Информационно-коммуникативная компетентность педагога ДОУ на этапе внедрения ФГОС ДО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 « КОСМОС»
Информационно-коммуникативная компетентность педагога ДОУ
на этапе внедрения ФГОС ДО
Составитель: Наливкина Р.Р.
Сургут 2015
Информационно-коммуникативная компетентность педагога ДОУ
на этапе внедрения ФГОС ДО
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ гласит:
Глава 1. Статья 2. Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-коммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации.
С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО) .
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.
В данном документе определены также и требования к педагогам. Вот некоторые из них:
Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Профессиональный стандарт п3.1.1.
Необходимые умения педагога:
Владеть ИКТ-компетентностями:
1. Общепользовательская ИКТ-компетентность;
2. Общепедагогическая ИКТ-компетентность;
3. Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Компетенция- результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Компетентность – способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета.
Компетентность можно понимать как способность результативно действовать; способность достигать результата – эффективно разрешать проблему.
Каким должен быть современный педагог на этапе внедрения ФГОС ДО? Педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Основным назначением стандартов нового поколения является изменение подходов к вопросам образования не только обучающихся, но и педагога. Это означает, что современный педагог обладает способностью искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умеет сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умеет ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готов конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому педагогу надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования на современном этапе.
Интеграция современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения. Необходимым условием этой интеграции является формирование ИКТ- компетентности педагога. В педагогической ИКТ - компетентности есть два уровня: знаниевый, так называемый уровень функциональной грамотности, и деятельностный, уровень применения ИКТ.
Рассмотрим подробнее составляющие компоненты ИКТ-компетентности педагога в условиях перехода на новые стандарты:
владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой информации;(
умение работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами такими, как форум, электронная почта, сайты;(
умение использовать такое оборудование, как сканер, принтер.
В настоящее время педагоги владеют знаниевым уровнем (теория) ИКТ-компетентности, а вот деятельностный уровень (практика) оставляет желать лучшего.
Какие сложности встречаются на пути внедрения деятельностного уровня в условиях перехода на новые стандарты? Педагоги используют возможности интернета в основном для поиска информации при подготовке к НОД. Между тем перспективы использования информационно-коммуникационных технологий гораздо шире. Большинство педагогов утверждают, что используют в работе информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер, интернет не используются либо используются очень мало.
Как объяснить этот парадокс? Очень просто. Педагоги используют ИКТ в основном в профессиональной деятельности: при подготовке к занятиям, ищут дополнительную информацию в интернете, работают в сетевых профессиональных сообществах, но очень мало используют ИКТ при проведении образовательного процесса.
Безусловно, использование воспитателем современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда дает воспитателю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети интернета, применять различные формы обучения. Это, например, дистанционное обучение. Кроме того, он получает возможность использовать новые сервисы и технологии в организации учебной деятельности. Это и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения и, несомненно, влияет на качество образования.
Во ФГОСах главное - не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. А так как мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.
В нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют в своей деятельности ИКТ.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ мы делим на:
использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
использование ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями;
использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Работа с детьми.
Важнейшим этапом в формировании личности ребенка считается дошкольный возраст. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Важнейшими компонентами для развития познавательной деятельности ребенка выступают такие познавательные процессы как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.
НОД в детском саду имеет свою специфику, должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее возможностями.
Дети в дошкольном возрасте очень восприимчивые. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог с ними ведет не педагог от имени героя, а сам герой ситуации. Данные приемы с использованием музыкального центра или магнитофона, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах.
Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация видеофильмов дают возможность не только увидеть, но и услышать звуки природы, общественной жизни, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну, музей и пр.
Создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся. При ознакомлении детей с новой темой можно предложить им просмотр видеофрагмента или презентации, а при закреплении пройденного материала можно использовать дидактические компьютерные игры.
Использование ИКТ позволяет объяснить ребенку в доступной форме некоторые моменты, которые
не понятны ему «на словах» (например, такое явление, как круговорот воды в природе, становится доступным после просмотра презентации,
нет возможности наблюдать в реальной действительности, т. к. не позволяют климатические условия (ледоход, перелет птиц, северное сияние и пр.)
Активное пользование Интернетом дает нам возможность принимать участие с детьми в заочных конкурсах различного уровня по различным направлениям развития.
Работа с родителями.
Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
В настоящее время у многих родителей нет достаточного количества времени для общения с педагогами, поэтому у нас есть официальный интернет сайт детского сада. Ее создание позволяет родителям увидеть фотографии различной деятельности детей, получить виртуальную консультацию по интересующему вопросу, повторить с детьми знакомые песенки, просмотреть фрагменты режимных процессов и даже обменяться мнением и поделиться своим опытом в той или иной области.
Во взаимодействии с родителями мы используем метод проекта. Использование информационных технологий в проектной деятельности позволяет педагогам показать всю работу и ее значимость при решении той или иной задачи, ознакомить родителей с предполагаемыми результатами проекта.
Современные технические средства используются нами также при оформлении наглядного материала, буклетов, проведении родительских собраний, круглых столов, практикумов.
Работа с педагогами.
При выступлении на педсоветах, семинарах или конференциях, мы дополняем свои доклады мультимедийным сопровождением в виде презентации. Презентации к докладам включают в себя как текстовое сопровождение, так и видеосюжеты, схемы и диаграммы. Кроме этого активное использование ИКТ необходимо при создании собственного портфолио.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
Каждый участник образовательного процесса сам решает: идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад.
I. Prezi – программа для создания презентаций. Она проста в использовании и наделена рядом полезных встроенных инструментов. Сюда можно отнести добавление произвольной надписи или картинки, смену фона, использование спецэффектов, выбор вида перехода от слайда к слайду и некоторые другие возможности. Все это способно значительно оживить презентацию, придать ей большую насыщенность и яркость.
А как же PowerPoint, спросите вы? все презентации в PowerPoint похожи одна на другую, с этим редактором вечно какие-то неожиданности. Съезжают шрифты. Размываются картинки. Показ видео – целая проблема. Никогда не знаешь, как презентация откроется на другом компьютере.
Prezi выгодно отличается на этом фоне. Все шрифты крепко «зашиты» в программу просмотра, которая не обращается ни к одному системному шрифту. Можно быть уверенным: любая надпись будет отображаться именно так, как её сделали. На любом компьютере или мобильном устройстве.
В отличии от «классической» презентации, выполненной в Microsoft PowerPoint или OpenOffice Impress, где презентация разбита на слайды, в Prezi основные эффекты связаны не с переходом от слайда к слайду, а с увеличением отдельных частей этого же слайда!
Видео Prezi.
II. ПОСТЕР или Стендовый доклад.
Стендовый доклад – это одна из эффективных форм оперативного сообщения научных данных с использованием плаката. Стендовый доклад – это постерная презентация научного сообщения (от англ. Poster- плакат, афиша)
Стендовый доклад состоит: из плаката (постера), который содержит материалы научной работы устного сообщения- комментария (не всегда).
Планирование стендового доклада Вы решаете: Каким должен быть вид постера: единый лист или несколько листов меньшего формата.
Примеры оформления стендового доклада Стендовый доклад обычно оформляется с использованием программы PowerPoint или Microsoft Word. Примеры Poster.
Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что "в наше время все было иначе и мне не под силу освоить новое". Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей - от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.
Я хочу закончить свое выступление с высказывания Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых обучащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».
И я глубоко убеждена, что современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.