Статья Коммуникативная компетентность как средство социализации школьника
Коммуникативная компетентность
как средство социализации школьника
Н.В. Бригадиренко, педагог-психолог МЭЛ им. А.Г. Шнитке
Аннотация. На примере деятельности Музыкально-эстетического лицея им. А.Г. Шнитке автор раскрывает возможности образовательной среды, в которой развитие коммуникативной компетентности (КК) является существенной и самостоятельной педагогической задачей, реализуемой через развивающую и формирующую стратегию. Показано значение КК, которая имеет «сквозной» характер, реальную перспективу реализации на всех образовательных ступенях и выступает в качестве стержня, обеспечивающего успешную социализацию одаренного школьника.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, образовательная среда, социализация.
Сегодня в обществе наметился переход от индустриального пути развития к постиндустриальному, ориентированному на человека, на раскрытие его социальной сущности, на решение глобальных социальных проблем. Связанные с этим преобразования в значительной степени опираются на использование образования как инструмента социализации личности.
Вместе с тем, несмотря на реализацию гуманистической парадигмы образования, выпускники по-прежнему хорошо информированы, владеют предметными умениями и навыками, но в большинстве не владеют умением жить в современном мире, самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и решать жизненные проблемы. Это во многом связано с тем, что содержание учебно-воспитательного процесса отражает стремление школы создать условия для социализации школьника, но при этом формально или не включает вообще формирование коммуникативной компетентности (КК) в качестве существенной и самостоятельной педагогической задачи. Школа до сих пор не имеет альтернативных целевых моделей, гарантирующих высокий результат в формировании коммуникативных умений школьников, а также не располагает методическими и научно–практическими исследованиями, которые так необходимы современному педагогу.
Вместе с тем развитие КК имеет «сквозной» характер, реальную перспективу реализации на всех образовательных ступенях и может выступать в качестве стержня, обеспечивающего универсальный, творческий и развивающий характер образования. Кроме того, мы считаем, что именно КК представляет собой ядро, интегрирующее все виды компетенций, и является качественным показателем эффективности общения и в целом социализации личности, обеспечивающее готовность школьника к выполнению в будущем социальных ролей, профессиональных функций, к инновационному поведению в новых условиях развития общества.
В качестве теоретической основы мы принимаем понятие, предложенное Ю Н Емельяновым, который рассматривает КК как уровень сформированности межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе. Именно это становится фундаментом для успешной социализации личности.
В условиях интегрированной креативной среды Музыкально-эстетического лицея им. А.Г. Шнитке мы выделяем две стратегии в развитии КК как средства социализации школьников: развивающую и формирующую.
Развивающая стратегия предполагает создание условий, стимулирующих развитие базовых составляющих КК, и реализуется через обогащение развивающего потенциала взаимодействия участников образовательного процесса. Сам образовательный процесс МЭЛ организован так, что обеспечивает стихийное, но эффективное присвоение образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих школьнику успешно функционировать в лицее и вне его.
В нашем случае образовательная среда лицея пронизана идеей созидательного творчества, событий, традиций, направлена на формирование эстетического отношения к действительности и основана на интеграции научного и музыкально-эстетического образования. Любые виды деятельности лицеистов и процесс общения переплетены в школьной жизни самым тесным образом и фактически не существуют отдельно. От организации общения детей зависит результат обучения, и наоборот, ход и успешность обучения воздействуют на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности школьников.
Развивающее воздействие лицея отличается еще и тем, что делается ставка на искусство и, в первую очередь, музыку, которая умножает возможности лицеистов и помогает им в преодолении трудностей не только в обучении, но и в личностном развитии. Обучаясь исполнительскому мастерству, выступая на конкурсах различного уровня, взаимодействуя с мастерами и объединяясь в разновозрастные коллективы лицеисты попадают в ситуацию, которая формирует социальную сенситивность, осознание себя как субъекта общения, социальную наблюдательность, социальную рефлексию, самоконтроль, основные навыки социального взаимодействия, способность и готовность актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации, умение уверенно отстаивать свою позицию, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению.
