Конспект интегрированного занятия в предшкольной группе по развитию речи, художественной литературе и ИЗО в билингвальном режиме «Домашние животные»


КГУ «Ставропольская средняя школа»
Домашние животные
План-конспект интегрированного занятия в предшкольной группе по развитию речи, художественной литературе и ИЗОдеятельности в билингвальном режиме.
Подготовила и провела воспитатель Емец В.М.
Май 2012 год

Интегрированное занятие по развитию речи, художественной литературе и ИЗОдеятельностью в билингвальном режиме.
Цель: развивать умение различать домашних животных, выделять существенные признаки;
- закреплять знания о внешнем виде домашних животных;
- совершенствовать монологическую речь, знание названий животных на казахском языке;
- развивать умение внимательно слушать воспитателя, дополнять высказывания товарищей;
- совершенствовать художественно-речевые способности:
- продолжать учить работать с ножницами, клеем;
- воспитывать интерес к домашним животным разных регионов.
Словарная работа: картинная галерея, экскурсовод, домашние питомцы.
Оборудование:
картины из серии «Домашние животные» - Корова с теленком; Лошадь с жеребенком; Олень с олененком; Ослица с осленком; Котенок; Собака со щенками; Поросята; Коза с козленком; Овцы; Караван; Кролики; конверты с загадками и отгадками; игрушечный котенок, картонные заготовки, клей, ножницы, фломастеры, салфетки, корзинка с яблоками.
Предварительная работа: разучивание стихов о домашних животных, рисование Ослика, рассматривание комплекта иллюстраций о домашних животных, дидактические игры по сбору «пазлов» к настольным играм о животных, знакомство с домашними животными на занятиях по казахскому языку.
Ход занятия.
Организационный момент: «В гости кошечка пришла»
Воспитатель: - Ребята, к нам забежала маленькая кошечка. Она очень замерзла и хочет, чтобы вы ее согрели. А согреть ее можно только добрыми словами. Давайте приласкаем кошечку и скажем ей приятные, добрые слова.
( Проводится круг добра «Доброе пожелание»)
Воспитатель: Послушайте и запомните:
Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре,
Громко, четко говорите, никогда вы не спешите!
- А сейчас я хочу пригласить вас на экскурсию в картинную галерею. А вы знаете, что такое картинная галерея? Это специальное место для выставки картин или каких-либо предметов, которые может увидеть любой желающий.
А проводит осмотр специальный человек, которого называют экскурсовод. Сегодня экскурсоводом буду я, а вы станете посетителями и активными участниками нашей галереи.
(приглашает всех ребят и кошечку пройти к картинам)
Воспитатель: -
- Ребята, посмотрите на наши картины, скажите, кто на них изображен? (ответы детей) - Как можно назвать этих персонажей одной фразой? (это животные) -А какие это животные? (это домашние животные)
- Как вы думаете, почему они называются домашними? (они живут рядом с человеком; возле дома) - Для чего людям нужны домашние животные? (люди стригут шерсть, кушают молоко, мясо, животные стерегут жилище, ловят мышей…) - А каких животных вы не встретите в нашем селе? (у нас не живут олени, верблюды, ослики)
(Обобщая ответы детей, подвожу их к выводу: животные приносят человеку пользу, а человек заботится о них, кормит, строит загоны, сараи и т.д. А ослик, верблюд, северный олень нужен в других частях земли. Они тоже очень помогают людям.) В.:- А вы знаете, как звучат названия домашних животных на казахском языке? Давайте, повторим их все вместе:
корова - сиыр, лошадь – ат, поросенок – шөшка, коза - ешкі,
овца – қой, кролик – қоян, кошка – мысық, собака - ит,
ослик - есек , олень - бұғы, верблюд - түйе. (дети вместе повторяют названия на казахском языке)
В.: - Молодцы, ребята! Оте жақсы! Коп-коп рақмет, балалар! Хорошо знаете казахский язык! А сейчас давайте поиграем. У меня есть конверты, на которых написаны загадки о животных. Я их прочту, а вы отгадаете, о каком животном идет речь и найдёте его «портрет» в нашей галерее.
