Рабочая программа кружка Малая школьная академия.3 класс.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение города Бузулука
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Рассмотрено на заседании Утверждаю
Педагогического совета школы директор МОБУ «СОШ №4
Протокол № 1 от 29.08.2016 г. _____________Т.А. Юшина
Приказ №81/3 от 29.08.2016г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности в начальной школе
«Малая школьная академия »
(на 2016-2017 учебный год)
Учитель начальных классов
МОБУ «СОШ №4
Максимчук Елизавета Сергеевна
2016г
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Результаты Формируемые умения Средства формирования
Личностные • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
• развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Регулятивные • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные • умения учиться: навыкахрешения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
• добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
Коммуникативные • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
• умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Для оценки эффективности занятий по ПИД можно использовать следующие показатели:
- умение выделить проблему
- умение поставить цель исследования
- умение сформулировать гипотезу
- умение выделить объект исследования
- умение определить предмет исследования
- умение описать параметры и критерии предмета исследования
- умение подобрать соответствующие методы исследования
- умение подобрать инструментарий
- умение осуществить анализ результатов
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение
- успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках
(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Программа «Малая школьная академия» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов.
В качестве контроля и самооценки своей деятельности обучающимися используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев: «Мои достижения»
Фамилия, имя, отчество Название проекта Техника исполнения
Самостоятельность
Сложность
Моё настроение
Применение
В ходе реализации курса Малая школьная академия учитель применяет такие формы работы как: круглый стол, беседа, анкетирование, интервьюирование, презентация выступления в устной и письменной форме, занятия-практикумы, научные исследования.
Результатом курса внеурочной деятельности являются: проекты по теме, постеры, слайды с фотографиями и рисунками, презентации, визитки, анкеты.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Наименование разделов и тем Характеристика деятельности учащихся Форма организации Вид деятельности
Занятие 1.
Круг твоих интересов. Хобби. Введение понятия «хобби». Просмотр видеофрагмента об увлечениях.
Круглый стол Познавательная, игровая.
Занятие 2.
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи. Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Круглый стол Познавательная ,игровая.
Занятие 3.
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задач.
Понятия «формулировка» «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы. Кружок Познавательная, проблемно-ценностное общение.
Занятие 4.
Требования к паспорту проекта Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации
Кружок Познавательная, проблемно-ценностное общение.
Занятие 5.
Составление паспорта проекта. Общая цель и личная цель (цели) в работе над проектом. Составление общего и личного планов работы над проектом. Составление паспорта проекта, подготовка к защите проекта (семиминутное выступление перед аудиторией.Кружок Познавательная, проблемно-ценностное общение.
Занятие 6.
Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование
Толкование новых понятий. Нахождение важных, существенных признаков в любом начинании, в любом процессе. Составление вопросов для анкет.
Опрос, анкетирование Познавательная, проблемно-ценностное общение.
Занятие 7.
Анкетирование. Практическое занятие. Запоминание толкование новых понятий. Составление анкеты по теме проекта.
Игра Познавательная,
проблемно-ценностное общение.
Занятия 8-9 Постер. Требования к созданию постера.
Условия размещения материала на постере.
Толкование новых понятий. Создание постера со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами, планами под руководством учителя. Устные и письменные сообщения. Защита постера Познавательная ,проблемно-ценностное общение.
Занятие 10.
Практическая работа. Создание мини-постера. Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. Создавать устные и письменные сообщения.
Кружок Познавательная, проблемно-ценностное общение.
Занятия 11-15.
Изучение и освоение возможностей программы МРР
Работа в программе МРР. Вставка фотографий, рисунков.
Работа в программе МРР. Вставка фигур, диаграмм
Программы МРР. Анимация. Настройка анимации. Требования к составлению компьютерной презентации. Работ в программе МРР, создание анимации, вставка фото.
Защита проекта Трудовая
Занятия 16-17
Творческая работа. Создание журнала «Мир глазами животных».
Программа МРР-MicrosoftPowerPoint Дизайн. Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «Обрезка» и «Границы рисунка».
Научная лаборатория Проблемно-ценностное общение.
Занятие 18-19.
Программа МРР. Дизайн. Практическое занятие по работе с программой МРР. Практическое применение знаний в программе МРР, создание презентации. Научная лаборатория Трудовая, познавательная
Занятие 20-21.
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями. Изучение и осваивание возможности программы MicrosoftPowerPoint.
Знать: способы обобщения материала.Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное. Круглый стол Проблемно-ценностное общение.
Занятия 22-24.
Требования к компьютерной презентации. Программа МРР Составление презентации по теме проекта и плана подготовки к защите проекта. Круглый стол Проблемно-ценностное общение.
Занятия 25-26.
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.
Сообщение, доклад.
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. Проба Проблемно-ценностное общение
Занятия 27-28.
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.
Тест «Чему я научился?»
Игровая деятельность. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Кружок Ценностное общение
Занятие 29-31.
Памятка для учащегося-проектанта.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. Кружок Трудовая
Занятие 32-34.
Твои впечатления от работы над проектом. Советы на лето от Мудрого дельфина
Анализ своей проектной деятельности. Защита проектов Проблемно-ценностное общение.
3. Календарно-тематическое планирование в 3 классе
№
Тема Дата по плану Дата по факту
1 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. 06.09 06.09
2 Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы. 13.09 13.09
3 Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. 20.09 20.09
4 Требования к паспорту проекта. 29.09 29.09
5 Составление паспорта проекта. Практическое занятие. 06.10 06.10
6 Требования к составлению анкет для проекта. 13.10 13.10
7 Анкетирование.Практическое занятие. 20.10 20.10
8 Постер. Требования к созданию постера. 27.10 27.10
9 Условия размещения материала на постере. 10.11 10.11
10 Практическое занятие. Создание мини-постера. 17.11 17.11
11 Изучение и освоение возможностей программы МРР 24.11 24.11
12 Работа в программе МРР: вставка фотографий, рисунков 01.12 01.12
13 Работа в программе МРР: вставка фигур, диаграмм. 08.12 08.12
14 Программа МРР. Анимация. 15.12 15.12
15 Программа МРР. Настройка анимации. 22.12 22.12
16 Творческая работа. Создание журнала «Мир глазами животных» 29.12 29.12
17 Программа МРР. Дизайн. 18 Программа МРР. Дизайн. Практическое занятие. 19 Практическое занятие по работе с программой МРР. 20 Фотография на слайдах. 21 Работа с фотографией на слайдах. 22 Требования к компьютерной презентации. 23 Практическое занятие по работе в МРР: презентация.24 Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР. 25 Пробные выступления перед незнакомой аудиторией 26 Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. 27 Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно 28 Тест «Чему я научился?» 29 Памятка для учащегося-проектанта. 30 Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. 31 Обработка информации. Интервью. Визитка. 32 Твои впечатления от работы над проектом 33 Пожелание будущим проектантам. Твои советы им. 34 Советы на летние каникулы от Мудрого Совенка