Автомобильный транспорт и экология
Root Entry2.1 Характеристика автомобильного транспорта.
Автомобильный транспорт-одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. В условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, автомобильный транспорт способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере. От его четкости и надежности во многом зависит трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Он обеспечивает наряду с другими видами транспорта рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.
В России с ее огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность. Все возрастающие масштабы общественного производства, расширение сфер промышленного использования природных ресурсов, развитие экономических и культурных связей как внутри страны, так и с зарубежными странами, требования обороноспособности страны, не могут быть обеспечены без мощного развития всех видов транспорта, широко разветвленной сети путей сообщения и маневренности всех видов транспорта.
Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры.
Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования,в решении социальноэкономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населенияи производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Так же транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков.
Одной из важнейших целей социально экономического развития России является повышение качества жизни населения. Достижение этой цели связано с обеспечением экономической и национальной безопасности, созданием прочного фундамента конкурентоспособности и рациональной интеграции в мировое сообщество. Решение этих задач, в свою очередь, невозможно без устойчивого и эффективного функционирования транспортной отрасли как важнейшего компонента производственной и социальной инфраструктуры страны.
Социально-экономические реформы в России обусловили радикальное структурное изменение автотранспорта как отрасли. На месте структур централизованного отраслевого управления автотранспортом, постепенно формируется новая система, отвечающая требованиям рыночной экономики, основанная на механизмах лицензирования, сертификации, сочетающая административные и экономические рычаги управления.
Вместе с тем изменение системы хозяйственных связей, развитие внутренних и международных товарных рынков поставило перед ним новые задачи и открыло большие перспективы. Процессы демократизации общества и либерализации экономики объективно способствуют раскрытию того огромного потенциала, который заключает в себе автомобильный транспорт.
Очевидно, что автомобиль становится основным фактором, обеспечивающим подвижность населения в социальной, производственной, рекреационных сферах. Массовая автомобилизация уже оказывает заметное влияние на развитие территории населенных пунктов, на процессы производства и потребления, на весь образ жизни россиян.
Являясь наиболее гибким и хорошо приспособленным к изменениям рыночной конъюнктуры элементом транспортной системы,
автомобильный транспорт, вместе с тем, и наиболее ресурсоемкая транспортная отрасль. На долю автомобильного транспорта приходится более двух третей объема всех нефтяных топлив, потребленных транспортом. Также почти две трети всех занятых на транспорте, трудятся в автотранспортной сфере. На долю автотранспорта приходится основная часть вредных воздействий окружающей среды, как и основная часть ущерба, наносимого транспортными предприятиями.
Транспорт- «кровеносная система экономики». Развитие транспорта является непременным условием для функционирования хозяйства, жизни населения.
Специфика транспорта, как сферы экономики, заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Грузовой транспорт обеспечивает производственные связи между предприятиями и доставку населению предметов потребления. Эффективность работы грузового транспорта характеризуется величиной грузооборота.
Пассажирский транспорт обеспечивает перевозки населения, его главный показатель – пассажирооборот. Автомобильный транспорт - наиболее маневренный вид транспорта, но и один из самых дорогостоящих. Он имеет преимущество при перевозке пассажиров и грузов на короткие расстояния. Велико значение автомобильного транспорта в обслуживании промышленности и сельского хозяйства, строительства, торговой сети. Сеть автомобильных дорог в России – около 560 тыс. км, но только 30% из них имеют твердое покрытие.
Густо покрыта автомобильными дорогами европейская часть России. В восточных районах их пока недостаточно.
Важнейшими проблемами в развитии автомобильных перевозок являются отсталость российского автомобилестроения, плохое качество дорог. В суровых условиях российского климата требуются большие затраты на поддержание действующих дорог и строительство новых.
Автомобильный транспорт сейчас - самый распространённый вид транспорта, Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. Несмотря на это, грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, и даже на большие расстояния (до 5 тыс. км), автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с магистральными видами транспорта.
Автотранспорт превосходит другие виды транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки. Удобство транспортировки автомобильным транспортом связано с возможностью приема и доставки груза от дверей до дверей по любым маршрутам, к каждому предприятию или жилому дому в любое время можно подъехать на автомобиле, поэтому, хотя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] уступает самолету в скорости, он наиболее удобен на расстояниях до нескольких сот километров. Автотранспорт успешно конкурирует с железной дорогой из-за отсутствия задержек на сортировочных станциях и отсутствия необходимости перегрузок.
