Рабочая программа к факультативному курсу «Основы художественной обработки древесины» в 5 классе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Сончинская основная общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДЕНАЮ»
Директор МКОУ «Сончинская ООШ»
_____________ И.Г. Бакаева
Приказ № ___ от ________2013г.
Рабочая программа
к факультативному курсу
«Основы художественной обработки древесины»
в 5 классе
на 2013-14 учебный год
(уровень общеобразовательный)
Разработана:
учителем технологии
С.В.Панченко.
Сончино 2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, модифицированной образовательной программы дополнительного образования детей «Художественная обработка древесины» научно-технической направленности. При ее составлении использована учебная и методическая литература по заявленному профилю:
1. Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология». Общая пояснительная записка // Школа и производство. – 2010. - №1. – С. 6-12.
2. Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология». Направление «Индустриальные технологии» // Школа и производство. – 2010. - №3. – С. 14-22.
3. Технология: примерные программы / [сост. Л.И. Хатунцева, Л.Е. Афиногенова, Б.П. Чепелева]. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. – 155.
Общая характеристика предмета
Основная цель обучения по данной программе - развитие фантазии и самостоятельности, умения применять накопленный потенциал знаний и навыков в практической деятельности.
В ходе учебного процесса решаются следующие педагогические задачи:
обучающие:
- ознакомление с истоками декоративно-прикладного искусства;
- обучение заботливому и бережному отношению к природе, организации труда (с чего начать работу, каковы ее главные этапы, как и чем закончить дело, какой способ наиболее рационален для достижения поставленной цели, как себя проконтролировать);
- расширение и углубление знаний, умений, навыков учащихся по обработке древесины;
развивающие:
- развитие творческих способностей в процессе включения в художественную деятельность по изготовлению изделий из дерева;
- поддержание творческого настроя детей, желания создавать прекрасное своими руками и дарить радость людям;
- развитие образного и пространственного мышления и умения выразить свою мысль в плоскости и в объеме;
воспитывающие:
- формирование нравственных основ личности ребенка, гуманистической направленности волевых качеств;
- формирование художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также к истокам русской народной культуры;
- формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам.
Основное содержание включает перечень изучаемого учебного материала. В содержание включены темы для ознакомления, способствующие расширению кругозора, практические занятия по изготовлению изделий.
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, ознакомление с работой взрослых является важнейшим фактором формирования "на всю последующую жизнь" нравственных основ человека.
Учебный предмет «Основы художественной обработки древесины» имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, к художественному и техническому творчеству. Ученик является участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий, которые принимают участие в выставках и украшают дома ребят. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, пробуждение в детских сердцах искорок творчества и желания создавать прекрасное своими руками и дарить радость людям.
Выпиливание лобзиком - один из распространенных видов художественной обработки древесины. Древесина наиболее доступный материал, ее обработка не требует сложного технического оснащения. Поэтому ремесла, связанные с обработкой древесины, пользуются популярностью почти во всех регионах нашей страны.
Художественное выпиливание лобзиком развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами.
Художественные узоры в изготовляемых предметах могут отражать художественный вкус, национальную особенность и тематическую направленность. В работах, выпиливаемых лобзиком, всегда нужно стремиться к тому, чтобы назначение изготовляемой вещи и ее орнамент (узор) были согласованы и составляли как бы одно целое с содержанием.
Вещи, изготовленные из фанеры как самого распространенного и общедоступного материала, обладают достаточной прочностью и могут служить длительное время, не теряя своего внешнего вида, тем более, если была произведена тщательная и полная отделка изделия.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно образовательным требованиям программа рассчитана на 35 часов и изучается в 5 классе в течение 1часа в неделю.
Занятия проводятся в помещении творческой мастерской по обработке древесины.
На занятиях особое внимание уделяется правилам безопасности труда, санитарии и личной гигиены.
Предлагаемая программа направлена:
- на возрождение и развитие различных промыслов по художественной обработке дерева;
- на воспитание всесторонне развитой творческой личности, умеющей ставить перед собой практические задачи и решать их на техническом и технологическом уровне, доводя изделие до совершенного вида с художественной точки зрения;
- на профессиональную ориентацию учащихся, направленную на выбор своего будущего, связанного с обучением и работой на производствах, связанных с различными видами обработки дерева.
Содержание предмета
В рабочую программу учебного предмета «Основы художественной обработки древесины » включены следующие разделы:
Вводное занятие.
Дерево как основной материал для работы в мастерской.
Настройка и содержание инструмента.
Выпиливание лобзиком. Материалы и приемы работы.
Выпиливание простых фигур.
Выпиливание объемных конструкций.
Заключительное занятие.
Требования к уровню подготовки
После изучения учебного предмета «Основы художественной обработки древесины » учащиеся должны иметь представление:
- об истории развития и распространения видов художественной обработки древесины;
- о видах пропильной резьбы (ажурная, сквозная, накладная);
Учащиеся должны знать:
- роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;
- свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе материала – древесины или фанеры для выполнения проекта);
- традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины;
- возможность и область применения ПЭВМ в современном производстве;
- правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.
Учащиеся должны уметь:
- рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
- читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
- выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
- собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
- находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;
- осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять предпринимательскую инициативу.
