Конспект занятия Санитары леса
Комплексное занятие.
«Санитары леса».
Форма проведения – эколого-краеведческая экспедиция.
Место проведения- район Кузнецкого Алатау «Поднебесные зубья».
Возраст участников-10-14 лет
Цель - сформировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну).
Задачи:
Образовательные: учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание.
Воспитательные: воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях
Оборудование; рюкзаки , палатки. лопата, рабочие перчатки, бумажные мешки под мусор, спички, бумага для рисования, карандаши, фломастеры.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Дети рассаживаются вокруг « костровища», на берегу горной реки Амзас .
2.Сообщение целей
Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по туристическим тропинкам . которые проходят по чаще этого волшебного , сказочно красивого леса. Поможем матушке -природе очистить лес от мусора , который оставили неряшливые туристы . Узнаем много интересного о растительном и животном мире нашего края. В нашем путешествии нам будут помогать Старичек –Лесовичек и его друг бурундучек.
Бурундучёк. Здравствуйте ребята
Мы вновь с вами на лесной тропинке
Лесную откроем дверцу,
И в шелесте листьев услышим,
Как бьётся природы сердце.
Старичёк- Лесовичёк.
Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг?Небо светло-голубое,Солнце светит золотое.Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и листва.Птицы, звери и леса,Гром, туманы и роса.Человек и время года –Это все вокруг(природа)
3.Теоретическая часть.
Как неповторим и интересен окружающий нас мир! И частью этого мира, прекрасной планеты Земля, частью России является удивительный край, имя которому Кузбасс. Сейчас мы с вами находимся в живописном, таежном ,горном районе Кузнецкого Алатау « Поднебесные Зубья» .
Кузнецкий Алатау является заповедником. Он расположен на юге Центральной Сибири в наиболее высокой части хребта Кузнецкого Алатау на территории Тисульского, Новокузнецкого и Междуреченского районов Кемеровской области.
Старичёк- Лесовичёк. Ребята . а вы знаете значение слова заповедник?
Заповедник -Особо охраняемая территория полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами.
Здесь природу нам помогает охранять государство. А некоторые неряшливые туристы не убирают за собой места стоянок, оставляют консервные банки. пластиковые бутылки. Засоряют туристические тропы , бросают мусор , упаковки от продуктов питания и многое другое, что вредит живой природе нашей тайги. Так давайте с вами поможем матушке -природе очистить лес от мусора .
Природа сможет прожить без человека, а вот человек без природы?.. Конечно же, нет. Соответственно, все мы должны бороться за сохранение природы, сохраняя тем самым своё здоровье, своё благополучие и свою жизнь.
Бурундучёк. Ребята давайте нарисуем экологические знаки о правилах поведения в природе и потом оставим их на местах стоянок, для памятки туристам о том что надо беречь лес..
Старичок-Лесовичок
Прежде чем отправиться в лес и быть помощниками природе, я хочу напомнить вам мои лесные законы:
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки кедра не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин – кедр и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враг!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты мой друг!
Спасибо!»
А сейчас давайте с вами вместе вспомним правила безопасного поведения в лесу ( инструктаж по безопасности в походах и на природе).
4.Практическая часть.
Очищаем от мусора стоянки и тропу от приюта « Белокуровский» до Талькового карьера. Расстояние 3 км. Складываем мусор, жестяные банки, в специальные большие бумажные мешки. Уносим к костровишу приюта. На стоянках оставляем нарисованные памятки.
Старичок-Лесовичок и Бурундучек рассказывают детям о цветах и травах , деревьях встречающихся на пути у ребят. О том какие животные и птицы обитают в нашей тайге. На сколько богат и разнообразен животный и растительный мир нашего края . О том что природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна и ее нужно беречь и любить и охранять!
Бурундучёк.
Тайга, к тебе пришли мы в гостиНа праздник дивной красоты.Весь день мы шли, размяли костиИ погрузились в мир мечты.
Во всем здесь властвует природа.Кругом следы лесных зверей.Бывает часто непогода,Ты встретила нас, как друзей.
