Выступление на окружном семинаре 16 мая 2016 г. Малая академия больших возможностей
Окружной семинар 16 мая 2016 г. на тему «Научно – исследовательская деятельность в учреждении дополнительного образования как современный интенсивный путь развития исследовательских компетенций обучающихся и педагогов»
Неделя науки в рамках районной «Малой академии наук юных исследователей»
Г.Лукьянова. Выступление к презентации
МАЛАЯ АКАДЕМИЯ БОЛЬШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу начать свое выступление с истории нашей академии наук юных исследователей.
В 2007 году при Шенталинском Центре детского творчества (ныне СП ЦДО для детей и взрослых ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала) было создано научное общество учащихся «Малая академия наук юных исследователей» с целью выявления и развития детей, проявляющих большой интерес к исследовательской деятельности. 30 октября 2007 года считается днем официального открытия научного общества учащихся «Малая академия наук юных исследователей». Малая академия наук юных исследователей – добровольное объединение учащихся, призванное активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе во внеурочное время под руководством учителей и педагогов дополнительного образования. С 2012 года НОУ переименовано в РМАНЮИ.
Инициатива базировалась на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития – личностно- ориентированного образования, как принято говорить сегодня. Эта инициатива стала нововведением в образовательном пространстве Шенталинского района.
Малая академия предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности , интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности. Молодая академия для школьников стремительно развивалась , в нее шли учащиеся из разных школ района, исходя из собственных побуждений, стремлений и целей. Так Академия собрала талантливых детей, которых интересовали вопросы о космосе, археологии, медицине, журналистике, юриспруденции и многое другое: это ребята из школ района, Шенталинского филиала ТМедК, Шенталинского профессионального училища.
Основной контингент обучающихся детского объединения «Основы исследовательской деятельности», они же являются членами МАН ЮИ, составляют дети подросткового возраста. Учебно – воспитательный процесс в Малой академии наук направлен на то, чтобы помочь детям в решении основной и самой сложной задачи - личностного и профессионального самоопределения. Здесь сложилась определенная система работы. Эту систему можно назвать разноуровневой, целостной, открытой и вариативной.
СП ЦДО работает и реализует дополнительные образовательные программы по следующим направлениям: гуманитарное, естественнонаучное, общекультурное и др.
Важное место в работе МАНЮИ занимают здоровьесберегающие технологии.
ТРАДИЦИИ РМАНЮИ
Первая : ежегодно,30 октября , проводить открытое праздничное заседание РМАНЮИ, где учащиеся знакомятся друг с другом , встречаются со своими наставниками, приветствуют новых членов МАН ЮИ, узнают перспективы работы на будущее.
Программа заседания включает: открытие, посвящение в члены Р МАН ЮИ; творческий отчет за прошедший год «Наши достижения»; презентации лучших исследовательских работ воспитанников Центра дополнительного образования для детей; награждение научных консультантов, наказы и поздравления наставников. Для развития мотивации к поисково – исследовательской деятельности привлекаются наставники, которые выполняют функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим учеником. Они проводят большую работу с детьми по формированию у них исследовательских компетенций в рамках РМАНЮИ. Руководители профессионально готовят своих учащихся, воспитывают в них серьезный подход к приобретению научных знаний, приобщению к исследовательской деятельности.
Вторая традиция РМАНЮИ - это проведение научно- творческой конференции , которая проводится в День науки. Проведение НТК – это итог исследовательской, творческой деятельности обучающихся. Сегодня Малая академия наук является организатором научно- творческих конференций, цель проведения которых – развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности. Вот уже девятый год подряд на базе СП ЦДО проводится научно- творческая конференция учащихся .
В сводном плане-графике мероприятий в рамках работы ОПОРНЫХ ПЛОЩАДОК запланирована Неделя науки.
Хочу рассказать о Неделе науки в рамках районной Малой академии наук юных исследователей (РМАНЮИ) - это праздник длиною в целую неделю (10.05-13.05.2016 г.).
10 мая Вторник: Открытие Недели науки. Неделя открылась с заседания актива РМАНЮИ, на котором ребята познакомились с программой Недели, каждое детское объединение «Основы исследовательской деятельности» получило задание.
11 мая Среда: Проведение Конференции . 11 мая 2016 года в рамках Недели науки состоялась 9 НТК, в работе которой приняли участие 30 юных исследователей из 4-х школ района и СП ЦДО: Шенталинской школы №1, №2,Четырлинской, Каменской, обучающиеся детского объединения «ОИД», члены РМАНЮИ. Проведенную конференцию можно назвать праздником Науки, потому что ребята продемонстрировали результаты своего самостоятельного поиска в решении определенной задачи. В рамках Недели науки каждому циклу предметов была посвящена своя секция. Характерно то, что представлено много работ в таких секциях, как «Наш дом-Земля» (экология, биология, химия), «О нашем Великом Могучем замолвите слово» (русский язык, литература), «Проводник в мире формул» (физика), «Внимание! Человек» ( психология, медицина), «В лабиринтах Истории» ( история, краеведение).
