Тема любви в повести А.И. Куприна Гранатовый браслет


А.И. Куприн«Гранатовый браслет»Карелия. Суоярви. Мищенко С. Н. Куприн Александр Иванович - русский писатель-реалист, одно из самых громких имен первой четверти 20 века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» и других. Творчество Куприна продолжает лучшие традиции русской классической литературы 19 века. Критик Воровский отмечал главную особенность его творчества: «Куприн всё трактует с внутренней, духовной стороны, а не с внешней, материальной, политической». Писатель и революция К большевистскому перевороту и к власти большевиков А. Куприн отнесся резко негативно. Вскоре перешел на сторону Белого движения, а после его поражения уезжает сначала в Финляндию, а затем во Францию, где обосновывается в Париже (до 1937). Там он активно участвовал в антибольшевистской прессе, продолжал литературную деятельность (романы «Колесо времени», 1929; «Юнкера», 1928-32; «Жанета», 1932-33; статьи и рассказы). Но живя в эмиграции, писатель страшно бедствовал, страдал, тоскуя по родине. Незадолго до смерти, поверив советской пропаганде, в мае 1937 возвратился вместе с женой в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен. Тема «маленького человека» Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества, но и в образах его интеллигентных, страдающих героев. Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Тема любви в прозе А.И.Куприна Александр Иванович Куприн считал, что любовь - «самое яркое и наиболее понятное воспроизведение» личности человека. По мнению писателя, «не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви…» «Гранатовый браслет» Вопросы1. Где происходит действие? Какую роль играет первая глава?2. Как Вера Николаевна относится к мужу? 3.Как характеризует княгиню её портрет? Будет ли она способна на пылкую, страстную любовь? 4. Завязка действия происходит в день именин княгини Веры.  Как княгиня воспринимает день своих именин? Что же «счастливо-чудесное» произошло в этот день?5. Какое событие нарушает спокойный ход именин? Прочитайте описание браслета. Что почувствовала княгиня, когда его увидела?6. Какова история генерала Аносова и почему она даётся так подробно? В чём драма этого человека?7. О чём думает Вера, узнав о гибели Желткова?8. Простил ли Желтков княгиню?9. Какой видит писатель истинную любовь? Вопросы и задания7. Какова история генерала Аносова и почему она даётся так подробно? В чём драма этого человека?8. О чём думает Вера, узнав о гибели Желткова?9. Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? Кажется ли он уже изначально мёртвым человеком?10. Какова судьба гранатового браслета? Что чувствует княгиня при последнем свидании с Желтковым?11.  Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? Какие чувства навевает она княгине?12.  Какой видит писатель истинную любовь? Где происходит действие? Какую роль играет первая глава? Какие картины природы описывает автор, как они влияют на настроение княгини Веры Николаевны? Действие происходит в морском курортном городе. Куприн показывает середину августа, когда "вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Чёрного моря".
Дождь, ураганный ветер, густой туман гонят обитателей курорта, печально выглядят "оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголённостью". Но к началу сентября "наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле". Покой, наступивший в природе, передаётся и Вере Николаевне: она "очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению".
 Как княгиня воспринимает день своих именин? "По милым, отдалённым воспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда ожидала от него чего-то счастливо-чудесного".
 Как Вера Николаевна относится к мужу?  "Прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы".
Как характеризует княгиню её портрет? Будет ли она способна на пылкую, страстную любовь?  С высокой гибкой фигурой, холодным и гордым лицом, она "была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна". Возможно, в юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, недаром Куприн упоминает о прежней страстной любви к мужу. Но "время лечит", в том числе и от пылких порывов. Теперь эта женщина уже не пустит так просто кого-нибудь в свою душу. Куприн не осуждает героиню, только констатирует изменения в её характере, происшедшие с течением времени. Но есть люди, для которых любовь в любом возрасте – святое и страстное откровение. Они сумели сохранить свою душу для великой стихии. Встреча с ними – счастливо-чудесный миг в жизни женщины.
Какое событие нарушает спокойный ход именин? Прочитайте описание браслета. Что почувствовала княгиня, когда его увидела? В плохо отшлифованных гранатах перед огнём лампочки загораются "прелестные густо-красные живые огни". Браслет предвещает будущую трагедию. ("«Точно кровь!» – подумала с неожиданной тревогой Вера".) "«Ах, это – тот!» – с неудовольствием подумала Вера". Видимо, это далеко не первое письмо, которое получает княгиня от своего почитателя.
 Зачитайте письмо. Какие свойства имеет зелёный гранат? Редкий сорт граната – зелёный – "имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти". Заметим, что у Г.С.Ж. теперь нет талисмана – и ничто теперь не защитит несчастного влюблённого от гибели. Чувства Г.С.Ж. необычайно возвышенны – "благоговение, вечное преклонение и рабская преданность". "Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите". Это жертвенная, в какой-то мере даже безумная любовь. Какие чувства испытывает Желтков?" Г.С.Ж. предан возлюбленной до смерти и "после смерти покорный слуга". Но он несчастен, это подтверждает и Вера: "...теперь не только этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним». Какова история генерала Аносова и почему она даётся так подробно? В чём драма этого человека? Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить своё гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьёй жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня всё-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»?.. Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость". Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться". Такую любовь Куприн пытался найти в реальной жизни и воспевал в своём рассказе. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Писатель уверен, что "почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм... Для неё... любовь заключает весь смысл жизни – всю вселенную. Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины... неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью". Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим. "Громадная трагедия души" Князь Шеин и брат княгини решают найти Желткова и вернуть ему браслет, дабы сохранить доброе имя Веры и её мужа. Облик телеграфиста необычен: "очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине". Он очень взволнован, глядит на Василия Львовича умоляющими глазами. Семь лет "безнадёжной и вежливой любви" прошли, но заглушить чувство нельзя. Желтков видит единственный выход – смерть. "Громадная трагедия души" разрешается самоубийством.
О чём думает Вера, узнав о гибели Желткова?Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? Кажется ли он уже изначально мёртвым человеком? Она предчувствовала трагический исход. Что это было – любовь или сумасшествие? Желтков признаёт, что "неудобным клином врезался" в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он – мёртвый человек.
Что чувствует княгиня при последнем свидании с Желтковым? Вера поняла, что "та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё". Желтков уже после смерти получает высшую награду: Вера "поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем". И всё-таки дружеским поцелуем! Нет, даже после самопожертвования Желткова княгиня не полюбила своего почитателя. Сердцу не прикажешь...
 Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? Какие чувства навевает она княгине? Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: "Да святится имя Твоё". В этих нежных звуках – жизнь, которая "покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть". Последние воспоминания влюблённого овеяны сладкой грустью. "Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь?" Мгновение счастья для Желткова становится вечностью.
– Простил ли Желтков княгиню? Вера чувствует, что влюблённый простил её. Не мог не простить, ибо в скорбный час расставания, на пороге смерти, всё-таки пел славу своей богине.– А вы бы простили человека, которого страстно любили и который не ответил вам взаимностью?
 Какой видит писатель истинную любовь? Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Это святая трагедия в жизни человека. Любовь сильнее смерти и возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы.