная система оценивания позволяет ученику стать активным не только в процессе обучения, но и в оценивании результатов своего обучения. Критериальная система оценивания позволяет учителю делать акценты на успехах ученика, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться.
Таким образом, критериальное оценивание учит обучающихся нести ответственность за свое обучение.