Календарно-тематический план
№
п/п
Дата
Наименование раздела, тема урока
Кол- во час.
Основные понятия
Тип урока
По плану
Фактическая
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
1
1
04.09
Охрана труда при производстве художественных изделий.
1
Мастерская, спецодежда, материалы, инструменты.
УИНМ
Дерево как основной материал для работы в мастерской (2 часа)
2
2
11.09
Виды и свойства древесины.
1
Дерево, древесина, разрезы древесины, текстура, свойства древесины, пороки.
КУ
3
18.09
Типы и виды художественной обработки дерева.
1
Лобзик, выжигание, прозрачная и непрозрачная отделка.
КУ
Настройка и содержание инструмента (2 часа)
2
4
25.09
Измерительные инструменты.
1
Технический рисунок, чертеж, эскиз, линии чертежа, масштаб.
КУ
5
02.10
Особенности работы лобзиком.
1
Лобзик, рамка, пилки, зажимы, рукоятка, столик, надфиль.
КУ
Выпиливание лобзиком. Материалы и приемы работы (6 часов)
6
6
09.10
Выбор рисунка.
1
Технический рисунок, чертеж, эскиз, композиция
КУ
7
16.10
Подготовка материалов.
1
Выпиловочный столик, фанера, копировальная бумага.
КУ
8
23.10
Правила выпиливания лобзиком.
1
Лобзик, рамка, пилки, зажимы, рукоятка, столик, фанера.
КУ
9
30.10
Прямые и волнистые линии.
1
Выпиловочный столик, фанера, лобзик.
КУ
10
13.11
Выпиливание по шаблону.
1
Шаблон, фанера, выпиловочный столик, лобзик.
КУ
11
20.11
Выпиливание острых углов.
1
Выпиловочный столик, фанера, лобзик.
КУ
Выпиливание простых фигур (5 часов)
5
12
27.11
Подготовка заготовки.
1
Фанера, шаблон, копировальная бумага, чертеж.
КУ
13
04.12
Выпиливание по внешнему контуру.
1
Внешний контур, выпиловочный столик, фанера, лобзик.
КУ
14
11.12
Работа над объектом.
1
Внешний контур, выпиловочный столик, фанера, лобзик.
КУ
15
18.12
Устранение дефектов.
1
Надфиль
КУ
16
25.12
Отделка, зачистка изделия.
1
Шлифовальная шкурка, ворсистость, шлифовальная колодка, риски, лакирование.
КУ
Выпиливание объемных конструктивных изделий (17 часов)
17
17
15.01
Подготовка заготовки. Перевод рисунка на основу.
1
Фанера, шаблон, копировальная бумага, чертеж.
КУ
18-19
22.01
29.01
Выпиливание по внешнему контуру.
2
Внешний контур, выпиловочный столик, фанера, лобзик.
КУ
20-21
05.02
12.02
Работа над объектом.
2
Выпиловочный столик, фанера, лобзик.
КУ
22
19.02
Инструменты для создания отверстий.
1
Отверстия, шило, сверло, дрель, патрон.
КУ
23-24
26.02
05.03
Выпиливание по внутреннему контуру.
2
Внутренний контур,
выпиловочный столик, фанера, лобзик.
КУ
25-26
12.03
19.03
Работа над объектом.
2
Внутренний контур,
выпиловочный столик, фанера, лобзик.
КУ
27-28
02.04
09.04
Устранение дефектов выпиливания.
2
Надфиль
КУ
29-30
16.04
23.04
Отделка, зачистка изделия.
2
Шлифовальная шкурка, ворсистость, шлифовальная колодка, риски.
КУ
31
30.04
Сборка изделия.
1
Надфиль, риски, клей ПВА.
КУ
32-33
07.05
14.05
Окончательная отделка. Оценка изделия.
2
Шлифовальная шкурка, ворсистость, шлифовальная колодка, риски, лакирование, краски, морилка, тампон.
КУ
34
21.05
Итоговое обобщение.
1
УОСЗ
35
28.05
Итоговое занятие.
1
УОСЗ
КУ – комбинированный урок
УИНМ – урок изучения нового материала
УЗИМ – урок закрепления изученного материала
УПЗУ – урок применения знаний и умений
УКЗУ – урок контроля знаний и умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
Литература
Список литературы, используемой педагогом:
1. Абросимова А. А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б., Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М., Высшая школа, 1984.
2. Амалицкий В.В., Амалицкий В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты. - М., Академия, 2002.
3. Барташевич А.А, Антонов В.П. Технология производства мебели и резьба по дереву. - М., Высшая школа, 2001.
4. Бобров В.А. Справочник по деревообработке. - М., Феникс, 2003.
5. Браун Джереми. Энциклопедия методов обработки дерева. - М., Астрель, 2005.
6. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.
7. Коршевер Н. Столярные и плотничьи работы. - М., Вече, 2005.
8. Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. – М., 1998
9. Рыкунин С., Кандалина Л. Технология деревообработки. - М., Академия, 2006.
10. Стендинг Энди. Изделия из дерева. - М., Мой мир, 2007.
11. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:
1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический труд, 5 – 9 классы. – М., 2004.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
9. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
10. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.
11. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
12. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
18. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
22. Тусарчук Д.И. Триста ответов любителям работ по дереву. - М., 1985.
25. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.
15