12 мая Четверг: Диспут «Какой ты в XI веке?»
- блиц интервью для зала (для учащихся старшего возраста), группы №1,3 д/о «ОИД»: обсуждение «Наш дом - Земля». Может ли кто-нибудь спрятаться на острове, в бункере, в горах от экологической беды? Наивный вопрос, скажете вы и будете правы. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда. Вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом»- об этом шел разговор на защите презентаций «Наш дом - Земля». Решением, которой стала акция «Территория двора свободная от мусора», где ребята привели территорию своих дворов в порядок.
13 мая Пятница: Викторина «Науки разные нужны, науки разные важны» (для учащихся среднего возраста), группа № 2 д/о «ОИД».
Обучающиеся объединения встретились с королевой Естественных наук, и ее придворными – Физикой, Химией, Географией и Биологией ( Самуткиной О., Куликовым Н., Михайловой Ю., Мокшановой И., Илюхиным В.). Гости рассказали ребятам о выдающихся естествоиспытателях, живших в разное время и в разных странах, какие науки являются важными. Нельзя отыскать всех важнее науку. Ведь каждая исследует мир и решает задачи.
Они все равны, и никак не иначе.
Неделя науки интегрирует потенциал эффективных форм проведения научно- творческих конференций, мастер- классов и различных форм массовых мероприятий. Подведение итогов Недели. Закрывает Неделю науки окружной семинар по теме «Научно – исследовательская деятельность в учреждении дополнительного образования как современный интенсивный путь развития исследовательских компетенций обучающихся и педагогов».
******************************************************************
Цели Конференции: развитие у детей и подростков познавательного интереса, потребности в интеллектуальной активности и овладении навыками исследовательской работы; выявление достижений учащихся в учебно- исследовательской деятельности; возможность общения с единомышленниками; повышение роли ОУ в организации и ведении учебно- исследовательской деятельности учащихся; обмен педагогическим опытом в области исследовательской деятельности.
За 9 лет через детское объединение «ОИД» прошли 270 человек. За 3 последних года из 93 человек 67 (72 %) освоили технику публичного выступления перед аудиторией, научились презентовать свою исследовательскую работу, отстаивать свою точку зрения, приобрели опыт социального общения. Конечно, это лишь начальные шаги исследовательской деятельности на уровне учреждения в рамках РМАНЮИ , но умение поставить цель, сделать выводы, работать с научной литературой, оформить работу, достойно ответить на вопросы – это бесценный опыт, который приближает ребят (юных исследователей) к большой науке.
Защита работы не завершает учебно- исследовательскую работу школьника, а лишь открывает ему путь в большую науку, которая может стать для него смыслом жизни, возможно в будущем – материальной базой для достойной жизни.
В декабре 2015 года впервые прошла научно- творческая конференция для младших школьников «Первые шаги» (2,3классы). Малая академия наук решила привлекать к проектной и исследовательской деятельности детей самого раннего возраста.
В январе 2016 года члены МАН ЮИ приняли участие в X Открытой Международной научно- исследовательской конференции старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия» (г. Отрадный). Михайлова Юлия стала победителем в номинации «За оригинальность исследования» в секции «Историческое краеведение».
Воспитанники детского объединения «Основы исследовательской деятельности» , члены РМАН ЮИ- активные участники , призеры и победители Всероссийской конференции учащихся «Познать неизвестное» 2015 г. - 2 человека обладатели бронзового диплома Конференции, двое получили серебряный диплом и один ученик- золотой диплом и т.д.
Малая академия наук юных исследователей сотрудничает со всеми образовательными учреждениями района, организует обучающие семинары с учащимися, учителями, проводит научно – творческие конференции «Первые шаги в науку» по разработанному положению.
На протяжении 9 лет Малой академии наук юных исследователей в информационно- методическом плане большую помощь оказывает учреждение дополнительного образования детей «Искра» Промышленного района г.о. Самара (директор Плотникова Т.Ю.). Обучающиеся детского объединения «Основы исследовательской деятельности» и члены МАН ЮИ являются активными участниками и победителями научно – творческой конференции «Наука. Творчество. Интеллект».
Налажены контакты с Тольяттинским филиалом Самарской городской общественной организации «Сообщество молодых ученых», который возглавляет Президент Станислав Александрович Репинецкий.