(Проводится дидактическая игра «Угадай по описанию». Используются картинки из серии «Домашние животные», каждая запакована в конверт, загадка напечатана снаружи)Физминутка. Топ -хлоп! Тра-та-та! Растворились ворота!
Выезжаем со двора. Но-о-о! Поехали!
(лошадки цокают язычком, изображая цокот копыт)
Стоп! Хлопок! Остановись! Тпру! Тпру!
Воспитатель:
А сейчас давайте прочитаем стихи о домашних животных.
(Дети выразительно читают стихи, выученные заранее. Стихи прилагаются)Воспитатель:
- Ой, ребята, кошечка устала, она хочет немного посидеть. Давайте-ка попробуем нашу гостью развеселить, а то она совсем загрустила. Посмотрите, вас много, а она совсем одна. Мы с вами сейчас попробуем сделать поделку, которой кошечка очень обрадуется. А сделаем мы подружек нашей гостье. Сядьте за столы, послушайте и посмотрите. У меня есть образец поделки. Давайте посмотрим, из каких частей состоит поделка - (ответы детей) - Туловище – большая часть, затем лапки, сколько их у кошечки? (ответы детей) - Правильно, четыре: две передние, они у нас побольше, и две задние, они поменьше и имеют другую форму - они полукруглые. Еще на голове есть два ушка. Какой формы ушки? (Они треугольные.) - Обратите внимание на то, что лапки, ушки мы вырезаем сразу по два. А глазки, носик, усы, улыбку мы нарисуем фломастером.
Прежде, чем мы начнем работать, давайте вспомним Технику безопасности при работе с ножницами: Как лежат ножницы на столе? Как передаются ножницы товарищу? Сколько клея нужно наливать на поделку? (добиваться полного ответа на каждый вопрос) - Молодцы! А теперь давайте разомнем руки перед работой.
Физминутка для рук «Капустка»:
Мы капустку рубим-рубим!
Мы капустку солим-солим!
Мы капустку трем! Трем!
Мы капустку жмем! Жмем!
А теперь руки стряхнем!
(В такт со словами дети выполняют имитирующие движения руками)
Дети выполняют поделку. Тем, кто затрудняется, я оказываю помощь, слежу за точностью выполнения всех этапов . Затем все готовые работы выставляются на стол перед кошечкой.
В.: - Посмотрите, как рада наша гостья! Теперь у нее много подруг, ей не будет скучно! А она для вас приготовила вкусный сюрприз, который просила отдать в конце занятия.
(На столе стоит накрытая корзинка со сладким угощением, воспитатель разносит корзинку с кошечкой и угощает ребят)
Итог занятия. В.: - Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии? Кто у нас был в гостях? Куда мы ходили на экскурсию?
(Обобщая ответы детей, отмечаю их активность, качество выполненной работы)
В.: - Наше занятие окончено, всем спасибо.
Приложение
Стихотворения о животных
Котёнок –
Выхожу во двор спросонок – воздух свежий, чистый.
-Мяу-мяу! Я - котёнок маленький, пушистый.
И, признаюсь вам, друзья, любопытный очень я.
Все, что неизвестно – мне очень интересно!
Почему на кухню я побегу с улыбкой?
Чашка там стоит моя с молоком и рыбкой.
Поросятки –
Мы – смешные поросятки, во дворе играем в прятки.
Мы не любим мыться в душе – залезаем в грязь по уши.
Сколько вкусных желудей! Нужно угостить друзей.
Вот спасибо: «Хрю, хрю, хрю! Я тебя благодарю!»
Ослик -
Осёл в кустах осу нашел, надев очки, глядит осёл:
«Кто это? Птица? Тигр? Лиса?» Осла ужалила оса!
Коза –
Идет коза рогатая, идет коза бодатая, за малыми ребятами.
