конспект урока по географии на тему Сухопутный транспорт. Водный и другие виды транспорта(9 класс)
Тема урока: « Сухопутный транспорт (автомобильный), водный и другие виды транспорта.
Цель урока: изучить особенности автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта, показать их значение в перевозке грузов и пассажиров, рассмотреть преимущества и недостатки данных видов транспорта; продолжать развивать умения учащихся с атласом и картой, развивать творческие способности обучающихся, умение работать в группе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: «Политическая карта России» карта «Транспорт России», атласы, раздаточный материал.
Тип урока: традиционный комбинированный урок с использованием активных и интерактивных методов.
Ход работы:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания («Инфраструктурный комплекс. Роль транспорта. Железнодорожный транспорт» п.31,32 с.154-156)а) Беседа
- Что такое инфраструктурный комплекс? (объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги; совокупность сооружений зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения)
- Как вы думаете, где лучше развита инфраструктура, в городе или селе?
- А в нашем городе достаточно хорошо развита инфраструктура?
- Давайте вспомним состав инфраструктурного комплекса (из предложенных карточек учащиеся собирают схему, карточки крепят на магнитную доску)
б) Самостоятельная работа : географический диктант понятий и определений по пройденной теме (раздаточный материал с заданием по вариантам в тестовой форме).
3. Изучение нового материала (используется презентация – виды транспорта)
Учитель загадывает загадки о транспорте, учащиеся делают вывод о теме сегодняшнего урока.
Учитель говорит тему урока, учащиеся записывают ее в тетрадь .Учитель называет цель урока: изучить особенности автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта, показать их значение в перевозке грузов и пассажиров, рассмотреть преимущества и недостатки данных видов транспорт.
1) автомобильный транспорт (слайд - различные виды авт. транспорта)
Рассказ учителя: особенности, достоинства автомобильного транспорта, причины высокой себестоимости авт. транспорта, эффективность работы, которая зависит от густоты и качества автодорог, география автодорог схожа с географией ж/д транспорта, развитие автомобильного транспорта, влияние автомобильного транспорта на окружающую среду.
Работа учащихся с картой и атласом, с.22
- Одинакова ли плотность автодорог? (нет) – Назовите районы с наибольшей и наименьшей плотностью ? (Центральная Россия; Европейский Север, Сибирь и Дальний Восток).
- Назовите район с наибольшей обеспеченностью собственным транспортом? (С-З, С-П).
-Равномерна ли сеть главных магистралей? (нет) - Почему на Севере нет главных магистралей? (суровый климат).
2) водный транспорт (слайд – различные виды водного транспорта)
Рассказ учителя: особенности, достоинства и недостатки морского транспорта, морские перевозки, морской флот, морские порты России различных океанических бассейнов (показ на карте - морские порты), реконструкция и строительство новых морских портов.
Работа учащихся с картой и атласом, с.23
- Назовите и покажите крупнейшие порты? Москва и С-П- по рис.65, с.162 определите, какие грузы крупнейших портов перевозит морской транспорт?
Рассказ учителя: особенности, достоинства и недостатки речного транспорта, перевозка грузов, речной флот, география речного транспорта (показ на карте – судоходные реки).
Проблемы водного транспорта. Водный транспорт и окружающая среда.
Работа учащихся с картой и атласом, с.23
- Найти судоходные реки на карте атласа и показать их на карте у доски.
3) воздушный или авиационный транспорт (слайд – различные виды воздушного транспорта)
Рассказ учителя: особенности, специализация, достоинства и недостатки воздушного транспорта, влияние воздушного транспорта на окружающую среду.
Работа учащихся с картой и атласом, с.22
- Назовите крупнейшие аэропорты.
- Почему в северных районах нашей страны воздушный транспорт является одним из основных?
4) трубопроводный транспорт (слайд – виды нефте- и газопроводов)
Рассказ учителя: особенности, проблемы, география трубопроводного транспорта, трубопроводный транспорт и окружающая среда.
Работа учащихся с картой и атласом, с.22
- по карте атласа с.10-11, вспомните географию нефте- и газопроводов.
Слайд- схема
Кириши - С-ПАльметьевск
Брест нефтепровод «Дружба»
Омск - Ангарск
Новороссийск
3. Закрепление пройденного материала.
Рассмотреть слайд - Значение транспорта в перевозке грузов и пассажиров.
Слайд – образец таблицы, которую заполняют учащиеся.
Задание: Вам предстоит работа в парах. Необходимо записать в предложенную таблицу преимущества и недостатки, используя текстовый материал и рассказ учителя ( вариант А –автомобильный и морской; вариант Б – речной и воздушный; вариант В - воздушный и трубопроводный.)
Беседа: учащиеся называют преимущества и недостатки различных видов транспорта.
4. Рефлексия: учитель благодарит учащихся за хорошую работу на уроке, объявляет оценки за работу на уроке (можно вывести на экран журнал виртуальной школы).
-Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?- Что получилось, что – нет?- Что вы узнали нового?
5. Слайд - Домашнее задание: п.32 с.156-157; п.33
Вопрос: «Согласны ли Вы, что существует проблема развития разных видов транспорта в России?»
Аргументы «За» - вариант 1
Аргументы «Против» - вариант 2