2.2 Главные сферы применения.
В основном автотранспорт эффективен при перевозке людей и грузов на короткие расстояния, в том числе:
-развоз и подвоз грузов магистральными видами транспорта;
-внутригородские перевозки;
-перевозки грузов для торговли и строительства;
При перевозках на дальние расстояния автотранспорт наиболее эффективен при транспортировке следующих грузов:
А) Скоропортящихся
Б) Особо ценных
В) Требующих быстрой доставки
Г) Неудобных для доставки другими видами транспорта.
Абсолютное большинство ныне существующих автомобилей автомобили индивидуального пользования (легковые). Их используют, как правило, для поездок на расстояния до двухсот километров.
В общественном автомобильном транспорте используются автобусы. Для эксплуатации в городах и пригородах ныне используются преимущественно низкопольные городские автобусы, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок – междугородные и туристические лайнеры.
В крупных городах распространен автомобильный общественный транспорт с электрическим приводом – троллейбус.
На 01.01.2013 в России насчитывается 50, 5 млн автомобилей. Большая часть из них легковые, около 76,7 % (39 млн). Прирост транспорта в России в среднем 5.5 % в год. Парк грузовых автомобилей 5.7 млн единиц, автобусов 924,5 тысячи.
Как показал анализ рынка автомобильных перевозок, этот вид транспорта наиболее предпочтителен для доставки грузов. В 2011 году 67,9 % грузов в России было перевезено с помощью автомобилей.
В 2012 году показатели выросли на 8,2 %.
3.1 Автотранспорт и его влияние на экологию города.
Природа - целостная система со множеством сбалансированных связей. Нарушение этих связей приводит к изменению установившихся в природе круговоротов веществ и энергии. Современным обществом в производство и потребление вовлекается такое количество вещества и энергии, которое в сотни раз превосходит биологические потребности человека. Что и является основной причиной современного экологического кризиса.
Это высокий уровень и быстрое нарастание антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. Сегодня производственная деятельность человечества связана с использованием разнообразных природных ресурсов, охватывающих большинство химических элементов. Усиление техногенного воздействия на природную среду породило ряд экологических проблем. Самые острые связаны с атмосферой, гидросферой и литосферой.
Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Без автомобиля в настоящее время немыслимо существование человечества. При интенсивной урбанизации и росте мегаполисов, автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды в городе. Таким образом, автомобиль становится конкурентом человека за жизненное пространство.
За последние десятилетия человечество окончательно убедилось, что первым виновником загрязнения атмосферного воздуха - одного из основных источников жизни на нашей Планете, является детище научно-технического прогресса - автомобиль. Автомобиль, поглощая столь необходимый для протекания жизни кислород, вместе с тем интенсивно загрязняет воздушную среду токсичными компонентами, наносящими ощутимый вред всему живому и неживому. Вклад в загрязнение окружающей среды, в основном атмосферы составляет 60-90 %.
Автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей окружающей среды, поэтому при его развитии необходимо учитывать необходимость строгого контроля за выбросами вредных веществ и уровнем шумового загрязнения
Транспорт ухудшает окружающую среду разнообразными способами:
1. В катастрофах и нелегальных сливах нефтепродуктов и отходов.
2. Сгорание органического топлива в двигателях и тем самым снижая его запасы.
3. Загрязняя воздух при сжигании органического топлива и непосредственно при испарении топлива.
4. Разделяя барьерами земли и леса, тем самым разбивая геобиоценозы на маленькие части.
5. Просто забирая земли и воды под транспортную инфраструктуру.
6. Производя громкий шум от движения транспорта, а также вибрацию от нагруженных магистралей.
7. Мусором, который выбрасывают из движущегося транспорта.
8. Свалками уже отслужившего транспорта и запасных частей к нему.
9. Выбросом в атмосферу СО2 и др.
3.2 Уровень рассматриваемой проблемы.
Данная проблема, совершенно очевидно, является глобальной. По всему миру количество автомобилей с каждым днем увеличивается в геометрической прогрессии. Все больше и больше людей имеют свою собственную машину. Но многие совсем не задумываются о том, к чему все это в конце концов приведет.
