Кейс Умная остановка по МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на транспорте (автомобильный транспорт)
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский автотехнический колледж»
С.А. Кононова
КЕЙС
«УМНАЯ ОСТАНОВКА»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГЛОГАСС НА ПАССАЖИРСКОМ АВТОТРАНСПОРТЕ
по МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на транспорте (автомобильный транспорт)
ПМ.01Оргаинизация перевозочного процесса (по видам транспорта)
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта)
Курск - 2017
Проблемная ситуация
В Москве хорошо развит общественный наземный пассажирский транспорт. Более 50% всех общественных пассажирских наземных перевозок приходиться на автобусы.
Самый крупный городской перевозчик ГУП «Мосгортранс», на его долю приходится 70% всех общественных наземных пассажирских перевозок. Предприятие располагает одним из современных автобусных парков в Европе.
По словам директора ГУП «Мосгортранс» все автобусы оснащены аппаратурой спутниковой системы ГЛОНАСС. На предприятии давно внедрены информационные технологии работы с оперативной информацией перевозочного процесса. В Москве создана Единая диспетчерская служба.
Качество пассажирских перевозок в регионах страны различны и значительно ниже, чем в столице. По данным Федеральной службы государственной статистики 70% маршрутных автобусов, эксплуатируемых в настоящее время, выработали свой ресурс. Из них 50% подлежит списанию по требования БДД.
На общественных остановках в Москве с 2013г. появляются информационные табло, на которых отражается реальное время прибытия автобуса (троллейбуса, трамвая) по конкретному маршруту. Такие «умные остановки» в основном сосредоточены в центре Москвы и возле вокзалов.
«Умные остановки» уже давно успешно функционируют в Прибалтике и во многих городах Европы. Информационные табло в Москве работают не на всех остановках, а некоторые в тестовом режиме: показывают время и погоду. В регионах России информационные табло в основном в крупных городах.
Задание: Дать объективную оценку развития пассажирского автотранспорта в столице и регионах. Описать возможности использования «умных остановок» в информационном пространстве города. Указать причины, мешающие масштабному оснащению информационными табло общественных остановок Москвы. На примере одного из городов России, проанализировать ситуацию функционирования «умных остановок» в регионах.
План кейса:
Обзор пассажирского автомобильного транспорта Москвы и регионов.
Определить стержневые компетенции информационных систем предприятия и города.
Миссия «умной остановки».
Мониторинг внедрения информационных табло на общественных остановках в столице и регионах.
Предложения.
Литература для студентов:
Сайт Новая транспортная система г. Москвы Naplnfo. ru.
Сайт Федеральный оператор «НИС ГЛОНАСС». Режим доступа: http://www/nis-glonass.ru.
Постановление РФ от 03.03.2012г. №189 ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020годы».
Постановление Правительства Москвы от 02.09.2011 №408-ПП(ред. от 10.10.2016) "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года.
К.А. Базаджиева, проект Внедрение электронных информационных табло на остановках общественного транспорта города Вологды, 2013г.
Социальной сети «В Контакте» (http://vk.com/onlinevologda?w=poll-46249401_586937).
Официальный сайт Федеральной государственной службы статистики – Режим доступа: http:/www/gks.ru.
Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта- Режим доступа: http:/www/rostansnadzor.ru/rostan/
КЕЙС «УМНАЯ ОСТАНОВКА»
Обзор пассажирского автомобильного транспорта Москвы и регионов
Москва один из немногих российских городов с хорошо развитой пассажирской транспортной инфраструктурой.
По данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы на автобусные перевозки приходится половина объема всех пассажирских перевозок наземного транспорта. Данные объема пассажирских перевозок в Москве в 2015 г., млрд. человек представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Объем пассажирских перевозок в Москве в 2015 г., млрд. человек
Наземный транспорт, в том числе: 2,04
Автобусы 1,07
Троллейбусы 0,32
Трамваи 0,2
Частные перевозчики 0,45
Метро 2,49
Пригородное ж/д сообщение 0,56
Основной городской перевозчик Москвы предприятие ГУП «Мосгортранс» и 58 частных коммерческих перевозчиков. На долю «Мосгортранса» приходиться 70% пассажиров, а на долю коммерческих перевозчиков – 30%. В результате масштабных инвестиций в обновление подвижного состава «Мосгортранс» располагает одним из современных автобусных парков Европы (6,5 тыс. автобусов, средний возраст – менее 5 лет). Автобусный парк коммерческих перевозчиков – 3,9 тыс. маршруток в основном устаревших моделей, их средний возраст 7-12 лет.
