Статья по развитию речи на тему Развитие устной монологической речи
Развитие устной монологической речи в коррекционно – развивающем обучении.
Федотова Ирина Николаевна
Средняя общеобразовательная школа № 18 (СОШ № 18) г. Нерюнгри
В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования отмечается, что «развитие речевой деятельности младших школьников должно быть направлено на создание творческих работ (сообщений, небольших сочинений), на умение определять темы и главной мысли текста при его устном предъявлении». При этом особое место отводится умению обучающихся «строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопросу с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания» Умение последовательно выражать свои мысли, правильно употреблять речевые образцы, логично и последовательно строить свое высказывание - все это для ребенка является залогом успешного обучения и развития младших школьников. Монологическая речь – форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанное на пассивное и опосредованное восприятие.
Владение монологической речью является показателем умения учащимися самостоятельно рассуждать, управлять своими мыслительными операциями и успешностью развития устной монологической речи младших школьников. Формировать данные умения особенно важно и сложно в коррекционных классах.
Целью используемой методики обследования уровня устной монологической речи О. А. Шороховой (методика пересказа) является комплексное обследование уровня развития устной монологической речи детей младшего школьного возраста на материале пересказа сказки.
Задачей данной диагностики выступает детальное обследование развития устной монологической речи младших школьников. Исследуемые показатели в методике О. А. Шороховой:
1) целостность пересказа. Ребенок должен четко выстроить композицию своего изложения и соблюсти логику последовательности повествования, строить собственные модели высказывания, которые не искажают смысла текста.
Анализ пересказа сказки по методике О. А. Шороховой выявил следующие проблемы: затруднения в правильном построении композиции (пересказ только двух частей, частичные нарушения в логической последовательности изложения). Большинство учащихся коррекционных классов пересказывают только одну часть литературного произведения, в их изложении присутствуют в большом количестве элементы, нарушающие логическую последовательность (опережающий синтез, частые повторы, усечения).
2) связность. Дети используют разные виды связи (формально-сочинительную, цепную, лучевую), а также отсутствующие в литературном образце.
3) грамматическая правильность построения предложений, то есть умение использовать разнообразные типы синтаксических конструкций, создавать собственные предложения, уметь делить сложные конструкции авторского текста на ряд простых, передающих мысль исходного предложения и объединять несколько предложений, сходных по смыслу в одно.
При анализе пересказа были выявлены следующие сложности: использование простых предложении, построение однотипных синтаксических конструкций, пропуск подлежащего, использование жестов, заменяющих слова, пропуск слов в диалоге героев.
4) лексическое разнообразие высказывания. Характеризуется тем, что наряду с авторскими дети используют собственные средства языковой выразительности и имеют нулевой или минимальный вес замен.
Выявлены следующие трудности: именные замены с искажением, приводящие к распаду текстовой функции лексемы, неточности словоупотребления, частые повторы одних и тех же слов и оборотов речи.
5) звуковое оформление высказывания, то есть плавность изложения, эмоциональная интонация и оптимальный темп речи. Во время пересказа ученики классов выравнивания допускают более семи пауз, текстовые сбои, сильно ускоряют или замедляют темп речи, интонируют монотонно. Основная масса не выговаривает большое количество звуков.
Чтобы успешно развивать монологическую речь учащихся коррекционных классов, а также нивелировать вышеописанные трудности, учителю рекомендуется создать определенные педагогические условия, а именно: создать ситуацию, вызывающую у школьников потребность высказываться о чем-либо, подготовить материала для речевых упражнений, обеспечить условия, содействующие развитию слуха и речевого аппарата детей младшего школьного возраста, предоставить обстановку, содействующую развитию детского восприятия и накоплению представлений.
Развитие монологической речи у детей классов выравнивания следует вести по следующим направлениям: обучение правильной артикуляции, упражнения над техникой речи, включающие работу над дикцией и правильностью дыхания, работу над лексическим богатством языка, логикой речи, работа над ораторским искусством, над связным высказыванием.
Технику речи развивают посредством упражнений на дыхание, направленных на тренировку умений рационально распределять запас воздуха во время речи; на развитие дикции (работа со скороговорками и чистоговорками); на обучение правильной артикуляции (проведение пластической (артикуляционной) гимнастики, организация упражнений для обработки артикуляции гласных и согласных звуков).
Работа над формированием словаря младших школьников включает в себя составление высказываний на определенную тему (высказывания выстраиваются в определенном порядке, ученики с помощью учителя распространяют свои высказывания); установление логической связи сказанных фраз; работа над лексическим богатством языка детей.
Связное высказывание подразумевает работу следующего характера: установление связей внутри словосочетания; толкование значений словосочетаний; составление словосочетаний по моделям; выделение устойчивых сочетаний, их толкование; исправление речевых ошибок; аналитические и синтетические виды упражнений с предложением на основе образцов, конструктивные и творческие упражнения.