Для того, чтобы сохранить человечеству автомобиль, необходимо если не исключить, то свести к минимуму вредные выбросы. Работы в этом направлении ведутся во всем мире и дают определенные результаты. Автомобили, выпускаемые в настоящее время в промышленно развитых странах, выбрасывают вредных веществ в 10-15 раз меньше, чем 10-15 лет тому назад. Во всех развитых странах происходит ужесточение нормативов на вредные выбросы при работе двигателя. В 2000 году введены более строгие нормы. Происходит не только количественное ужесточение норм, но и их качественное изменение. Постоянно расширяется список веществ, содержание которых должно находиться под контролем.
3.3 Антропогенные факторы, приводящие к изменению экологических условий.
Наиболее значимые факторы отрицательного влияния автомобильного А) а) Загрязнение воздуха
Б) Загрязнение окружающей среды
В) Шум и вибрация
Г) Выделение энергии
В настоящее время идет борьба с автомобильной опасностью. Конструируются фильтры, разрабатываются новые виды горючего, содержащие меньше свинца. Сокращением добавок и переход к бессвинцовому бензину породит ряд технических проблем. Итак, в перспективе можно устранить рассеивание свинца и др. Но останутся другие вредные компоненты – угарный газ, окислы азота, канцерогенный бенз(а)пирен и тп.
3.4 Загрязнение воздуха отработавшими газами автомобилей.
Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85% «летит на ветер». К тому же камеры сгорания автомобильного двигателя – это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу.
Двигаясь со скоростью 80-90 км/ч в среднем автомобиль превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько 300-350 человек. Но дело не только в углекислоте. Годовой выхлоп одного автомобиля – это 800 кг окиси углерода, 40 кг окислов азота и более 200 кг различных углеводородов. В этом наборе весьма коварна окись углерода. Из-за высокой токсичности её допустимая концентрация в атмосферном воздухе не должна превышать 1 мг/м3. Известны случаи трагической гибели людей, запускавших двигатели автомобилей при закрытых воротах гаража. В одноместном гараже смертельная концентрация окиси углерода возникает уже через 2-3 минуты после включения стартера.
Уровень загазованности магистралей и примагистральных территорий зависит от интенсивности движения автомобилей, ширины и рельефа улицы, скорости ветра, доли грузового транспорта и автобусов в общем потоке и других факторов. При интенсивности движения 500 транспортных единиц в час концентрация окиси углерода на открытой территории на расстоянии 30-40 м от автомагистрали снижается в 3 раза и достигает нормы. Затруднено рассеивание выбросов автомобилей на тесных улицах. В итоге практически все жители города испытывают на себе вредное влияние загрязнённого воздуха.
На скорость распространения загрязнения и концентрацию его в отдельных зонах города значительно влияют температурные инверсии. В основном, они характерны для севера европейской части России, Сибири, Дальнего Востока и возникают, как правило, при штилевой погоде (75% случаев) или при слабых ветрах (от 1 до 4 м/с). Инверсионный слой выполняет роль экрана, от которого на землю отражается факел вредных веществ, в результате чего их приземные концентрации возрастают в несколько раз.
Из соединений металлов, входящих в состав твёрдых выбросов автомобилей, наиболее изученными являются соединения свинца. Это обусловлено тем, что соединения свинца, поступая в организм человека и теплокровных животных с водой, воздухом и пищей, оказывают на него наиболее вредное действие. До 50% дневного поступления свинца в организм приходится на воздух, в котором значительную долю составляют отработавшие газы автомобилей.
Поступления углеводородов в атмосферный воздух происходит не только при работе автомобилей, но и при разливе бензина.
3.5 Шумовое воздействие автомобилей
В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. По данным австрийских исследователей, это сокращение колеблется в пределах 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда.
Наибольшие уровни шума 90-96 дб отмечаются на магистральных улицах городов со средней интенсивностью движения 2-3 тысячи и более транспортных единиц в час. Уровень уличных шумов обуславливается интенсивностью, скоростью и характером транспортного потока, кроме того, он зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зеленых насаждений. В промышленном городе обычно высок процент грузового транспорта на магистралях, это намного повышает уровень шума. Он распространяется и вглубь застройки.
Акустическая характеристика транспортного потока определяется показателями шумности автомобиля. Шум, производимый отдельными транспортными экипажами, зависит от многих факторов: мощности и режима работы двигателя, технического состояния качества дорожного покрытия, скорости движения, квалификации водителя. За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом увеличился на 12-14 дб. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает все большую остроту.
3.6 Пути и способы решения рассматриваемой проблемы.
