Методические рекомендации к программе по развитию устной монологической речи Секреты речи
Методические рекомендации
Обучение правильной артикуляции.
1) «Упражнения для губ и языка. Эти упражнения направлены на развитие умения управлять мускулами речевого аппарата, для снятия напряжения мышц лица, для улучшения дикции: «Губы в трубочку», «Улыбка до ушей», «Губами в трубочку влево–вправо, вверх–вниз», «Заблудился язычок».
2) Упражнения для работы над дыханием. Эти упражнения направлены на развитие умения правильно распределять и контролировать свое дыхание: «Насос», «Лыжник», «Задуй свечу», «Подуй на листочек», «Шар спустился», «Ежик пыхтит», «Согреем стеклышко».
3) Упражнения, направленные на отработку дикции. Эти упражнения необходимы для развития умений у детей четкого и ясного произнесения звуков, слов и предложений в соответствии с орфоэпическими нормами языка (скороговорки, чистоговорки, проговаривание стихотворений закрытым ртом) и др.
4) «Упражнения, направленные на отработку интонации включают в себя работу над силой и диапазоном голоса, работу над паузами. Данные упражнения направлены на развитие умений владеть голосом, использовать разные оттенки голоса во время речевого акта, уметь правильно использовать паузы: «Произнеси в соответствии со знаком», «Любимая игрушка», «Позови собаку», «Сестра приехала вчера».
Работа над связным высказыванием.
Упражнения для работы над связным высказыванием имеют своей целью овладение детьми умением строить синтаксические конструкции (словосочетания, предложения), правильно связывать слова в предложениях, учат структурно и композиционно завершать свое высказывание, логически излагать свои мысли.
1) Расположите предложения на карточках в логической последовательности, составьте ситуацию по цепочке путем добавления каждым учащимся одного или нескольких предложений («Снежный ком»), игра «Угадай по описанию» (один ребенок описывает предмет, а другие дети отгадывают какой предмет описан), игра «Живые слова».
2) Расширьте высказывание («У какой команды получится самое большое высказывание»), на основе описания ситуации и ключевых слов составьте высказывание («О чем хотела я сказать?»).
3) Прослушайте рассказ и придумайте свой конец, составьте небольшое сообщение о каком-либо событии («Мы в гостях, автобусе, театре», «У нас гости»), составьте высказывание из данных слов («Барашек и бегемот пришли к бабушке»).
4) Работ
·а над выразительными средствами языка: объясните, как вы понимаете сочетания этих слов (подвернуть рукава, подвернуть руку, подвернуть винт; показать фотографию, показать дорогу; «горит восток зарею новой», «ель надломленная стонет», «гремят раскаты молодые»), подбери слова противоположные по смыслу (быстро – медленно, сверху – снизу, много – мало, тихо – громко), подбери синонимы (всадник – наездник, верховой, конный; темнота – мрак, потемки, темень; метель – буран, вьюга, пурга), объясни значение фразеологизмов (работать, засучив рукава; работать, спустя рукава; попасть впросак; сесть в галошу).
Все эти упражнения для работы над связным высказыванием направлены на формирование умений строить связное высказывание, учат раскрывать основную мысль высказывания, определять смысловую законченность, формируют умение видеть зависимость слова в предложении по вопросам, развивают умение правильно интонировать и расставлять логические ударения.
5) Работа с текстом–монологом предполагает следующие упражнения:
составление рассказа по данному началу или по его концу («Фантазеры»);
описание предметной картинки («Нарисуй словами»);
составление рассказа по серии сюжетных картинок («Сказочники»);
составление связного текста–монолога из деформированных предложений («Строители»);
составление текста–монолога по опорным словам, по плану, по заголовку («Сочинители»);
пересказ текста по вопросам («Умники»);
составление рассказа по цепочке («Снежный ком»).
Говоря об устной монологической речи младших школьников необходимо заметить, что она не формируется прямо и непосредственно, а возникает как результат целенаправленного обучения. Цель такого обучения – создание условий для возникновения и развития монологической речи, планирование коррекционно–развивающей работы на основе полученных данных в результате тестирования посредством применения специальных групп упражнений.