В этом году активно сотрудничаем с ДШИ «Радуга» г.о. Самара (директор Сморкалова Е.В.). Участвовали в научно- практической конференции для учащихся и педагогов «Новое поколение».
В 2010-2011 учебном году Центру дополнительного образования для детей был присвоен статус окружной опорной площадки по теме « Организация научного общества учащихся «Малая академия наук юных исследователей» в условиях сельского района».
Успешная деятельность Малой академии наук определяется целенаправленной творческой работой всего педагогического коллектива.
16 апреля 2015 года – мы призеры (3 место) областного конкурса «Инновации в дополнительном образовании», в номинации «Инновации в воспитании».
И в 2015-2016 учебном году структурному подразделению Центр дополнительного образования для детей и взрослых ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала присвоен статус окружной опорной площадки по теме «Районная Малая академия наук юных исследователей как школа, формирующая исследовательские компетенции обучающихся и студентов села».
Деятельность Малой академии наук юных исследователей способствует созданию условий для выявления, развития и поддержки талантливых детей и подростков, формирования разносторонне развитой творческой личности с гуманистически ориентированным мышлением, подготовки интеллектуального и творческого потенциала учащихся района.
Исследовательские компетенции обучающихся могут формироваться различными способами в ходе исследовательской деятельности.
Процесс формирования исследовательских компетенций в образовательном учреждении должен представлять собой продуманную, целенаправленную, рассчитанную на несколько лет коллективную, работающую в системе сотрудничества учащихся и взрослых, систему, сочетающую в себе различные формы деятельности в детских объединениях по действующим направленностям образовательного учреждения.
Для организации такой системы в дополнительном образовании разработан педагогический проект: районная «Малая академия наук юных исследователей» как школа, формирующая исследовательские ключевые компетенции обучающихся и студентов села», учитывающая все нюансы учебного учреждения, особенности региона и социального партнерства.
Одним из важных направлений интеграции основного и дополнительного образования является поддержка и развитие интеллектуального потенциала и творческой инициативы обучающихся средствами учебно-исследовательской деятельности.
Актуальность исследовательской работы в рамках районной «Малой академии наук юных исследователей» определяется предоставлением общего и внешкольного дополнительного образования.
Выделение проблемы по совместной исследовательской работе детей и педагогов в условиях дополнительного образования продиктовано наличием ряда противоречий выявленных в результате теоретического анализа и практического изучения опыта по созданию оптимальных условий совместной исследовательской деятельности:
Главная цель исследовательской деятельности направлена на развитие у учащихся логического, абстрактного, креативного, аналитического и др. типов мышления, способствующих исследовательской деятельности. Для современного мира главной движущей силой становится знание, достижение новых технологий, приобретение новейшей информации. Исследовательская деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет развиваться и ученику и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы.
Поэтому необходимо формировать у обучающихся исследовательские ключевые компетенции. Одним из наиболее эффективных способов является работа в рамках районной «Малой академии наук юных исследователей».
На основе анализа в рамках проекта была разработана программа деятельности площадки. Участие в инновационной деятельности, отражающей суть воспитательного проекта, ведется через формирование исследовательских компетенций обучающихся при помощи современных педагогических приемов и технологий.
В рамках эксперимента Самарской области по внедрению ФГОС в основную школу , учителя реализуют предметные программы, участвуя в инновационной деятельности .Используют современные педагогические технологии и приемы.
Опыт работы педагогов по обобщению и распространению концептуальных идей своей профессиональной деятельности в педагогическом сообществе отражен в книге «Опыт педагогов».
Книга содержит 3 раздела: учебная деятельность, внеурочная деятельность, воспитательная деятельность и приложение.
В разделах книги рассматриваются понятия: учебно - исследовательская деятельность, современные образовательные технологии.
Материал книги будет интересен учителям, которые занимаются учебно- исследовательской и научно- исследовательской деятельностью с учащимся.
Далее см. Презентацию
Вся исследовательская деятельность нашего объединения освещалась в районной газете «Шенталинские вести», за 9 лет- 35 публикаций, и результаты деятельности у всех на виду.
Существование и функционирование на базе СП ЦДО ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д.ст. Шентала Центра дополнительного образования для детей и взрослых детского объединения учащихся «ОИД » в рамках районной «Малой академия наук юных исследователей» показывает, что из года в год возрастает интерес детей к исследовательской деятельности.
Исследовательская и творческая деятельность благоприятствует жизненному самоопределению ребят. Знакомясь с определенной областью знаний, они находят себе занятие по душе, возможно, выбирают профессию и утверждаются в своем выборе. Такие дети будут более востребованы и успешны в жизни! Спасибо за внимание!
.