Ножками – топ-топ! Глазками – хлоп! Хлоп!
Кто каши не ест, молока кто не пьет – забодает, забодает, забодает!
Конь –
Вороной, как ветер мчится, ничего он не боится,
Переходит речку вброд, где глубоко – поплывет.
Дружно я с конем живу: каждый день его купаю,
Ленту в гриву заплетаю. И даю ему траву,
И овса, и ячменя… есть и сахар у меня!
Корова –
Уж как я свою коровушку люблю,
Уж как я ли ей крапивушки нарву.
Чтоб сыта была Бурёнушка моя, чтобы сливочек Бурёнушка дала.
Ты, коровушка, ступай в чисто поле, погуляй.
А вернешься вечерком – нас напоишь молочком.
Собака –
Сторожит собака дом, без ружья, одна притом!
В холод, ветер, дождь, мороз служит верно людям пёс.
У собаки острый слух и отличный, тонкий нюх!
Барашки –
Посмотрите-ка, жуют ромашки круторогие барашки.
Шубки все в кудряшках летом на барашках.
Блеют весело: «Бе!- Бе!» В гости нас зовут к себе.
Ребенок. –
Я животных всех люблю и друзьями их зову.
О друзьях так хочется мне всегда заботиться!
Загадки и картинки – отгадки из серии «Домашние животные»
Учебно-методического комплекта на картоне в папке. Изд. «Адонис» , Москва 2009г.
Два горба на спинке, а между ними – тропинка (верблюд)
Серый, да не волк, с длинными ушами, да не заяц,
С копытами, да не лошадь (ослик)
Очень любит огород, не овца, а шерсть даёт.
Не корова, а рогата, не старик, а бородата (коза)
Травку сочную найдёт и – жуёт её, жуёт.
Все, от взрослых до ребят, молочка её хотят! (корова)
Кто она – понять легко: обожает молоко,
Мягкой лапкой моет рот, сладким голосом поёт (кошка)
Ушастый, как заяц, на зайца похож.
В клетке живёт, морковку жуёт. (кролик)
При телеге, при седле, первый труженик в селе!
В поле – пахарь, водовоз, стоя спит и ест овёс (лошадь)
Ест траву, водичку пьёт, шерсть прекрасную даёт,
Из которой мы с тобой носим валенки зимой (овца)
Любит землю покопать, любит в луже полежать.
Но для храненья пятачка не имеет кошелька (поросёнок)
Хоть рогат, да не корова,
Сани возит, да не конь (олень)
Он хвостат, четвероног, он надёжен, как замок.
Если он у вас живёт – вор в квартиру не войдёт! (собака)
Самоанализ занятия.
Целью данного занятия было:
закрепление знаний о домашних животных,умение выделять их существенные признаки;
совершенствовать монологическую речь, знание казахского языка;
совершенствование художественно-речевых способностей;
воспитание интереса к домашним животным других регионов;
продолжение обучения работе с ножницами и клеем.
Была проведена большая предварительная работа на других занятиях, дети заранее выучили стихи о животных, знакомились с домашними животными на занятиях по казахскому языку, рисовали домашних животных на занятиях по рисованию, играли в настольные дидактические игры по сбору пазлов «Домашние животные», рассматривали картины из серии «Развитие речи в детском саду» о домашних животных.
Дети легко ориентировались в определении названий животных по названным признакам, закрепили названия на казахском языке, поняли значение словосочентаний «картинная галерея», «домашние питомцы»,
познакомились с работой экскурсовода.
Дети хорошо читали короткие стихи о животных, находили их на картинах, называли деток, изображенных на картинах рядом со взрослыми животными.
Было проведено две физминутки, которые детям хорошо знакомы. В конце занятия дети хорошо справились с заданием – выполнить поделку «кошечка».
Считаю, что занятие прошло на хорошем уровне, детям оно понравилось, думаю, что полученные знания детям пригодятся в будущем.