Материал к педагогическому совету Способы формирования у учащихся положительного отношения к физическому развитию ( из опыта работы)
Способы формирования у учащихся
положительного отношения к физическому развитию.
(Слайд 1). Одной из главных задач учителей физической культуры общеобразовательных школ сегодня является задача по формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать все доступные средства и методы. Для большинства детей учитель физкультуры – единственный человек, способный грамотно способствовать их физическому развитию. Только при положительном отношении детей к урокам физкультуры возможно соблюдение и выполнение требований учебной программы. Максимально успешная реализация обучающей, воспитывающей и развивающей целей урока во многом зависит от того, насколько учитель сможет заинтересовать учащихся.
(Слайд 2.) Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой будет эффективным, если: (Слайд 3.) 1)применяется объективная система контроля процесса физического воспитания, выполняющая стимулирующую роль оценки; (Слайд 3) 2)в качестве мотивирующих факторов применяется интегральная оценка, (Слайд 4) профиль физической подготовленности и показатели физического здоровья; (Слайд 5) 3) мотивирующие факторы объединены в методике формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся.
(Слайд 6).Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовольствие от этих уроков.
(Слайд 7). Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная.
(Слайд 8) Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение.
(Слайд 9). Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений. Другими словами, и познавательная, и двигательная активность прежде всего характеризу- ется психической активностью школьника.
На занятиях физической культурой необходимо, чтобы школьник брал ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него определённых способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируются внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, шк
·ольнику надо подбирать индивидуальные, доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения, задания, требования и т.д., то есть оптимальные режимы мотивации.
(Слайд 10). Интересы учащихся к занятиям физической культурой бывают разными: это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развивать двигательные и волевые качества. (Слайд 11) Интересы мальчиков и девочек различны. Девочки чаще думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки. (Слайд 12). Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость. Значимость привлекательных сторон физической культуры меняется и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще, то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью, У старше-классников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя к определённой профессиональной деятельности. И все эти аспекты необходимо учитывать.
Поддержание интереса и целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроках физической культуры и формируются ли у них положительное отношение к физическим упражнениям.
Когда учащийся испытывает состояние удовлетворённости, происходит и формирование положительно активного отношения к физической культуре.
(Слайд 13).Главными причинами падения заинтересованности уроками физической культуры многие учёные называют отсутствие эмоциональности урока, не интересность выполняемых уроков, малую или чрезмерную нагрузку. Не довольные уроками учащиеся ходят на них лишь ради оценки и для избежания неприятностей. А вот учащиеся, испытывающие состояния удовлетворённости на уроках, работают на них ради своего физического развития.
(Слайд 14) Интерес ребёнка лежит в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставит и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развития этих качеств, ни о каком успешном обучении речи быть не может. Именно интересы ребёнка определяют его активное отношение к миру, к процессу познания.
15