При этом учителю отводится с одной стороны главная роль создателя такой среды и такой системы отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ученика. С другой стороны отводится невидимая роль режиссера, которую он должен талантливо исполнять, а затем внимательно анализировать результаты всего труда, осуществляя рефлексию профессиональной деятельности через результаты роста детей.
Мы понимаем, что педагог не может создать такие условия один. Для достижения эффекта социализации через формирование КК требуется объединение усилий учителей, воспитателей, психологов, родителей, которые должны учитывать специфику конкретного возраста, профессионально режиссировать события и выступать в роли фасилитатора, модератора, тьютора, консультанта.
Формирующая стратегия предполагает целенаправленную помощь школьникам в обретении коммуникативной, а значит и социальной умелости и реализуется через использование специальных технологий и развивающих программ.
На уроке обеспечение коммуникативной деятельности достигается расширением коммуникативной базы, посредством применения системы упражнений, являющихся средством организации и управления коммуникативной деятельностью учащихся. Совокупное целенаправленное педагогическое воздействие учителя на ученика становится наиболее эффективным если используется система интерактивных заданий, имеющих коммуникативную составляющую, учитывающих возрастные особенности учащихся, их мотивационную сферу, особенности предмета, с целью создания психолого-педагогических условий для вовлечения учащихся в коммуникативную деятельность, в результате которой реализуется их успешный переход на более высокий уровень овладения коммуникативными умениями.
В образовательный процесс МЭЛ внедрены элективные курсы «Образ и мысль», «Ступени успеха», «От конфликта к культуре общения», «Секреты ораторского искусства», «Тренинг общения для подростков», «Школа лидерства» создающие основу для повышения уровня КК лицеистов. На занятиях делается акцент на сплочение группы, формирование взаимного доверия, на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях.
Среди психологических методов активного социального взаимодействия мы выделяем две большие группы: дискуссионные методы (дискуссия, полемика, диспут, «мозговая атака») и методы социально-психологического тренинга: игровые методы (операционные, ролевые, интерактивные игры) и сенситивный метод (тренировка межличностной чувствительности), основной целью которого является развитие и совершенствование способности понимать друг друга. В ходе сенситивного тренинга его участники включаются в совершенно новую для них сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
Одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений учащихся старших классов является спецкурс «Секреты делового общения». Актуальность введения и изучения данною курса связана с современной социальной ситуацией, требованиями, предъявляемыми обществом к личности, необходимостью формирования у школьников представлений и умений, связанных с профессиональным становлением и установлением деловых взаимоотношений. Поэтому целью спецкурса является создание условий для овладения учащимися умениями в сфере делового общения, формирования коммуникативной и языковой компетентности.
Таким образом, лицеисты получают знания о бытовом и деловом общении, о речевом этикете в разных сферах общения, приобретают умения и навыки для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения, т.е. формируется, развивается КК, и одновременно создаются условия для успешной социализации учащихся.
Наши исследования доказывают эффективность подобных стратегий и показывают, что коммуникативные возможности успешно формируются в ходе обучения в лицее. Для учеников, долгое время обучающихся в лицее, характерен высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей, что свидетельствует о наличии активной жизненной позиции воспитанников, ресурсов для претворения своих идеалов и устремлений в жизнь.
Опыт показывает, что выпускники лицея не теряются в новой обстановке, быстро находят партнеров по общению, друзей, постоянно стремятся к расширению своего коммуникативного потенциала, занимаются общественной деятельностью, быстро ориентируются в трудной ситуации, непринужденно ведут себя в новом коллективе, они инициативны, способны самостоятельно решать и отстаивать свое мнение. Таким образом, демонстрируют социальную активность и ответственность – высший уровень социализации.
.
13PAGE 15