Обучение правильной артикуляции ведут посредством следующих упражнений:
1) «Упражнения для губ и языка. Эти упражнения направлены на развитие умения управлять мускулами речевого аппарата, для снятия напряжения мышц лица, для улучшения дикции: «Губы в трубочку», «Улыбка до ушей», «Губами в трубочку влево–вправо, вверх–вниз», «Заблудился язычок».
2) Упражнения для работы над дыханием. Эти упражнения направлены на развитие умения правильно распределять и контролировать свое дыхание: «Насос», «Лыжник», «Задуй свечу», «Подуй на листочек», «Шар спустился», «Ежик пыхтит», «Согреем стеклышко».
3) Упражнения, направленные на отработку дикции. Эти упражнения необходимы для развития умений у детей четкого и ясного произнесения звуков, слов и предложений в соответствии с орфоэпическими нормами языка (скороговорки, чистоговорки, проговаривание стихотворений закрытым ртом) и др.
4) «Упражнения, направленные на отработку интонации включают в себя работу над силой и диапазоном голоса, работу над паузами. Данные упражнения направлены на развитие умений владеть голосом, использовать разные оттенки голоса во время речевого акта, уметь правильно использовать паузы: «Произнеси в соответствии со знаком», «Любимая игрушка», «Позови собаку», «Сестра приехала вчера».
Работа над связным высказыванием.
Упражнения для работы над связным высказыванием имеют своей целью овладение детьми умением строить синтаксические конструкции (словосочетания, предложения), правильно связывать слова в предложениях, учат структурно и композиционно завершать свое высказывание, логически излагать свои мысли.
1) Расположите предложения на карточках в логической последовательности, составьте ситуацию по цепочке путем добавления каждым учащимся одного или нескольких предложений («Снежный ком»), игра «Угадай по описанию» (один ребенок описывает предмет, а другие дети отгадывают какой предмет описан), игра «Живые слова».
2) Расширьте высказывание («У какой команды получится самое большое высказывание»), на основе описания ситуации и ключевых слов составьте высказывание («О чем хотела я сказать?»).
3) Прослушайте рассказ и придумайте свой конец, составьте небольшое сообщение о каком-либо событии («Мы в гостях, автобусе, театре», «У нас гости»), составьте высказывание из данных слов («Барашек и бегемот пришли к бабушке»).
4) Работа над выразительными средствами языка: объясните, как вы понимаете сочетания этих слов (подвернуть рукава, подвернуть руку, подвернуть винт; показать фотографию, показать дорогу; «горит восток зарею новой», «ель надломленная стонет», «гремят раскаты молодые»), подбери слова противоположные по смыслу (быстро – медленно, сверху – снизу, много – мало, тихо – громко), подбери синонимы (всадник – наездник, верховой, конный; темнота – мрак, потемки, темень; метель – буран, вьюга, пурга), объясни значение фразеологизмов (работать засучив рукава, работать спустя рукава, попасть впросак, сесть в галошу).
Все эти упражнения для работы над связным высказыванием направлены на формирование умений строить связное высказывание, учат раскрывать основную мысль высказывания, определять смысловую законченность, формируют умение видеть зависимость слова в предложении по вопросам, развивают умение правильно интонировать и расставлять логические ударения.
В результате применения вышеназванных приемов для развития монологической речи у детей классов выравнивания отмечается, что речь детей обогащается изобразительными средствами, дети учатся грамматически правильно оформлять высказывание, расширяется словарный запас.
Таким образом, не формируется прямо и непосредственно, а возникает как результат целенаправленного обучения. Его целью является создание условий для возникновения и развития монологической речи, планирование коррекционно–развивающей работы на основе полученных данных в результате тестирования посредством применения специальных групп упражнений.
Литература.
Андрюхова, Л. Л. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе / Л. Л. Андрюхова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 256 с.
Баранова, С. В. Формирование речевых понятий младшего школьника для развития коммуникативных навыков и умений, литературного творчества (http://festival.1september.ru).
Богуславская, Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка : кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др. ; под ред. Т. А. Ладыженской. – 2-е изд. испр. и доп. – М. : Просвещение, 1991. – 240 с.
Волкова, Л. В. Система работы по развитию речи с детьми младшего школьного возраста в классах выравнивания на уроках русского языка и чтения и на кружке (http://festival.1september.ru).
Капинос, В. И. Развитие речи : теория и практика обучения : кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М. : Просвещение, 1991. – 342 с.
Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников / М. Р. Львов. – 3-е изд. испр. и дополненное. – Тула : Родничок, 2003. – 238 с.
Шорохова, О. А. Роль диагностики в процессе обучения русскому языку младших школьников / О. А. Шорохова – М. : Прометей, 2003. – 34 с.