Основные пути снижения экологического ущерба от транспорта заключаются в следующем:
1) Оптимизация движения городского транспорта;
2) Разработка альтернативных энергоисточников;
3) Дожигание и очистка органического топлива;
4) Создание (модификация) двигателей, использующих альтернативные виды топлива;
5) Защита от шума;
6) Экономические инициативы по управлению автомобильным парком и движением.
«Зеленые» в целом придерживаются следующей логики: чем меньше люди будут использовать бензиновые двигатели, тем меньше будет загрязнение окружающей среды. Можно предложить несколько планов на уменьшение нагрузки на окружающую среду:
1) Уменьшение спроса на транспорт.
2) Вынудить людей использовать велосипеды, электровелосипеды, ходить пешком.
3) Вынудить людей использовать общественный транспорт вместо личного, развивая общественный транспорт настолько, чтобы он составлял конкуренцию личному автомобилю.
4) Ускорить технологии развития в чистую сторону.
5) Планировать населённые пункты так, чтобы в них было невозможно ездить на частном транспорте ( делать только узенькие проезды между дворами).и др.
Ш Заключение.
Автомобильный транспорт в России выполняет свыше 55% объемов внутренних грузовых перевозок и более 60% пассажиров, с тенденцией увеличения этой доли, являясь таким образом, главным перевозчиком для основных секторов экономики.
В настоящее время транспорт оказывает заметное влияние на экономическое развитие страны в целом. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. Транспортная составляющая в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства, оценивается порядка 15-20%. На транспорте занято свыше 3.2 млн. человек, что составляет 4.6% работающего населения.
Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз – по перевозкам пассажиров.
Динамика роста российского автомобильного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] одна из самых высоких в мире. Тем не менее, этот процесс происходит в условиях существенного отставания потребительских и экологических показателей отечественных автотранспортных средств и используемых моторных топлив от достигнутого мирового уровня. А без устойчивой работы этой системы и, в первую очередь, без опережающего развития транспортной инфраструктуры, новых эффективных схем доставки товаров невозможно достичь гарантированной доступности транспортных услуг для всех потребителей и снижения риска хозяйственной деятельности.
Рост темпов автомобилизации, пассажиропотоков и грузопотоков существенно опережает прирост транспортной инфраструктуры. Сегодня большое количество дорог работает в режиме перегрузки.
Пассажирский автомобильный транспорт имеет важное значение для гармоничного социально-экономического развития страны. Автомобильный транспорт России по многим параметрам не отвечает потребностям экономики и общества, не соответствует современным техническим, технологическим, экологическим требованиям и продолжает находиться в состоянии стагнации. Особую озабоченность вызывает то, что серьезному негативному воздействию подвергся пассажирский автотранспорт общего пользования, который традиционно обеспечивал массовые перевозки граждан России. Существуют значительные региональные несоответствия в развитии автотранспортной сети. Сохраняется большое количество «узких» мест в дорожной (на магистралях) и улично-дорожной сети городов (около 25% от общей протяженности дорог работают в режиме, превышающем допустимый уровень загрузки).
Проблема транспортной обеспеченности периферийных регионов решается крайне медленно. Проблемы развития инфраструктуры приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению. Прогнозируемое повышение спроса на пассажирские перевозки, с одной стороны, и негативные явления в транспортной системе – с другой, создают угрозу общеэкономическому росту и обеспечению транспортной безопасности России.
Для улучшения работы автомобильного транспорта, решения многочисленных проблем в данной области является форма государственно – частной корпорации. Динамично развивающаяся экономика России выдвигает перед транспортной системой страны дополнительные требования не только к повышению пропускной способности инфраструктуры, но и к внедрению новых технологий, инновационных решений повышению качества обслуживания, снижению административных барьеров и качества планирования
Задачи развития транспортной системы на современном этапе развития России должны быть непосредственно нацелены на реализацию социально – экономических и геополитических приоритетов государства.
Развитие единого экономического пространства, ускорение товародвижения, снижения удельных транспортных издержек в экономике возможны на основе создания в стране опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест», ликвидаций административных барьеров в системе товародвижения, ликвидации диспропорций в развитии транспортной системы между отдельными регионами.
Интеграция России в мировую экономику и диверсификация внешней торговли требуют адекватной перестройки транспортной инфраструктуры, реализации потенциала России как транзитной державы, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и развития экспорта транспортных услуг.
Изменение геополитической ситуации и позиционирования России в мировом сообществе выдвигают новые требования к транспорту, как элементу системы национальной безопасности. Традиционное преобладание важности безопасности транспортного процесса дополняется требованием обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте.