Урок по географии на тему Транспортная инфраструктура. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. (8 класс)


Урок по географии в 8 классе.
Транспортная инфраструктура.
Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы.
   Цели урока:
- продолжить формировать у учащихся представление о транспортной инфраструктуре – ее роли и значении в экономике страны, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами;- выявить особенности водного и воздушного транспорта;
- раскрыть понятие «транспортный узел»;
Задачи урока:
Обучающая - Способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства; рассмотреть принцип оценки работы водного и воздушного видов транспорта; познакомить учащихся с особенностями размещения на территории страны крупнейших центров и узлов; рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом.
Развивающая - Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать изучаемый материал в виде таблицы; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.
Воспитывающая – воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки.
  Оборудование: учебник «География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. носителе (DVD), А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. – Просвещение (Полярная звезда), тетради, атлас, физическая карта России.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
Организационный момент.      Проверка домашнего задания.
Блицопрос:      1. Через какие крупные города проходит Транссибирская магистраль?      2. Определите, о какой железной дороге идет речь: «Самая длинная магистраль. Обеспечивает выход к Тихому океану».      3. Какими видами транспорта вы пользовались? Какой из них произвел на вас неизгладимое впечатление? Чем?      4. Автомобильный транспорт позволяет осуществлять перевозки «от двери к двери». Почему его называют самым динамичным видом транспорта?      5. Каковы перспективы трубопроводного транспорта? Его использование будет увеличиваться или снижаться?
      Изучение нового материала:
1. Водный транспорт.
(Рассказ учителя с элементами беседы – § 54 с. 216-217 учебника)
Оценка водного вида транспорта, особенности и основные проблемы.
1.1 Речной транспорт.
1.2 Морской транспорт.
(сам. работа с учебником § 54 с. 216-217)
 Задание :- проанализировать таблицу 5, с.237 учебника, нанести на контурную карту незамерзающие и замерзающие порты.
 2. Воздушный транспорт.
(Рассказ учителя с элементами беседы, § 54 с.217 учебника)
Оценка воздушного вида транспорта, его особенности и основные проблемы. Преимущество авиационного транспорта — в его скорости. Он повлиял на развитие контактов между странами и народами земного шара. Перевозки на большие расстояния на нем выгодны. Наибольшее количество горючего потребляется самолетом при взлете, а во время полета на большой высоте снижается.      Считается, что уровень развития воздушного транспорта определяется общим экономическим развитием страны.      При выявлении особенностей авиационного транспорта следует отметить, что современная экономическая ситуация в России с нарушенными межрайонными связями требует повышения роли грузовых воздушных перевозок. Как отмечают специалисты, грузооборот российского воздушного транспорта более 10 лет «топчется» на месте и равен 3 млрд т · км, что в 12 раз ниже, чем в США.      В России грузовых самолетов очень мало, а грузовые перевозки в основном осуществляются в грузовых отсеках пассажирских самолетов. Степень изношенности самолетного парка достигает 70%.      3. Чем важны транспортные узлы?
(Сам. раб с учебником - § 54 с.217 -219, рис. 113)
      Закрепление изученного материала.
- выполнить задания рубрики «Откройте атлас» на с. 219 учебника: заполнить таблицу в тетради.
Таблица
Главные морские порты России
Морской бассейн Незамерзающие порты Замерзающие порты
Балтийский Калининград Санкт-Петербург, Выборг, Приморск
Азово-Черноморский Новороссийск, Туапсе Таганрог
Северный Мурманск Архангельск, Дудинка
Тихоокеанский Владивосток, Находка Ванино, Магадан, Охотск и др.
      Домашнее задание: 1) изучить § 54, с.216-219.