Разработка методического материала при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе Словарь терминов.

Аллегория (от греч. Allegoria - иносказание) - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ
Например: Трусость, беззащитность – Заяц; тупость – Осёл; хитрость - Лиса; деспотизм – Лев в баснях Крылова.
Аллитерация (от лат. Al, при, litera - буква) – повторение одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи. «Пусть сильнее грянет буря»; «Дремлет чуткий камыш, тишь, безлюдье вокруг...».

Анафора (от греч. Anaphora- вынесение вверх) - единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или нескольких стихотворных строк:
Как ни гнетёт рука судьбины,
Как ни томит людей обман...
Ф. Тютчев
Уже купил он сукна такого... Уже приобрёл он отличную пару...
Н. Гоголь

Антитеза (от греч. Antitehesis - противоречие, противоположение) - противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающих эффект резкого контраста
«Чёрное и белое», «Война и мир», «Преступление и наказание», пословицы - «Мал золотник, да дорог».
Антонимы (от греч. Ant- против и onуma- имя) - слова, имеющие противоположенные значения: «Коварство и любовь», «Белей лишь блеск, чернее тень».

Архаизм (от греч. Archaios - древний) - устаревшее слово или оборот речи. Используется архаизм как средство художественной выразительности для воссоздания исторического колорита, речи героев, для придания произведению возвышенного характера:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...
А.С.Пушкин

Ассонанс (от лат. Assonare - звучать в лад, созвучие) - повторение одинаковых гласных звуков:
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую.
И горе нашему врагу.
А.С.Пушкин

Афоризм (от греч. Aphorismos - изречение) - обобщённая, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор.
«У сильного всегда бессильный виноват» И.А.Крылов
Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Вопросно - ответная форма изложения


Гипербола (греч. Hyperbola - преувеличение) - образ выражения, содержащий непомерное преувеличение размера, силы, значение и т.д. какого - либо предмета, явления «В сто сорок солнц закат пылал» В. Маяковский.
«Редкая птица долетит до середины Днепра» Н. Гоголь.

Градация (лат. Gratatio - постепенное возвышение) - расположение перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (восходящая градация) или в порядке убывания значений (нисходящая градация).
Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть...
Оставаясь навсегда отшельником, заключённым в камеру своего тела, он лишён возможности давать кому-нибудь ощутить и почувствовать то, что он сам в своей камере ощущает, воспринимает, чувствует, жаждет и о чём мечтает.
Диалектизм - слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм):
петух- кочет
Жаргонизмы - речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений. Различаются жаргонизмы: салонный, мещанский, воровской, студенческий, школьный, армейский, спортивный, и т.д. «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.
Звукопись - подбор звуков в стихотворной речи (реже прозаической), имеющий художественно - выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. Например: Дремлет чуткий камыш Тишь безлюдье вокруг
Никитин
Инверсия (лат. Inversion- перестановка, переворачивание) – обратный порядок слов нарушение общепринятой последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей новый, особый оттенок выразительности: он пришёл - пришёл он ...Где глаз людей обрывается куцый
В. Маяковский
Досадно было, боя ждали
М. Лермонтов
И курганов зеленеет убегающая цепь
А. Фет
Ирония (греч. Еirоnеiа- притворство, насмешка) – скрытая насмешка - один из тропов, перенос значения по противоположности. Отличительный знак - двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположенный ему, подразумеваемый.
«Отколе, умная, бредёшь ты, голова»? (И. Крылов) (обращение к Ослу - см. аллегорию)
Контекстные синонимы - слова или сочетание слов, которые приобретают близкое значение лишь в определённом контексте. «Ничегонеделание» - пассивный отдых, см. Синонимы контекстуальные.

Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака (Ф. Тютчев)
Литота (от греч. Litotes- простота, малость, умеренность) - образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.
Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить,
Чтоб на свете сиротиночке
Беспечально век прожить.
(Н. Некрасов)
«Мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок», тише воды, ниже травы.
Метафора (греч. Metaphora - перенесение) - представляет собой перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов: сонное озеро города, взлетающий бубен метели (А. Блок) слов моих сухие листья (В. Маяковский) моих слов соловьи (Б. Ахмадуллина) вранья холодный дым (А. Твардовский) ручей улыбки (М. Светлов) серебряная ложка луны (Ю. Мориц)
Иногда весь текст или значительный по объёму его фрагмент строится на основе переноса значения по сходству. В таком случае говорят о развёрнутой метафоре. Примером такого вида метафоры может служить стихотворение М. Лермонтова «Чаша жизни», которое построено на развёртывании метафорического высказывания пить чашу жизни.
Метафорический эпитет - соединяет в себе признаки метафоры (перенос значения с одного понятия на другое на основании сходства) и эпитета (образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия). Например:
«Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого... входят в человека, становясь мерилом прошлого» Д. Лихачёв.

Метонимия - вид тропа (см.), употребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, как в метафоре (см.), с тем отличием от последней, что замещение это может производиться лишь словом, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т.д.) связи с предметом (явлением), который обозначается замещаемым
словом. Например: «Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны.
Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи.
«Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду»
А. Чехов
Бессоюзие
Морфемный повтор - повторение окончаний, суффиксов, приставок, корней.
Неологизм (от греч. Neos - новый и logos- слово) - слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий (в науке, технике, культуре, в быту). Неологизм подчёркивает выразительность речи. Например, «бездарь» вместо «бездарность».

