Классный час «Есть память, которой не будет забвенья! Есть слава, которой не будет конца!»
Классный час на тему:
«Есть память, которой не будет забвенья! Есть слава, которой не будет конца!»
Учитель: Панина А.В.
3 А класс
2012-2013 уч. год
Цели и задачи.
1. Воспитание патриотизма, желания защищать свою отчизну.
2. Воспитание уважения к подвигу и людям, совершивших его.
3. Развитие интереса к истории своей Родины и к творческо-поисковой деятельности.
4. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Оборудование урока.
1. Репродукция картины Е. Маковского «Воззвание Минина».
2. Репродукция портрета И. Сусанина – художник Худояров.
3. Репродукция памятника Ивану Сусанину в г. Костроме.
4. Рисунки учащихся, отображающие подвиги героев Великой Отечественной Войны, повторивших подвиг Ивана Сусанина.
5. Мультимедийный диск с художественным фильмом- оперой И.Сусанин.
Подготовка к уроку.
1. Просмотр фильма «Минин и Пожарский».
2. Посещение художественного музея с целью рассматривания картины Маковского «Воззвание Минина».
3. Беседа по истории польско-литовской интервенции 1611- 1613 г.г. и событиях того времени.
4. Работа в группах по 4-5 человек с целью изучения героев Великой Отечественной Войны, повторивших подвиг И.Сусанина.
5. Поиск пословиц о Родине, смелости, храбрости, чести.
1. Сегодня мы будем говорить о подвиге.
Прочитайте тему урока: «Есть память, которой не будет забвенья! Есть слава, которой не будет конца!». Готовясь к уроку, мы посмотрели фильм «Минин и Пожарский», посетили художественный музей, в котором смотрели картину «Воззвание Минина»; провели работу в группах по поиску героев земли Русской. Говоря о подвиге, мы с вами обратимся сегодня к истории.
4 ноября в России отмечается праздник. Что это за праздник?- День народного единства.
Какому событию он посвящён? – Он посвящен освобождению Москвы от польско-литовских интервентов 26 октября 1612 года.
Кто такие интервенты? – Интервенты- это иноземные захватчики.
Что вы можете рассказать о событиях начала XVII века?- В начале XVII века на русские земли вторглись польские и шведские феодалы. Они стремились подчинить себе Московское государство. Враги захватили Смоленск, Новгород, Москву. Они грабили, убивали мирных жителей, сжигали города и села, устанавливали жестокие порядки.
Как боролся с ними русский народ? – Создавались партизанские отряды и народное ополчение.
Кто выступил с призывом о создании народного ополчения? – С призывом о создании народного ополчения выступил Кузьма Минин в Нижнем Новгороде. Он призывал вступить в народное ополчение князя Дмитрия Пожарского. Он говорил «Лучше смерть, чем иноземное иго».
2. Беседа по картине Маковского «Воззвание Минина».
Мы были в художественном музее и смотрели картину «Воззвание Минина».
Кто автор картины? Расскажите вкратце, что вы запомнили о ней.- Картину написал К.Е. Маковский в 1896 г. Это грандиозная историческая картина на полотне в 42 кв.м. Народ собрался на торговой площади Ивановского съезда у церкви Иоана Предтечи. В гуще народа произносит пламенную речь торговец Кузьма Минин. Он призывает народ вступить в ополчение и помочь собрать средства на его создание. Люди принесли всё, что у них было: деньги, кольца, серьги, драгоценности.
3.Подвиг Ивана Сусанина 26 октября 1612 г.
Народное ополчение разгромило врага и освободило Москву. Народные массы выступили подлинными защитниками своего отечества. Изгнание интервентов- это их заслуга.
Дошедшие до наших дней старинные документы сохранили сведения о героях той поры, патриотах, отдавших свою жизнь во имя своего народа.
О каком из героев вы слышали? – Мы слышали о герое-крестьянине Иване Сусанине. Интервенты старались разыскать молодого царя Михаила Романова, чтобы убить его. Михаил Романов находился в своей вотчине в селе Домнино Костромского уезда. Отряд поляков в 60 человек, на конях, с собаками в метельную ночь сбил их с пути и набрел на деревню Деревеньки, что в трёх км от Домнино. Они искали проводника. Не прошенные гости ворвались в избу И.Сусанина и приказали вести их в село Домнино. Они предлагали за услугу деньги, а за отказ грозили смертью. Сусанин согласился быть проводником. Он решает погубить врагов. Сусанин новел их в другую сторону. Вокруг были непроходимые леса и болота. Он завел врагов в самую гущу леса. Был сильный мороз. Когда враги поняли, что он их обманул, они зарубили его саблями. Но никто из врагов не смог выбраться из леса, так и замерзли в лесу.
4. Откуда вы узнали о подвиге Ивана Сусанина? – из народных преданий, песен, сказаний, оперы Глинки.
Учащиеся смотрят отрывок из фильма «Иван Сусанин»: опера «В лесу».
Сказания о знаменитом патриоте земли русской были созданы и изданы А.Домнинским под названием «Правда о Сусанине».
Поэт-декабрист Рылеев написал стихотворение- думу о русском крестьянине, который отдал жизнь за спасение Отчизны. Чтение отрывка учащимся.
5. Рассматривание портрета Ивана Сусанина.
Услышав оперу Глинки, в 1834 году художник Худаяров написал портрет И.Сусанина. Многие певцы, когда исполняли роль Сусаина старались соблюдать сходство с портретом.
6. Рассматривание памятника И.Сусанину.
Осенью 1967 ода в г.Костроме был открыт памятник И.Сусанину. Когда с манумента спало покрывало, тысячи людей увидели пятиметровую фигуру из белого камня. Левой рукой он опирается на посох, а жестом правой руки как бы предупреждает: «На Русскую Землю врагам нет дороги! Здесь их погибель!»
7. Герои Великой Отечественной Войны, повторившие подвиг И.Сусанина.
В грозные годы В.О. войны многие патриоты повторили подвиг Ивана Сусанина. Об этих героях мы послушаем выступления творческих групп. У вас было задание: найти героя, повторившего подвиг И.Сусанина, кратко описать этот подвиг и сделать рисунки.
1) Матвей Кузьмич Кузьмин (14 февраля 1942 г.)
2) Иван Петрович Иванов (10 февраля 1942 г.)
3) Савелий Угольников (зима 1942г.)
4) Юный партизан Миша Куприн (18 июня 1942 г.)
5) Коля Молчанов (10 сентября 1943г.)
6) Тихон Баран (10 января 1944 г.)
8. Подвиги их бессмертные. Они живут в памяти поколений, являются символом мужества, горячей любви к Родине, готовности защитить её от любого врага. Давайте вспомнив героев минутой молчания!
9. Работа в группах.
А) В чём же истоки подвига? Какими качествами должен обладать человек, способный совершить героический поступок?
- храбрый, смелый, мужественный, бесстрашный, самоотверженный, благородный
- стойкий, гордый
- решительный, не знающий страха
- патриот, любящий Родину
- ответственный, готовый к самопожертвованию, с развитым чувством долга
- великодушный, преданный своему отечеству
Б) Назвать пословицы:
- о Родине
- о смелости
- о храбрости
- о чести.
10. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке и во время подготовки к нему?
Хотели бы вы защищать свою Родину? Как могли бы вы это сделать?