Значительная часть маршрутов, находящихся в ведении ГУП «Мосгортранс» приходится на автобусы (см. диаграмма 1).
Диаграмма 1.
Распределение маршрутов в Москве по видам наземного пассажирского транспорта
Основным документом, определяющим развитие наземного городского пассажирского транспорта в г. Москве, является Постановление Правительства Москвы от 02.09.2011 № 408-ПП(ред. от 10.10.2016) "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года".
На территории России реализовано 30 тысяч автобусных маршрутов. Автобусный транспорт обслуживает более 1300 городов и поселков городского, 80 тысяч сельских населенных пунктов.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 2010-2015 годы Средний срок эксплуатации подвижного состава составляет 12-14 лет. Срок предельной допустимой эксплуатации в России пока не установлен. Износ автобусов большой вместимости достигает 80%.
Экономический кризис в стране негативно сказывается на пассажирском автомобильном транспорте. Так, в России рынок продаж автобусов уменьшился с 2013года. Пик продаж автобусов пришелся на 2012год – продано 17,1 тыс. машин. В 2015 году в России продано 8,9 тыс. автобусов – на 23,5% меньше, чем в 2014 году (11,6 тыс.).
Автомобильный транспорт России по многим параметрам не отвечает потребностям экономики и общества, не соответствует современным техническим, технологическим, экологическим требованиям и продолжает находить в состоянии стагнации. Особую озабоченность вызывает то, что серьезному негативному воздействию подвергся пассажирский автотранспорт общего пользования, который традиционно обеспечивал массовые перевозки граждан России.
Определить стержневые компетенции информационных систем предприятия и города
В настоящее время для пассажиров потребность перемещения тесно связана с требованиями к самому процессу предоставляемой самой транспортной услуги. Качественное осуществление перевозочного процесса невозможно без функционирования диспетчерских служб на авто предприятиях.
Для повышения качества информационного обеспечения автоматизированных систем диспетчерского управления автомобильным пассажирским автотранспортом и совершенствования оперативного управления пассажирскими перевозками используют системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Использование системы ГЛОНАСС на пассажирском автотранспорте позволит улучшить точность и регулярность движения транспорта, снизить время на поездку, плотность наполнения пассажирского транспорта, интервалы движения пассажирского транспорта на маршрутах в «час пик».
В 2011-2013 гг. ПАО «НИС» по заказу Департамента транспорта г. Москвы разработало и внедрило Автоматизированную систему диспетчерского управления (АСДУ) наземным городским пассажирским транспортом (НГПТ) в Москве (рис.2).
Рис. 2. Основные функции АСДУ-НГПД
В Москве создана Единая диспетчерская служба (Центральная диспетчерская), где осуществляется не только контроль работы каждого автобуса (троллейбуса), но и отлеживает ситуацию на городских дорогах в целом (рис.3).
Рис.3. АСДУ-НГПД г. Москвы
Система автоматизированного диспетчерского контроля состоит их оборудования и программного обеспечения. По словам первого заместителя гендиректора Мосгортранса Б. Ткачука все транспортные единицы оснащены спутниковой системой GPS/ГЛОНАСС. На автобусе устанавливается несколько систем контроля (рис. 4).
Рис. 4. Комплект оснащения пассажирского транспортного средства ГУП «Мосгортранс»
Через установленное оборудование на каждой единице подвижного состава информация отправляется в АСДУ-НГПД г. Москвы. Затем эта информация обрабатывается и в удобном для оператора виде отражается на дисплее компьютера диспетчеров. Оператор на основе полученных данных принимает решения о необходимости внесения изменений в график движения отдельного транспортного средства.
Миссия «умной остановки»
Внедрение АСДУ-НГПД в Москве является основой для качественного планирования и учета деятельности автотранспортного предприятия. Результат - разработка оптимального электронного расписания движения наземного транспорта по маршрутам и коллективное его использование.
Главное достоинство испытываемой этой информационной системы в том, что все сведения о движении общественного транспорта по маршруту постоянно обновляются в соответствии с ситуацией на дороге. Автоматика предупреждает ожидающих пассажиров на остановке даже в том случае, если транспорт задерживается, показывая фактическое время его прибытия. Городской транспорт оснащен специальными системами подающими сигнал в АСДУ-НГПД, где обрабатываются, а затем выводится и постоянно обновляется на электронных остановочных табло города.