Лучами солнца озаряясь,Тайга красотами сияла.Следы медвежьи попадались,Но мы тайги не испугались.
Духи природы нас встречали,Дарили радость красоты.И нас ничем не омрачали,А помогали нам дойти.
Старичок-Лесовичок. Ребята, давайте в костровище выкопаем не глубокую ямку и сложим туда все жестяные консервные банки и пластиковые бутылки, а сверху разожжем костер из старых и больных сухих веток . которые мы с вами собрали около деревьев и бросим в него мусор который быстро горит( бумагу, упаковки)
Проводит инструктаж по правилам разведения костров в лесу.
А теперь. пока прогорает наш костер, давайте поиграем в игру «Да-нет». Я как вы запомнили все то что узнали наших рассказов во время экологического похода по лесу
Игра «Да-нет».
Лиственница- хвойное дерево. Да .Нет.
Белка – самый многочисленный грызун наших лесов. Да. Нет.
Желтоголовый королёк – самая крупная птица Кузбасса. Да. Нет.
Росянка – растение, питающееся насекомыми. Да. Нет.
В нашей области обитают ядовитые пауки. Да. Нет.
Божьи коровки – это жуки-хищники. Да. Нет.
Клёст выводит птенцов в февральскую стужу. Да. Нет.
Кукушка вьёт гнездо. Да. Нет.
Крапива- лекарственное растение Да.Нет.
Красная книга Кемеровской области.
В любом уголке природы нам могут встретиться животные и растения, занесённые в Красную книгу. Чтобы не навредить, их нужно хорошо знать. А вы знаете охраняемые виды нашего края?
Венерин башмачок настоящий;
Пион уклоняющийся, Марьин корень;
Кувшинка белая.
Лилия кудреватая
По инициативе Международного союза охраны природы в 1962 году была выпущена Красная книга. Красный цвет – это сигнал опасности, понятный для всего мира. В неё внесены животные и растения, которые находятся под угрозой уничтожения или стали редкими.
(Демонстрация Красной книги Кемеровской области).
В Красную книгу Кемеровской области внесены 152 вида растений и 124 вида животных. А ещё 7 растений и 30 животных являются кандидатами для занесения их в Красную книгу.
« Блинчики»
Одеваем защитные перчатки, шумовкой разгребаем прогоревший костер, вынимаем обожженные банки , сплющиваем их с помощью молотка в « блинчики».
2.Снимаем аккуратно дерн с того места где будет ямка, убираем в сторону, проливаем его водой. Выкапываем ямку для того чтобы сложить в нее « блинчики». и остатки от костра. Яма должна быть глубиной не менее 50см. Засыпаем мусор землей сверху аккуратно выкладываем дерн.
Не обожженная жестяная консервная банка распадается в земле за 40 лет , на воздухе 90 лет. Обожженная и сплющенная банка распадается в земле полностью за 10 лет.
5.Подведение итогов.
Ребята давайте вспомним основные экологические правила поведения в лесу
- НЕ разводить огонь.
- НЕ шуметь.
- НЕ ломать ветки.
- НЕ рвать растения.
- НЕ разорять птичьи гнёзда.
- НЕ мусорить.
Сегодня мы с вами помогли матушке природе и очистили небольшой участок леса от мусора.У знали много интересного о животном и растительном мире нашей области.
В конце занятия звучит стихотворение:
«Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души,
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую,
Нас много, а Она одна.
6. Рефлексия.
Круг радости. Какие знания получили в путешествии? Обмен впечатлениями.
Список использованной литературы
1 .Андреева О.С. и др. Туризм в Кузбассе. Кемерово ООО»Скиф», 2009
2.Буковская Г.В. Игры, занятия по форированию экологической культуры младших школьников /[Текст] / Г.В. Буковская – М.:Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 192 с.
3.Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий /[Текст] Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007, 266с.
Муниципальное казенное учреждение
«Социальный приют для детей и подростков»
Осинниковского городского окрга
Комплексное занятие.
«Поможем матушке -природе очистить лес от мусора»
туристко-экологическое путешествие
Составил :воспитатель 2-ой
квалификационной категории
Генералова Ольга Ивановна
2013
15