Однородные члены, ряды однородных членов
Оксюморон (греч. oxymoron- остроумно- глупое) - необычное соединение слов, сочетание противоречащих друг другу слов, логически исключающих друг друга. «Мёртвые души», «невольник чести», «невозможное возможно», «живой труп».
Олицетворение -
·троп, состоящий в приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. «О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?»
Параллелизм (от греч. Parallelos - идущий рядом) - сравнение в форме сопоставления. Параллелизм бывает прямой: «Травой зарастают могилы - давностью зарастает боль» и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит-
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
С. Стормилов.
Парадокс - суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению («Трус умирает много раз, храбрец - только однажды» В. Шекспир). Парадокс может быть средством разоблачительного, сатирического изображения действительности. Парадокс может ставить суждение на грань нелепости («Торопись медленно», «Чем хуже, тем лучше»), но это лишь придаёт парадоксу особую яркость.
Парцелляция (итал. Parcellf - частица; от лат. particla) - стилистический приём, расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Цель парцелляции - придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками:
А всё Кузнецкий мост,
И вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы, Губители карманов и сердец;
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
А. Грибоедов.
Период (от греч. Neriodos - обход) - лингвистический термин, означающий длинное сложное предложение, в первой части которого интонация идёт на повышение, а во второй - на понижение. Например, стихотворения А.С.Пушкина «Когда порой воспоминанье...», М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...».
Перифраз (от греч - paraphrases- описательный оборот, описание)
1)Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова: Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).
2)Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: Царь зверей вместо «лев», Туманный Альбион вместо «Англия», Северная Пальмира вместо Санкт-Петербург.
Сравнение у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).
Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение (от греч. Rhetorike - ораторское искусство) - специальные приёмы, которые используются для усиления выразительности речи. Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задаётся не с целью дать или получит на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя. Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств, а риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин)
Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).
Простят ли честные герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус).
Синекдоха (от греч. synecdoche) - один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого. Пример: белеет парус( = лодка).
Синонимы (от греч. - одноимённый)
1)Слова, различные по написанию, но близкие (или одинаковые) по значению: победить-одолеть (врага); бежать - мчаться; красивый - прелестный; бегемот - гиппопотам. 2)Контекстуальные синонимы это слова или словосочетания, сближающиеся по значению в условиях одного контекста, эти слова носят индивидуальный, ситуативный характер: игла - Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест, шорох, шёпот) листвы.
Синтаксический параллелизм (от греч. Parallelos - идущий рядом, параллельный) - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с оной и той же синтаксической структурой с однотипным порядком слов, однотипным сказуемым:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
М. Лермонтов.
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой. С. Поделков.
Скрытый диалог - разговор автора с самим собой.
Сравнение - изобразительный приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другим, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения. Чаще всего сравнение в речи оформляется в виде сравнительных оборотов. Состоит сравнительный оборот их слова или словосочетания с одним из сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, как будто, что). Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием (Л. Толстой).
Сравнительный оборот – см. сравнение
Тропы (греч. - поворот, оборот, образ) - поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, отчасти эпитет, аллегория, перифраз.
Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляет читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным.
Но слушай: если я должна Тебе ... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. (А.Пушкин).

Фигура речи (фигура риторическая, фигура стилистическая) - оборот речи, синтаксические построения, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эпифора.
Фразеологизм - лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. С точки зрения семантической слитности различаются:
1) Фразеологические сокращения (идиомы) - фр. обороты с абсолютной семантической спаянностью частей, целостное значение которых не выводится из значений составляющих их слов (нередко устарелых, сохраняющих архаическую, грамматическую форму и неоправданную современными правилами синтаксическую связь). Бить баклуши, диву даваться, из рук вон, как пить дать, остаться с носом, точить балясы, собаку съесть, положа руку на сердце и т.д.
2) Фразеологические единства - фр. обороты, целостное значение которых (обычно образное) в той или иной степени мотивировано отдельными значениями составляющих их слов: вылететь в трубу, держать камень за пазухой, довести до белого каления, закинуть удочку, зарыть талант в землю, заткнуть за пояс, играть в прятки, красная смородина, ломиться в открытую дверь.
3) Фразеологические сочетания - фр. обороты, в состав которых входят слова со свободными и фразеологически связанным значением, причём целостное значение вытекает из значения отдельных слов: воздушный замок, восклицательный знак, задеть самолюбие, закадычный друг, заклятый враг, затронуть чувство чести, кромешный ад, насупить брови, одержать победу, потупить голову, расквасить нос, сгорать от стыда, скалить зубы, скоропостижная смерть, тоска берёт, трескучий мороз, утлый челн, щекотливый вопрос, щекотливое положение.
Экспрессия (лат. Expressio - выражение) - выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими словообразовательными и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).
Экспрессивная лексика - слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.: дурочка, сыночек, глупышка, копун, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач.
Эмоционально окрашенная лексика
Эпитет - образное определение, подчёркивающее наиболее существенный, в данном контексте, признак предмета. Часто содержит в себе элемент сравнения и потому граничит с метафорой. Парус одинокий, весёлый ветер, мороз - воевода.
Постоянный эпитет - эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое: море синее, поле чистое, солнце красное, тучи чёрные, добрый молодец.
Эпифора (от греч. epiphora из epi- после + phoros- несущий) - стилистическая фигура, противоположенная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.). Например: Мне хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ( Н. Гоголь).

15