Урок по литературе на тему “Великая сила любви!” (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”)
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Пермский торгово-техноологический колледж»
Дисциплина: «Литература»
Методическая разработка урока литературы по теме:
“Великая сила любви!”
(по повести А.И. Куприна
“Гранатовый браслет”)
Автор: Баранова Наталья Евгеньевна
преподаватель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Введение
В методической разработке урока литературы по теме: “Великая сила любви!” (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”) описывается методика подготовки и проведения занятия для студентов первого курса очной формы обучения всех специальностей и профессий.
Актуальность разработки определяется важными факторами:
Во-первых, тема любви всегда жизненна для молодёжи;
Во-вторых, в наше время бесцензурного пространства требуется особое внимание к вопросу привития чувства нравственности отношений между мужчиной и женщиной, что, безусловно, даёт обращение к классике русской литературы о любви;
В-третьих, вызывает интерес комплексного анализа текста рассказа «Гранатовый браслет».
В связи с этим данная методическая разработка представляется актуальной.
Для проведения урока использовались информационно-коммуникационные технологии.
Ценность разработки в том, что изучение материала проходит в микрогруппах, все студенты вовлечены в работу, которая содержит задания и вопросы проблемного и исследовательского характера.
Тема: “Великая сила любви!” (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”)
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-беседа
Цель урока:
выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна
Задачи:
Обучающие:
углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна
познакомить учащихся с историей создания рассказа «Гранатовый браслет»
на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
Развивающие:
совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы
развивать навыки исследования художественного текста, сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы
обогащение словарного запаса учащихся
формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества учащихся на примере
героев рассказа (внутренней красоты, благородства)
формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство
воспитывать внимательное отношение к слову
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 4. Осуществлять поиск информации и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач и личностного развития.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, экран, мультимедийная презентация «Великая сила Любви!», подборка музыки, столы и стулья расставлены на 4 группы.
Раздаточный материал: словари, бланки с вопросами, листы бумаги и маркеры.
Подготовительная работа:
студенты готовят наизусть стихи о любви
индивидуальное задание - подготовить историю создания рассказа «Гранатовый браслет»
группа делится на 4 подгруппы
мультимедийная презентация «Великая сила Любви!» ( использованы фотофрагменты из фильма Абрама Роома «Гранатовый браслет», песня в исполнении Ирины Понаровской «Гранатовый браслет», музыка Сергея Рахманинова «Нежность» и Бетховена «Соната для фортепиано №23 f-moll, Op.57 (Appassionata)
Ход занятия:
Организационный момент.
Тема занятия, целеполагание.
Учитель:
Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви
“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.
Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви - и самых печальных - это купринский "Гранатовый браслет"
«У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание».
(К.Г.Паустовский)
Один из таких «сюжетов» и станет предметом нашего внимания сегодня.
Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Подготовленная студентка:
Как странно жизнь устроена, неправда ли, мой друг?!
Её мы поняли по-разному с тобою
И разорвав кольцо твоих незримых рук
Я унеслася вдаль ночною мглою
Не вспоминай меня и не забудь!
Не нужен мне ты, жаль всё это право,
Передо мной – счастливый жизни путь!
Перед тобой – конец! как странно (Автор: Баранова Н.Е.)
Учитель:
В. Львов- Рогачевский писал: «В творчестве Куприна отразилась жизнь во всём её бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни». Убедиться в достоверности слов В. Львова- Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.
Знакомство с историей создания произведения.
Ознакомление учащихся с историей создания рассказа «Гранатовый браслет». Сообщение ученика «История создания рассказа А. И. Куприна» (индивидуальная домашняя работа учащегося).
«Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato». Соната Бетховена «Аппассионата", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.
Прослушивание фрагмента «Аппассионаты» Бетховена.
Аналитическая беседа сопоставительного характера.
Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви , о чувстве, заставила ее переживать , сочувствовать, что она не делала ранее)
Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?
Почему автор закончил рассказ трагической развязкой? Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».
Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?
Проверка знания текста произведения.
Викторина.
Учитель:
Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ «Гранатовый браслет» и как хорошо вы помните его содержание:
1. В какое время года происходит действие рассказа? (осень, сентябрь)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город)
3. Как зовут главную героиню? (княгиня вера Шеина)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза- Булат – Тугановская)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович)
8. Его должность ? (предводитель дворянства)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в «удивительном переплете»)
12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков)
14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (точно кровь)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? («пан Ежий)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий)
18. О ком Куприн писал: «пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах» (о княгине вере)
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович)
20. Чей это портрет? « Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью» (Анна)
21. О ком пишет Куприн: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? (о Желткове)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена)
23. Чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах какое свойственно мужественным и простым людям» (генерал Аносов)
24. О ком автор пишет: «..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала»? (о Вере Шеиной)
25. Кому принадлежат следующие слова: « А где же любовь- то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»?
(Вопросы, а затем и ответы викторины студенты видят на слайдах мультимедийной презентации )
Работа в группах
Учитель:
Что такое группа? Это песня, песня, что поётся только в хоре.
Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!
Задание 1.
Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.
У групп бланки вопросов для обсуждения. Под звучание тихой музыки Сергея Рахманинова «Нежность» студенты обсуждают вопросы и задания, после окончания музыки один представитель группы отвечает.
Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
(любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя)
Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви)
Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.
(любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая)
Четвёртая группа: Работа со словарями. Найти определение слова ЛЮБОВЬ.
Учитель:
Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.
Сам же Куприн так говорил о любви: это «чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования». Но, ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда. Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить.
Задание 2.
Первая группа: Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести?
Вторая группа: Способна ли она на пылкую, страстную любовь?
Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?
Четвёртая группа: “Любовь” и “влюблённость”: чем отличаются эти понятия?
Задание 3.
Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков. Что же мы знаем об этом человеке и его любви?
Первая группа: Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?
Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу?
Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия
Четвёртая группа: Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме?
Задание 4.
Первая подгруппа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви?
Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?
Третья группа: ? Какова история генерала Аносова? Почему она даётся так подробно?
Четвёртая группа: Существует ли идеальная любовь?
Все ответы группа подтверждает словами из текста.
Работа с высказываниями героев повести.
Герои повести высказывают своё мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?
Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться”.
Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”
Желтков: “ это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить “Да святится имя твоё”
Шеин: “ разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”
Творческая работа студентов под музыку
Моя формула любви.
Прикрепляют свои листы бумаги с получившимися «Формулами любви»
Рефлексия.
Подготовленный студент:
«Да святится имя Твое»
Свёрток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нём браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...
В окаёме золотых оправ,
Пусть дешёвых, невысокой пробы,
Камешек зелёный, словно граф,
Изумлял свечением особым...
Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."
Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...
15