Педагогический проект «Методические приемы при обучении орфографии словарных слов


МКОУ « Солдатско – Степновская СОШ»
Педагогический проект.
«Методические приемы при обучении орфографии словарных слов»
Подготовила:
учитель начальных классов
Слюсаренко Ольга Леонидовна
Актуальность педагогического проекта
Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребёнка писать словарные слова без ошибок? Поэтому необходимость и целесообразность лексической работы в современной школе не вызывает сомнений. А усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений. Как учитель начальных классов, я не понаслышке знаю, что словарные слова - одна из проблем начальной школы, так как трудно дается младшим школьникам освоение этих слов. Поэтому с проблемой запоминания слов с непроверяемыми орфограммами я столкнулась с первых шагов работы в школе. В связи с этим особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. 
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
Тема педагогического проекта: «Методические приемы при обучении орфографии словарных слов»
Актуальность проблемы определила цель – создать систему словарной работы в начальной школе.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
- определить содержание и условия словарной работы на уроках русского языка в начальной школе;
- показать методику организации комплексной работы над словарными словами;
- раскрыть основные приёмы формирования орфографического навыка у школьников в процессе работы над «трудными словами»;
- показать пути совершенствования речевого потенциала учащихся через обогащение их лексическими средствами.
Была выдвинута гипотеза: эффективность словарной работы на уроках русского языка зависит от следующих условий:
- осуществления комплексной работы над словом;
- проведение систематического лексического анализа языковой единицы;
- формирования орфографической грамотности через опору на элементы этимологического анализа;
- использование лексико-орфографических упражнений на каждом уроке русского языка;
- проведения работы над орфографической грамотностью в контексте обогащения словаря младших школьников.
Объектом изучения стал учебный процесс в начальной школе.
В качестве предмета выступила организация словарной работы младших школьников.
Практическая значимость
1) Изучив школьную программу, учебники по русскому языку я пришла к выводу о том, что в учебно-методических пособиях уделяется недостаточное внимание использованию занимательного и творческого материала.
2) Исходя из этого, я подобрала дополнительный занимательный материал для формирования орфографических навыков (правописание словарных слов).
Данный материал можно использовать на заседаниях методических объединений различного уровня. При использовании описанных приемов работы со словарными словами учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других, а это способствует обогащению словарного запаса ребёнка.
На своих уроках я учу детей использовать различные виды памяти при работе над словарным словом, а также отрабатываю приёмы написания словарных слов через реальные виды деятельности.
Я выбрала следующие методы и приёмы работы над правописанием словарных слов:
а) метод языкового анализа - приемы звуко-буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;
б) зрительное запоминание - приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм цветным мелом, подчеркивания их в тетрадях, повторное письмо слов;
в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий домашних животных: "корова", "лошадь", "собака"), однокоренных слов ("путешественник", "путешествие", "путешествовать"), форм слова ("стакан-стаканы", "космонавт-космонавты"), сравнение по значению ("машина-машинка), "деревня-город"), пример противопоставления ("учебник, ученик"-"учитель") и т.п.;
г) сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте ученик воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;
д) составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: "пальто" - "осеннее пальто", "надел пальто", "пальто велико"; "металл" - "холодный металл", "блестящий металл", "стул из металла" и т.п.;е) составление предложений с трудными словами, включение их в сочетания и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;
ж) занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок.
Одной из задач моего проекта является: показать методику организации комплексной работы над словарными словами. В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников организую так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались как одно целое.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.
Орфографические упражнения. Такие упражнения развивают орфографическую зоркость учащихся. Дети подчёркивают «опасное место» в слове.
Словообразовательные упражнения. Большой интерес у детей вызывает работы над составом слова. При повторении морфемного состава слова совершенствуются умения распознавать и подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять словарные слова в письменной речи.
Морфологические упражнения. Данные упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.
Синтаксические упражнения. Упражнение ставит перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений.
Лексические упражнения. В связи и изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значение слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.
Таким образом, благодаря систематической словарной работе у школьников повышается мотивация к изучаемому предмету, снижается уровень тревожности при устных ответах на уроках русского языка. Дети отмечают хорошее настроение, как до урока, так после него.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Словарная работа должна строго продуманной и системной. Основной целью словарной работы в начальной школе должно быть обогащение словарного запаса учащихся. Работа над орфографической грамотностью школьников должна идти в контексте обогащения их словаря. Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим. Основным прием словарной работы, рассчитанным на осознанное понимание значения и орфографии слова, должно быть использование этимологии. Знакомство со словом, как лексической единицей, с элементами лексической системы должно начинаться в первом классе и происходить в процессе различных наблюдений над языком. Лексико-орфографические упражнения должны иметь место на каждом уроке русского языка, чётко вплетаясь в канву урока и участвуя в решении его задач. Наряду с толкованием затруднительных для понимания слов и обработкой правописания учитель должен также проводить работу по включению подобных слов в активный словарь школьников, приучая детей к осмысленному употреблению названых слов в речи.
Работая над проектом , я пришла к выводу о том, что использование занимательного материала и творческой деятельности на уроках письма способствует лучшему усвоению непроверяемых написаний, формированию более прочных орфографических навыков детей. Я продолжу работу над данным проектом до 4 класса включительно. Корректируя свою работу, я больше внимания буду обращать на возможности, интересы учащихся; учить детей вникать в смысл слова, развивать умение объяснять значения изученных слов, воспроизводить в памяти признаки лексического значения.
Организацию учебной деятельности, буду направлять на:
1) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов;
2) развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;
3)формирование умения пользоваться словом в речи при построении собственного речевого высказывания (как устного, так и письменного).
Литература
О.Е.Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В.Кочергина. Учим русский с увлечением. М.: 5 за знания, 2005.
Кохичко А.Н. Этимология в помощь орфографии. - Мурманск, 1995
Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003
А.П.Мишина. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 2007. № 8.
Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. - М., 1992
А.А.Плигин. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова? М.: Айрис-пресс, 2004.
О.В.Росланова. Работа со словарными словами на уроках в 1–4 классах. Волгоград: Учитель. 2006.
festival.1september.ruwww.planetaznaniy.astrel.rupedsovet.org