Презентация урока в 9 классе «Вид, его критерии и структура»


Free Powerpoint Templates ГКВОУ ЦО Самарской области отделение №1Презентация урока в 9 классе«Вид, его критерии и структура»Подготовил учитель биологии и химии Карлова М. А.2015 Цель урока Сформировать понятия «Вид»,«Критерии вида»«Структура вида» ЗАДАЧИ УРОКА Образовательные сформулировать определения понятиям «вид», «критерии вида»; изучить критерии вида; уметь выявлять критерии видаКоррекционно-развивающие развивать умения и навыки групповой и индивидуальной работы, умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, дидактическим материалом.Воспитывающие: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обосновано излагать свое мнение, уважительно относится к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому. Методы урока ПроблемныйЧастично- поисковыйРефлексивный Материалы и оборудованиемультимедиапроектор, экран, презентация для урока, демонстрационный материал: учебники, справочники, рабочие тетради, демонстрационный материал. Этапы урока 1. Организационный момент Приветствие: «Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперед, за новыми знаниями!  2. Рефлексия Раздает заранее приготовленные листки бумаги.«Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале». 3. Целеполагание Постановка проблемыФормирование интересаОпределение цели Постановка проблемы Одной из главных особенностей биологической материи на нашей планете является ее дискретность или как сказал основатель учения о микроэволюции Тимофеев-Ресовский «квантированость». Это выражается в том, что она представлена отдельными видами. Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико. Формирование интереса Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико. Сейчас на ней обитает около 50000 видов растений, более 1,5 млн видов животных, не менее 100000 видов грибов, большое количество видов бактерий и вирусов. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов. А некоторые виды безвозвратно исчезли с нашей планеты. Что же такое вид? Что мы понимаем под данным понятием? Каспийский тигр Черный камерунский носорог Золотая жаба Черепаха острова Пинта (Абингдонская слоновая черепаха) Определение цели(выход на цель урока) 1. Дать характеристику вида 2. Выявить и охарактеризовать структуру и критерии вида.3. Научится определять критерии вида. 4. Организация самостоятельной деятельности учащихся. Организует деятельность в парах:Вопрос для групп: «Можно ли только по вашему критерию дать характеристику вида и почему? Выявите приоритетные показатели для изучаемого критерия».Работа с индивидуальными рабочими тетрадями «Критерии вида» 5.Воспроизведение информации, составление единого целого из отдельных блоков. На основании общих обсуждений учащиеся формулируют определения понятия «вид» и «структура вида», «критерии вида».Результаты работы выводятся на доску в виде схем, фиксируются всеми учащимися с целью обобщения субъективного опыта. 6. Минутка здоровья Кстати, задавая вопрос, следите за глазами человека: Под музыку учащиеся , используя головоломку считают животных. Кто быстрее сосчитает. 6. Организация фронтальной деятельности учащихся по приобретению новых знаний. Решение биологических задач:1.Белый медведь обитает в арктическом поясе, окраска шерсти белая, питается рыбой и морскими млекопитающимися. Бурый медведь распространен в лесах умеренного пояса, окраска шерсти бурая, пища растительная и животная, на зиму впадает в спячку. На основании какого критерия можно сделать вывод, что особи этих видов не могут скрещиваться?2.Зубр и бизон два вида , относящиеся к одному роду. Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство зубробизона. В природе не скрещиваются, так как обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?3. установлено, что под названием «черная крыса» скрываются два вида двойника: крысы с 38-ю и 42-мя хромосомами. Как можно назвать такой критерий?Вывод: каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида; только в совокупности они позволяют выяснить принадлежность живого организма. 7. Подведение промежуточного итога урока. Учитель характеризует положительную работу класса, групп, отдельных учеников. Мотивирует на дальнейшую работу. Ученик формирует положительное отношения к уроку и знаниям через одобрение учителя. 8. Итоговый контроль Выполнение разноуровневых заданий .Тесты : А. 1. Экологический критерий вида – это сходство:1) условий обитания особей одного вида2) генотипов особей вида3) всех процессов жизнедеятельности4) внешнего и внутреннего строения.Какому критерию вида соответствует следующие описания:1. Среднеазиатская черепаха заселяет глинистые и песчаные пустыни, степи и полупустыни  предгорья.2. Воробей полевой держится у посёлков, на полях, в садах, по опушкам леса, в долинах рек; птица разнообразная.Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.Признаки                                                                                        Критерии видаА) органы чувств – одна пара щупалец                                      1. экологическийБ) населяет пресные водоёмы                                                      2. морфологическийВ) раковина спирально закрученная 9. Рефлексия деятельности. 1. На уроке я узнал о том, что …2. На уроке было скучно, весело, интересно, 3. Мое настроение после урока:   10. Рефлексия своего личного участия в работе. Оцените свое самочувствие, свою работу по 10-тибальной шкале. Поставьте себе оценку. Обоснуйте своё решение. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях...»(К. Ушинский) Благодарю за внимание!