Конспект урока в 9 классе Вид, критерии и структура вида


Конспект урока в 9 классе на тему «Вид, его критерии и структура»
Учитель биологии МБОУ «РСШ №1» Комарова Галина Ивановна
Тип урока: урок открытия новых знаний
Целевая аудитория: учащиеся 9-го класса
Цели:
Образовательные:
научить учащихся самостоятельно добывать знания;
формировать у учащихся знаний и умений о структуре и критериях вида.
изучить особенности строения, жизнедеятельности организмов согласно критериям вида.
показать взаимосвязь различных критериев при отнесении организма к таксону систематики.
Развивающие:
развивать интерес к изучению предмета, нестандартное критическое мышление через выполнение различных дифференцированных заданий, формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы, оценивать.
развивать умение учащихся работать самостоятельно в группах.
прививать интерес к биологии через проведение практических работ и работе с дополнительным материалом.
повысить восприимчивость учащихся к проблемам, связанным с проблемами окружающей среды.
развивать творческие способности учащихся при выполнении творческих заданий.
Воспитательные:
повысить восприимчивость учащихся к проблемам, связанным с проблемами окружающей среды.
воспитание культуры общения при работе в паре.
Планируемые результаты
Личностные:
готовность к саморазвитию и самообразованию;
ответственное отношение к выполнению учебных задач;
формирование научного мировоззрения при ознакомлении с основными критериями вида;
оценка вклада биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Метапредметные
Познавательные:
умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы применять теоретические знания на практике;
Развитие умения находить дополнительную биологическую информацию для самостоятельного приобретения знаний по биологии.
Регулятивные:
ставить цель урока и определять задачи и способы действий для ее достижения;
выполнять задания по предложенному плану, оценивать результаты своей деятельности.
умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы, оценивать полученные результаты.
Коммуникативные:
умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в паре;
строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;
аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
систематизация и углубление знаний о виде, его критериях и структуре;
формирование современного представления о виде как основном и качественном этапе эволюции.
Методы обучения:
словесные методы: рассказ, объяснительная беседа;
проблемные, частично-поисковый;
наглядно-образный;
самостоятельная работа, работа в парах.
Средства:
предметные средства: презентация учителя;
практические средства: выполнение самостоятельной работы;
интеллектуальные средства: анализ, сравнение, сопоставление;
эмоциональные средства: интерес.
Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, карточки-задания для индивидуальной работы в 2 вариантах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Закрепление знаний
Подведение итогов
Домашнее задание
Рефлексия
Ход урока
1. Организационный. Учитель приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку, мотивирует к учебной деятельности, сообщает план работы на уроке.
2. Актуализация знаний.
Вспомните:
Какую роль в теории эволюции играет популяция? Слайд 2.
3. Изучение нового материала.
3.1.Постановка проблемного вопроса. Слайд 3.
Что такое вид и каковы его критерии?
3.2.Формулировка темы, постановка целей и задач урока, определение способов действия для решения задач к достижению цели. Слайд 4-5.
3.3.Понятие о виде как реально существующей генетически неделимой единице. Рассказ учителя. (Понятие «вид» ввел ботаник Д. Рей (XVII в.), обозначил вид (бинарная номенклатура) К. Линней). Ч. Дарвин признал реальное существование видов в природе, их возникновение, исчезновение, развитие, изменяемость и способность давать начало другим видам. Слайд 6-8.
3.4.Критерии вида как отображение определенных признаков вида, позволяющих выделить его среди других видов. Основные критерии вида: морфологический, физиологический, биохимический, географический, экологический, репродуктивный.
Слайд 9 -10.
3.4.1.Самостоятельная работа учащихся по выполнению предложенного учителем задания 1. Слайд 11.
Задание 1. Прочитайте текст, статьи «Критерии вида» на стр. 158-159, рассмотрите рис. 68. на стр.158. и заполните таблицу «Критерии вида». Слайд 9.
Таблица. «Критерии вида».
№ п./п. Название критерия Характеристика
Правильный ответ. Слайд 12.
№ п./п. Название критерия Характеристика
1. Морфологический сходство строения организмов одного вида
2. Физиологический сходство жизненных процессов и возможности размножения
3. Репродуктивный репродуктивная изоляция
4. Географический вид занимает определенный ареал
5. Биохимический сходство по биохимическим параметрам (состав и структура белков и нуклеиновых кислот)
6. Экологический вид занимает свою экологическую нишу, т.е. существует только в определенных условиях
3.4.2. Демонстрация учителем презентации критериев вида. Слайд 13 -18.
3.4.3.Самостоятельная работа в парах по выполнению предложенного учителем задания 2.
Задание 2. Обсудите в парах предложенные вопросы и запишите ответы в рабочие тетради. Слайд 19.
1.Какой критерий, по вашему мнению, является самым главным? Почему? Дайте пояснение.
2.Можно ли для определения видовой принадлежности организма использовать только один критерий? Аргументируйте свой ответ.
Правильный ответ. Слайд 20.
Главным является – репродуктивный критерий Он считается главным потому, что он обуславливает репродуктивную (генетическую) изоляцию одного вида от других, даже близкородственных. Это достигается главным образом особенностями генотипа у особей каждого вида – количеством и строением хромосом.
2.Можно ли для определения видовой принадлежности организма использовать только один критерий? Аргументируйте свой ответ. Слайд 12.
Для определения видовой принадлежности организма использовать только один критерий нельзя, потому что ни один из критериев не является абсолютным. Только учет всех критериев позволяет очертить границы каждого конкретного вида.
3.2. Структура вида. (Совместная деятельность учителя и ученика: пояснение структуры вида учителем с использованием презентации учителя и составлением на доске схемы «Структура вида» и записью учащимися - тетрадях). Слайд 21-23.
4.Закрепление знаний. Задание 3. Решите биологическую задачку. Слайд 24.
Какому критерию вида соответствует следующее описание:
Большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками?
географическому
экологическому
морфологическому
генетическому
5.Подведение итогов.
5.1. Подсчет суммы баллов за выполнение заданий в рабочей тетради и предложенное учителем.
5.2.Соотношение полученных результатов самостоятельной работы с критериями оценки и выставление оценки по 5-бальной системе. Слайд 25.
Максимальное количество баллов – 8.
Критерии оценки:
7-8 баллов – «5»;
5 -6 баллов – «4»;
4 баллов – «3»;
Менее 4-х баллов – «2».
6. Рефлексия. Слайд 26.
Не удалось разобраться в теме.
Остались вопросы.
Тема раскрыта, все понятно.
7. Задание на дом. Слайд 27.
1. Изучить текст и рисунок параграфа 37 учебника, ответить на вопросы 1-2 в конце пр.
2.Учащимся, имеющим особые способности, ответить на вопросы 3-4 в конце пр.
3.Творческое задание (по выбору), используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию или сообщение о редких видах растений или животных родного края.