Во многих странах мира такие системы оповещения пассажиров давно стали неотъемлемой частью городского транспортного сообщения и работают они практически безупречно. Такие «умные остановки» (рис.5) можно встретить в странах прибалтики и во всех европейских страна. Возьмем, например, Австрию небольшой город Зальцбург, в котором насчитывается около 100 маршрутов общественного транспорта, информационные табло на всех остановках работают безупречно.
Рис.5. Умная остановка
Мониторинг внедрения информационных табло на общественных остановках в столице и регионах
Для жителей европейских городов наличие информационного табло на общественных остановках пассажирского транспорта уже давно свершившийся факт, для большинства россиян это новинка и даже для жителей и гостей столицы.
В Москве около 10000 общественных остановок. На сайте столичной мэрии со ссылкой на департамент транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры сообщают, что всего до конца 2016 года в городе установят 2 тыс. «умных остановок», что составит 20% от общего количества. Их также снабдят камерами видеонаблюдения, системой Wi-Fi, USB-портами для зарядки мобильных устройств.
Около 350 «умных остановок» будут оснащены навигационными пилонами и новой системой городской навигации с картами и схемами для планирования маршрутов. Можно автоматически составлять нужный маршрут, выбирать вид общественного транспорта, места пересадки (с одного маршрута на другой, с одного вида транспорта на иной), выбирать оптимальных вариант поездки.
Первые информационные табло появились еще в начале 2013г. В настоящее время в столице работают информационные табло общественного транспорта в основном в центре и возле вокзалов. Некоторые табло отражают неточную информацию, другие работают в тестовом режиме: показывают время и температуру воздуха. В настоящее время ведутся пусконаладочные работы по вводу в эксплуатацию «умных остановок». В предыдущие годы были проблемы по обслуживанию и ремонту электронных табло, их решили, определили компании, занимающиеся этим вопросом.
Для пользователей смартфонов как альтернативу можно рассматривать приложение TRAFI для отслеживания общественного транспорта. Приложение TRAFI, разработано английской компанией, запущено в Москве, Санкт-Петербурга, Ростове-на-Дону и Челябинске.
Широкую популярность получило отечественное приложение 2ГИС (городской информационный справочник) в виде электронной карты города. Приложения можно устанавливать на планшеты, телефоны, с 2017г. вводится функция голосового навигатора и версии для слабовидящих.
В Курсе информационные табло появились на остановках «Красная площадь» и «Центральный рынок» в 2013г. , проработали несколько месяцев в тестовом режиме. В нашем городе нет Единой диспетчерской службы управления городским общественным транспортом. Да и сам общественный транспорт в основном - маршрутные такси частных перевозчиков, автоматизировать такой перевозочный процесс крайне не рентабельно.
Работу информационных табло на общественных остановках в регионах рассмотрим на примере г. Вологды. В городе 45 табло на остановках с самым оживленным пассажиропотоком.
Оценка результатов работы информационных табло производилась посредством проведения опроса граждан на Официальном сайте Администрации города Вологды, на сайтах автотранспортных предприятий, в группе «OnLine Вологда» в социальной сети «В Контакте». В опросе участвовали 1014 респондента. Результаты опроса сведены в таблицу 3.
Таблица 3.
Результаты опроса работы электронных табло на общественных остановках в городе Вологда
Вариант ответа % респондентов, выбравших данный ответ
Указан, всегда совпадает 1,5
Указан, почти всегда совпадает 6,7
Указан, редко совпадает 27,9
Указан, не совпадает 40,2
Не указано 9,5
Услугами общественного транспорта не пользуюсь 14,2
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Привлекать инвесторов, использовать дотации различных уровней для развития общественного транспорта общего пользования Москвы.
Считать главным документом, определяющим и регулирующим развитие системы Постановление Правительства РФ 3.02.2012г. №189 ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы»;
Считать главным документом, определяющим развитие наземного городского пассажирского транспорта в г. Москве Постановление Правительства Москвы от 02.09.2011 № 408-ПП (ред. от 10.10.2016) "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года".
Осуществлять мониторинг и контроль пассажирского перевозочного процесса на наземном городском транспорте с помощью АСДУ-НГПД, разработанной ПАО «НИС» по заказу Департамента транспорта г. Москвы»;
Признать состояние главного перевозчика Москвы ГУП «Мосгортранс» соответствующим для осуществления наземного городского пассажирского перевозочного процесса с применением системы ГЛОНАСС;
На сайте «Новая транспортная система г. Москвы» отслеживать ситуацию, введенных в эксплуатацию информационных табло на общественных остановках города.